Духовная жизнь человека. Основные категории 3.5.1. Нормы и ценности
Другими существенными компонентами духовности человека являются системы норм и ценностей, традиций и ритуалов, творчество, воплощаемое в действия и вещи, рефлексия, свобода и ответственность, убеждения и мировоззрение. Все эти категории с одной стороны — объединяют разные аспекты жизни человека — социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и другие — и становятся ядром культуры; с другой стороны — они включаются человеком в структуру его личности, формируя особый социальный или национально-исторический характер и определенный менталитет. Нормой называют "устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, т. е. облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса" (Э.А.Орлова, 1994, с. 53). Нормы делятся на инструментальные, определяющие "рисунок поведения" и служащие основой этикета, ценностные, определяющие моральные, этические, социальные, религиозные, политические и другие приоритеты. Нормы и ценности характеризуют специфичность как культуры в целом, так и личности, принадлежащей этой культуре, например, ценностями американской культуры является частная собственность, равенство возможностей, индивидуализм, личный успех, высокий социальный статус человека; ценности русской культуры — правда и справедливость; ценности культуры индейцев навахо — незавершенность, открытость, которые проявляются в общении (никогда нельзя быть до конца откровенным), в рисунках и орнаментах (любимый элемент орнамента — открытая спираль, либо другая незамкнутая фигура). Эстетическая ценность в изобразительном искусстве Востока определяется доктриной Дзэн — "ценности единичного" и идеологией природоцентризма (в отличие от европейской идеологии антропоцентризма). В соответствии с ней рисунок предельно лаконичен, большее внимание уделяется пейзажу, чем человеку в нем, высшей задачей художника считается изображение пустоты — максимального простора, изобразительность приносится в жертву философской глубине произведения. Дух искусства — "выражение многого посредством малого"; "один цветок — весна, в упавшем листе — вся осень"; "цвет — внешняя сторона природы. Соблазн цвета — серьезная помеха на пути понимания глубокой сущности и природы вещей". 5.5.2. Категория свободы Категория свободы тесно связана с категорией ответственности. Человеческая свобода — это специфическая форма активности, она является осознанной, опосредованной ценностями, полностью управляемой самим субъектом. Ответственность — это осознание человеком своей способности стать причиной изменений, разновидность регуляции, присущей всему живому. "Путь становления свободы — это обретение права на активность и ценностные ориентиры личностного выбора. Путь становления ответственности — это переход регуляции активности извне вовнутрь... Соединение свободы с ответственностью указывает на появление самодетерминации" (Д.А.Леонтьев, 1993). Свобода и ответственность являются следствием таких особенностей человека, как его неспециализированность, открытость миру и способность изменять внешнюю ситуацию в соответствии со своими потребностями, целями и интересами. Эти человеческие качества способствуют возрастанию роли его индивидуальности. Появление рефлексивного сознания, взвешивающего и оценивающего намерения и поступки, расширяет поле реализации его индивидуальности. Таким образом, потребность в свободе и периодическое обретение ее сопровождают человека в течении всей жизни. Движущим стимулом обретения свободы и ответственности является внутренне присущая человеку потребность в самоактуализации. Эта потребность полнее всего реализуется в творчестве. Жизнь всегда оставляет человеку "пространство свободы", т. е. любой выбор вариантов поведения и стратегий решения проблем; таким образом, Жизнь состоит из ряда принятий решений и выбора. Принятие решений рационально, следует логике и учитывает внешние обстоятельства. Свобода выбора означает творчество самого себя в силу мощной внутренней потребности, часто вопреки внешним обстоятельствам, иногда с большой долей риска. Это свойство человека подчиняется следующим правилам: 1. В человеке множество мотивов, установок, потребностей, сценариев, стратегий. Все они служат средством для творчества собственной жизни. Как альпинист стремится к покорению все новых вершин, так человеку с богатыми жизненными ресурсами свойственно искать случайности, новизну, обстоятельства, позволяющие пробовать свои силы в новой неожиданной области. Примеры тому — жизнь А.Швейцера, П.Гогена, И.И.Мечникова, Э.Хаббла и многих других. 2. В процессе выбора не отсекаются прежние возможности, напротив, человек создает новые ценности, новое поле возможностей. Богатство душевной жизни — необходимый ценностный резерв, облегчающий дальнейший выбор. В экстремальных условиях именно он дает шанс на победу. Люди, прошедшие гитлеровские и сталинские лагеря (А.И.Солженицын, Б.Бетель-гейм, В.Франкл, А.Кемпински и другие) свидетельствуют, что выживали в первую очередь не те, кто отказывался от всех ценностей ради одной — выжить, а те, кто, напротив, сохранил их — честь, достоинство, интерес к науке или искусству. Даже незабытый интерес к коллекционированию марок помогал заключенному выстоять. 3. Сфера выбора часто содержит проблемы нравственные, связанные с чувством долга. Поведение, основанное на долге, чаще всего является единственно возможной стратегией. Причина этого в цельности человека и его интегрированности в рамки социальной системы. Ценности этой системы отбирались в течение многовековой эволюции, они адаптивны и обеспечивают человеку гармонию с миром и с собой. "Благодаря ценностным ориентирам индивидуальный поиск смысла жизни сопрягается с аналогичными усилиями других индивидов — членов общества, учитывается и принимается во внимание смысловое содержание жизни других людей, их опыт и их проблемы. Поэтому ценность выступает как общественно значимая "путеводная звезда" индивидуального поиска смысла жизни" (Шаронов, 1997, с. 156). Поэтому выбор, разрушающий связь человека с социумом, в известной мере обессмысливает его жизнь и деформирует личность. 4. "Свобода — это поведение, ориентирование, составная часть структуры характера зрелой, полностью развитой, продуктивной личности" (Э.Фромм, 1990). При этом главным фактором, способствующим свободе выбора, является ясное осознание ситуации, которое складывается из осознания добра и зла, последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае, оценки способов действия в данной конкретной ситуации, понимании явных и скрытых мотивов своих желаний, реальности тех возможностей, между которыми есть выбор, наконец, из желания и готовности действовать, взяв на себя ответственность и принимая боль и лишения в случае неудачи. Свобода — это абстракция, принимающая форму реальности лишь в процессе деятельности и "объем свободы решения меняется в ходе жизненной практики ежемоментно" — для подтверждения этого положения Э.Фромм прибегает к метафоре шахмат: в начале шахматной партии игрок имеет полную свободу выборы комбинаций. По мере уступок партнеру он все более теряет ее, становясь по сути исполнителем чужой воли. Подобно этому в жизни человека каждая моральная победа служит залогом других побед, каждое поражение делает его все более уязвимым. 3.S.3. Смысл жизни. Мировоззрение. Убеждения Свобода и ответственность человека придают смысл его жизни. "Вопрос о смысле — это вопрос о той предельно рациональной точке опоры, на которой зиждется все здание создаваемой человеком культуры... Это размерность, которая предполагает рациональное объяснение и оправдание того или иного выбора... а смысловая оправданность выбора создает масштаб рефлексивной размерности человеческого существования в культуре... смысл есть высшая интеллектуальная санкция на осуществление диалога со всевозможностным миром. Смысл есть высшее рациональное оправдание человека в собственных глазах перед лицом всевоз-можностного мира.... Смысл есть скрепы, гарантирующие единство мира, в котором живет человек" (A.M.Лобок, 1997, с. 85). Смысл жизни — это психологическая реальность, об этом говорит существование так называемых ноогенных неврозов — неврозов утраты смысла. Человеческие стремления всегда ориентированы вовне, на нечто, что не является им самим. Этим объектом направленности интересов человека может быть служение делу или любовь к другому человеку — деятельность, развертывание которой детерминировано индивидуальными ценностями. Особенности такой деятельности в том, что при этом отношение к действительности не только рационально, но глубоко эмоционально, что ведет к обогащению внутреннего мира, расширению сознания. Следует помнить, что наряду с позитивным смыслом жизни существуют "Эрзац-смыслы ", которые не только не обогащают личность, но ведут к ее деградации и распаду именно вследствие глубокой эмоциональной вовлеченности человека в эту деятельность — это алкоголизм, наркомания и разного рода аддиктивное поведение. Вопрос о предназначении человека в мире определяет его цели и ориентиры. Смысл жизни относителен и изменчив — реализуя свои личные желания, человек вместе с тем отражает идеалы эпохи. Каждая эпоха, социальный строй и общественная группа решает этот вопрос по-своему. Наиболее общий смысл жизни (для самого человека, и для общества) — во всестороннем максимальном развитии всех его способностей: "в воле, мышлении и чувстве заключена высшая абсолютная сущность человека как такового и цель его существования" (Л.Фейербах, цитируется по Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов, 1999, с. 444). Вместе с тем проблема смысла жизни является проблемой масштаба поступков, осознания человеком своих возможностей. Проблема смысла жизни тесно связана с мировоззрением и убеждениями человека. Мировоззрение — это важнейшие знания человека о мире, отношение к миру. С позиций этих знаний и отношений человек вырабатывает целевые программы своей жизни и деятельности и оценивает различные явления и события. Мировоззрение определяет характер отношения человека к миру, является результатом взаимодействия элементов внутреннего мира с фактами бытия. Ю.Г.Волков и В.С.Поликарпов (1999) подчеркивают "многослойность" мировоззрения, которая проявляется, например, в возможности сосуществования строгого научного знания и религиозной веры у ученого естественника. Она основывается на психологическом разграничении этих сфер мышления. У такого человека, например, разная психологическая реакция на противоречия логические и богословские. Убеждения — с позиций психологии — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением; в философии убеждения определяются как состояние сознания, уверенности человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающая их действенную реализацию; в педагогике — убеждения — это единство знания и личного отношения к нему, переживание его истинности. Убеждения состоят из трех компонентов: 1. знания, как основа принятия решений; 2. позитивное личное отношение к этому знанию; 3. потребность поступать в соответствии с этим знанием. Убеждения служат эталоном в актах ценностного выбора. Резюме Человек представляет собой биологическое существо, обладающее конституцией, полом, индивидуальностью. Его психика формируется на основе психических структур животных, но, приобретает новые структуры и функции: вторую сигнальную систему и связанное с ней концептуальное мышление. На психической основе формируется феномен духовной жизни, представляющий собой содержание психики, ее социальное, историческое и культурное наполнение. Вопросы для самопроверки 1. Определение понятия "человек". 2. Биологическая природа человека. 3. Сравнение психики животных и человека. 4. Критерии выделения наследственных и ненаследственных элементов психики. 5. Сознание и бессознательное содержание психики человека. 6. Мышление человека. 7. Феномен духовной жизни человека. 8. Понятие семиозиса. 9. Биологические корни семиозиса. 10. Онтогенез и филогенез семиозиса. 11. Категории свободы и ответственности. 12. Нормы и ценности, смысл жизни и мировоззрения. 4. Характеристика ископаемых предковых форм человека ____71_
|