В ЭЛЕКТРИЧКЕ, ИЛИ ИРОНИЯ СУДЬБЫ
(Кудряшова Надежда, Нижний Новгород, Россия)
Ползёт букашка по окну, За ним мелькают сосны, ели… Сейчас, наверное, усну -
Всю ночь «Иронию…» смотрели. Хотя и нет тебя со мной, Твой образ вижу и не глядя.
Да, я «больна», «больна тобой», Как в фильме этом пела Надя. Ты для меня такой родной!
Я мысленно всегда с тобою. Мечтаю стать твоей судьбой, Но ты встречаешься с другою!
Я о любви своей молчу
И ни на что не претендую, - Навязываться не хочу, Но очень по тебе тоскую.
Мечтаю: рядом ты со мной, - О, сладостное наважденье! Во сне беседую с тобой
И получаю наслажденье. Ты позови! Я вмиг примчусь! Пусть стужа, зной иль дождь по крыше.
А опоздаешь, - я дождусь, Ведь сердце разума не слышит.
Как жаль, что болен ты не мной! А я, увы, больна тобою…
Так предназначено судьбой, - Не смею спорить я с судьбою! Мечтаю… рядом… ты… со мной...
эльдар рязанов самарские судьбы 99 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ «ПЯТЬ МИНУТ» И ВСЯ ЖИЗНЬ
(Кузнецов Николай, Жамбылская обл., Тараз, Казахстан)
100 самарские судьбы эльдар рязанов
эльдар рязанов самарские судьбы 101 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ ПРИЗНАНИЕ
(Кузнецова Людмила, Тверская обл., Нелидово, Россия)
Эльдар Рязанов! Вам - моё почтение, Оно не просто отзвук чьих-то фраз: Сердечная любовь к Вам, уважение, Признание без фальши и прикрас. Вы в юности в краю дальневосточном Прослыли как успешный хроникёр: Киносюжеты шли в порядке срочном, Вас китобои помнят до сих пор.
Дебют чудесной «Карнавальной ночи», Которую принудил Пырьев снять, Путь указал Вам, верный, между прочим, - Трагикомедии сподобил создавать. Копились фильмы, как один, живучи, Все скреплены талантом на века.
Сюжеты их - один другого круче, Но торжество добра - наверняка! На Вашем личном кинонебосклоне
Актёров вспыхнул звёздный хоровод. Но были Вы для них не царь на троне,
А умный друг, спаситель от невзгод. Квартиры «выбивали», телефоны, Заботились о старых и больных...
Авторитетом рушили препоны Всех бюрократов, став превыше их!
Вы - режиссёр советский и российский, Писатель, драматург и сценарист, Талантливый поэт и всем нам близкий, Народный наш, прославленный артист. Но специально к славе не стремились: Она пришла с наградами за труд.
А фильмы, что народу полюбились, Теперь уже легендами зовут.
102 самарские судьбы эльдар рязанов КАК ВАЖНО СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ РЯЗАНОВА «ОТ» И «ДО»
(Кузнецова Светлана, Екатеринбург, Россия)
Из тех фильмов Эльдара Рязанова, что я не просто видела «от и до», но и пересматривала не единожды (ввиду, ясное дело, их исключительной смотрибель-ности для себя), как ни странно, всё чаще теперь душа моя откли-кается не на эпическую новогод-нюю «нетленку» про Женю Лука-шина и Компания, не на хэппи-эндовский - в лучших традициях Голливуда - калугинско-ново-сельцевский роман, а на грустно-ироническую «привокзальную» историю. Это так по-русски, мне кажется, сначала набрасываться с открытым забралом (будь то физически, будь то эмоциональ-но) на малознакомого человека, который что-то не так сказал, сделал, помыслил даже, а потом всей своей широкой душой при-кипеть к нему, сродниться с его печалями-болячками, прорасти в нём, что называется, невиди-мыми корешками участия, сте-бельками нежности, цветами большого чувства...
История знакомства, а впо-следствии и любви с виду благо-получного во всех отношениях приезжего интеллигента и про-винциальной, рядовой, казалось бы, официантки привокзально-го ресторана меня покорила не сразу. Я часто видела лишь фраг-менты фильма «Вокзал для двоих», какие-то кусочки, выжимки из случайных пере-ключений по каналам ТВ, но задаться целью остановить свой взгляд окончательно на нём, углубиться в процесс долгое время не выходило: то смущали некоторая монотонность дейст-ва, слабая динамичность мно-гих, видимых мной на тот момент сцен, то - не скрою - некоторое шаблонное восприя-тие образа Людмилы Гурченко
(исходя из её эстрадного амплуа), исполнившей глав-ную женскую роль в картине.
Но в один дождливый (как сейчас помню) день я наткнулась на самое начало «Вокзала...» и решила-таки увидеть «от и до», чтобы не мучиться хотя бы угрызениями совести, если вдруг, при случае, упомя-нув в разговоре с кем-то о «банальности, скучности, плоскости» сего к/ф, не буду готова аргументировать свою точку зрения в полной мере, как раз из-за неви-дения целостного художественного полотна. Увиде-ла... Всё-таки не зря я не люблю смотреть фильмы не сначала, - того и гляди не поймаешь, не услышишь нужного лейтмотива, не заметишь вовремя режиссёр-ских/сценаристских контрапунктов, а стало быть, можешь промахнуться в оценке всего далее увиденно-го. Собственно, это и случилось со мной в те первые разы мимолётного знакомства с историей Рязанова. Каюсь. Потому как, распробовав весь целиком (а не проглотив наспех пару-тройку крох) мастерски испе-чённый и деликатно отрезанный мне, зрителю, кусок киношного пирога Эльдаром Александровичем, посмаковав его - искусно сдобренный толикой искро-мётного юмора, и щепоткой грустинки с щемящей тоской, и сладостью романтического сиропа, - ощутив всю палитру харАктерных (за что спасибо блистатель-ному Олегу Басилашвили и открывшейся для меня совсем по-новому Людмиле Марковне) ингредиентов «на зубах», могу сказать, что это было, действительно, вкусно! Не приторно и не кисло. В самый раз.
Простая история в непростых, как выяснилось, жизненных обстоятельствах, внешняя неторопливость событий, с полными внутренней динамики и драма-тизмом характерами и душами их участников, а под занавес - воссоединение двух любящих друг друга людей, несмотря ни на печать разлуки, расстояния, ни на несвободу одного из них... Короткое, но утоляющее жажду в счастье свидание Веры и Платона, как награда за «сухпайки» многих прошлых безрадостных лет в личной жизни, за тяготы испытаний и лишений дней сегодняшних, визуализировало для меня ещё ярче ту мысль, которую можно почерпнуть не раз со страниц отечественной литературной классики, мной цени-мой: самопожертвование во имя кого-, чего-либо, искренность в поступках, терпение и вера в человече-скую добродетель рано или поздно возвращаются к тебе добрыми свершениями и удачами, новыми при-обретениями и исцеляющей музыкой сердца... И аккордеона, заодно, - чтоб совсем как в кино!
P.S. А кто-то говорил ещё: «Я вовсе не собирался идти на приступ этой крепости»...
эльдар рязанов самарские судьбы 103 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ ПО СТУПЕНЬКАМ СЛАДОСТНЫХ МЕЛОДИЙ
(Кухаренко Анатолий, Приморский край, г. Партизанск, Россия)
По ступенькам сладостных мелодий, Разрушая заводь тишины, В сказочном, тревожном хороводе Сочиняй волшебные миры.
Ваши мысли - светлые восходы - Нас учили высоко летать.
«У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать»! (1) Пропоёт, а может, прогорланит Всплеск эмоций праведный петух.
И дурман почуем русской бани, А в гусарах - русский, крепкий дух. Почерком владеет точно, сильно. Мы с другим не спутаем творцом.
Средь ролей актёров в кинофильмах Режиссёра чудится лицо.
Всё разбито поровну: два глаза, Рельса два... Есть музыка и стих... Лишнее пусть смоет в унитазе...
И вокзал - и тот был на двоих. Фильмы пролетают через годы. Хоть не обернётся время вспять, «У природы нет плохой погоды, Каждая погода благодать!» (1)
...Говорим о ценах, о погоде И хотим, чтоб не было войны...
ПО СТУПЕНЬКАМ СЛАДОСТНЫХ МЕЛОДИЙ РАЗРУШАЙТЕ ЗАВОДЬ ТИШИНЫ!!!
(1) - под этим символом слова в кавычках взяты из к/ф Эльдара Рязанова
Можно сказать, что Эльдар Рязанов в свойствен-ной тому времени манере эзопова языка передал и ощущение времени так называемого Застоя, и его фактическую сторону, используя методы соцреа-лизма. Ирония его творчества в этом и состояла: методами соцреализма показать гнилость совет-ского режима, который и породил так называемый метод социалистического реализма... Особенно это сказалось, на мой взгляд, в «Гараже», а апофеозом явилась картина «Небеса обетованные» - рязанов-ская творческая эпитафия на могиле СССР.
Много снимать в Застой не давали. Поэтому «сегодня» многие режиссёры 60-80 лет от роду
бросились навёрстывать упу-щенное по вине советской цензуры. Но «поезд ушёл» – как показывают их экзерсисы.
«Нельзя войти в одну и ту же воду дважды». Талант ещё не всё – время ушло. Совет-ское время. Наступило другое время – время капитализма.
В 90-е – 2000-е годы Э.Ряза-нов попытался примирить капитализм и социализм. «Старые клячи», пожалуй, самая удачная попытка мэтра времени соцреализма вопло-тить идею противостояния и объединения мира капитала и коллективизма.
Рамки конкурса не позво-ляют дать более развёрнутую характеристику творчества Эльдара Рязанова.
Поэтому резюмирую. «Мой Рязанов» остался в
«Карнавальной ночи», «Зигза-ге удачи», «Служебном рома-не», «Гараже» и, конечно, «Небесах обетованных».
Я люблю творчество Эльда-ра Рязанова. Я на его творчестве вырос – как и миллионы совет-ских людей. По фильмам Эльда-ра Рязанова я учился понимать суть искусства и его смысл.
Спасибо, что Вы живы, Эль-дар Александрович. Долгих лет вам жизни. Время новых «ряза-новых» ещё наступит. Несомнен-но. Новые режиссёры могут лишь копировать произведения масте-ра. Но будем надеяться, что вре-мена застоя в современном рос-сийском киноискусстве пройдут.
104 самарские судьбы эльдар рязанов
|