МАСТЕРУ И ЧЕЛОВЕКУ
(Леванюк Ольга, Самарская обл., с. Сергиевск, Россия)
Когда глаза от серости устанут, Или внимает пошлостям страна, Кассету я заветную достану - Мне неизменно нравится она.
И вспомню Гурченко, Брагинского, Филатова, Или «роман служебный» посмотрю.
Другие фильмы в том не виноваты - Уж очень я Рязанова люблю.
Вновь меднотрубные маршруты отвергая, Идёт вперёд он истину искать.
Здоровья Вам и сил, Эльдар, желаем, Чтобы бороться с пошлостью опять.
И пусть не всё проходит по уставу, Но в путь зовёт весёлый барабан. И Гурченко за пять минут до славы, И вечна жизнь, и не погас экран.
эльдар рязанов самарские судьбы 105 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ КИНО ПРИВЕЗЛИ…
(Лукашевич Надежда, Саратов, Россия)
- Кино привезли, комедию, цветное! Босоногий мальчишка бежит по пыльной деревенской дороге, спеша первым сообщить всем желающим, что около двери сельского магазина, на фанерном листе, вывесили афишу, на которой сообщалось:
- Такого-то числа, в девять вечера, в клубе покажут фильм «Гусарская баллада» с участием Ларисы Голубки-ной, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского, Николая Крючко-ва. Цена взрослого билета - двадцать копеек, детского – пять копеек. Да, да - в то время в сельских клубах были именно такие цены на билеты. Имя Ларисы Голубкиной взрослому населению ничего не говорило, и не удиви-тельно, ведь это был её дебют, да и Юрия Яковлева мало кто знал. Но на Игоря Ильинского и Николая Крючкова стоит сходить посмотреть! Они в плохих фильмах сни-маться не будут! Кино привозили один раз в неделю, в субботу, и почти всё взрослое население деревни стреми-лось после окончания дневных работ купить билет. Коли-чество мест было не ограничено. В сельском клубе ряда-ми стояли деревянные скамейки, на которых размеща-лись взрослые, а детвора, если не достанется мест в пер-вых рядах, спокойно садилась на пол, перед экраном. Главное - пятачок у родителей выпросить. Повезло и мне, тогда двенадцатилетней деревенской девчонке: голубой билетик у меня в руках. Это была моя первая встреча с фильмом Эльдара Рязанова. Потом будут другие, не менее любимые, а может быть, и более, но этот – первый.
Вместо экрана на стене растянули белую простыню, и вскоре на ней замелькали кадры киножурнала: про стро-ительство заводов и фабрик, про знаменитых ученых, рабочих и колхозников. Но нам, ребятне, хотелось, чтобы быстрее начался фильм. И вот оно, началось. Ах, как Шурочка Азарова умеет держаться в седле! А поручик Ржевский – какой красивый гусар, а где гусары – там любовь! Бал, маскарад, интрига
- всё переплелось в красивом фильме. В разгар веселья - гонец с известием о начале войны с Бонапартом. И через весь фильм - любовь к Родине, её защите:
- За Родину готовы умереть. Счастливей под луною доли нет, чем смерть за Родину.
Фильм постоянно прерывается, когда заканчивается очередная часть или рвётся кинолента. В зале темно, только светится окошечко киномеханика. Взрослое насе-ление с пониманием относится к этому, но ребятня – что тут начинается: и свист, и улюлюканье, и топот ног, и крики: «Сапожник…» Им хочется туда: где гусары бьются, где звон сабель раздается, где выстрелы, погоня. Опять зажужжит старенький кинопроектор – приключения про-должаются.
Последний кадр и последний титр: конец фильма. В зале вспыхивает свет, зрители начинают расходиться по домам.
Взрослые потихоньку между собой обсуждают фильм:
- Как играли! А Ильинский – копия Кутузов. И возмущаются поступком графа Нурина, и смеют-ся над поручиком Ржевским.
Мальчишки взахлеб спорят о военных схватках, и уже завтра они будут строгать деревянные сабли, чтобы биться с несуществу-ющими врагами; а девчонки - покупать открытки с полюбивши-мися артистами. И все будут жалеть, что нельзя посмотреть этот фильм ещё раз. Не в городе живут - в деревне, здесь не побе-жишь в соседний кинотеатр, чтобы посмотреть понравившееся кино. Придётся ждать, может, несколько месяцев, а может, и лет, когда опять затрещит старенький кино-проектор и на белой простыне появятся такая обаятельная Шурочка Азарова и лихой рубака - поручик Ржевский. Дети не знали и не интересовались в то время, кто снимает, кто пишет сценарий - главное - посмотреть любимый фильм.
У фильма в этом году, как и у его создателя, - юбилей. Сколько раз я смотрела его? Не знаю; конечно, меньше, чем «Иронию судьбы…» или «Служебный роман», но каждый раз, когда я смотрю его, я оказываюсь на ска-мейке в первом ряду деревенско-го клуба, и снова храбрый корнет скачет на лихом скакуне, а мы с замиранием сердца следим за его приключениями. Весёлое, лёгкое кино, которое кто-то из кинокри-тиков ругал, кто-то хвалил; а у тех, кто посмотрел его в детстве, он остался одним из любимых филь-мов. Спасибо Вам, Эльдар Алек-сандрович, за этот фильм от нас - той детворы шестидесятых, что смотрела его, подражала его геро-ям, любила и продолжает любить!
106 самарские судьбы эльдар рязанов
|