МОЙ РЯЗАНОВ
(Рузанкин Андрей, Самара, Россия)
Эльдар Рязанов для каждо-го свой. Разумеется, что в пер-вую очередь я воспринимаю его как талантливого киноре-жиссёра. «Берегись автомоби-ля», «Ирония судьбы…», «Гараж». Кто не знает эти фильмы?
Но мне Рязанов больше интересен как человек. Талан-тливый, неоднозначный, уме-ющий добиться своего и пос-тоянно ищущий. А здоровый авантюризм и целеустремлён-ность всегда помогали ему достичь желаемого.
В восьмом классе он сказал себе: «Лучшая профессия на земле – писатель!» И вдохно-вившись примером «Мартина Идена», решил стать моряком. Попутешествовать по миру и узнать жизнь. Длиннющие очереди за нормой хлеба по карточкам, сложность эвакуа-ционного быта военного вре-мени, холодный барак, види-мо, не удовлетворили юношу. И он решает поступить в море-ходку. А чтобы не тратить целый год на опостылевшую учёбу, решает сдать экзамены за десятый класс экстерном. И здесь я был восхищён и пора-жён смелостью и талантом Рязанова. Судите сами. Нужно было сдать одиннадцать экза-менов. И на подготовку к каждому отпускался всего один день. Прочитать весь учебник за день и на следую-щий день сдать по нему экза-мен. Каково? Это ли не демон-страция беспредельных воз-можностей человека. Аттестат о десятилетнем образовании оказался у него на руках. И он послал документы в Одесскую мореходку. Но в военное время, а это 1944 год, почта
работала плохо, и ответ с вызовом на вступитель-ные экзамены всё не приходил. Чтобы не терять с таким трудом вырванный у судьбы год, он решает «пока поучиться в другом вузе». Счастливая случайность приводит его во ВГИК,
о существовании которого он вообще не подозре-вал. И выбор будущей профессии он сделал гени-ально просто. Чтобы стать оператором, нужно было уметь фотографировать. Художником – рисовать. Актёром - читать стихи и показывать этюды. А в режиссёрском ничего этого не требова-лось. Нужно было предъявить комиссии свой рас-сказ или стихи. И Рязанов подаёт сюда документы. И поступает. При конкурсе двадцать пять человек на одно место! Когда ВГИК был закончен, но возможность снимать художественные фильмы оказалась ничтожно мала, Рязанов идёт в режиссёры-доку-менталисты. И за пять лет работы объезжает всю страну, от Кубани до Камчатки. Знакомится с жизнью людей. Становится виртуозом докумен-тальных съёмок. А после смерти Сталина, когда игровое кино стало подниматься с колен, он смело идёт в художественное кино.
Писать о творчестве Эльдара Александровича, о его фильмах, о встречах с интересными людьми можно очень и очень много. Я вспомню несколько жизненных ситуаций, ярко характеризующих Ряза-нова.
Когда в 1955 году он появился на «Мосфильме» и попал под жёсткое руководство Ивана Пырьева, он сумел найти свой стиль общения с суровым начальством. Выслушивал советы, соглашался, а потом возвращался в съёмочный павильон и делал всё по-своему. За это Пырьев называл Рязанова «тихим упрямцем».
А расписка, взятая у Иннокентия Смоктунов-ского, что именно он будет сниматься в главной роли. А объявление забастовки итальянским кино-бизнесменам, когда снимались «Невероятные приключения итальянцев в России». А эпопея с фильмом «Чонкин», когда Рязанов не пошёл на поводу у английских киноворотил. А история с «Сирано де Бержераком». И таких случаев много. Рязанов искал себя в разных жанрах. Это работа сценаристом. Соавторство с Эмилем Брагинским. Стихи. Работа в «Кинопанораме». Документаль-ный фильм о Владимире Высоцком. Рязанов ярок и многогранен. И это очень здорово, что он оста-вил след в жизни нашей страны.
эльдар рязанов самарские судьбы 127 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ СТИХИ ПРО ПЯТЬ МИНУТ
(Семененко Юрий, Самара, Россия)
Как осенью Пушкин, так в зиму Рязанов рисует творящих миры хулиганов - в метель языка неземного огня на стих, как на чай, позовите меня!
А жизнь провокациям не поддаётся - пусть сердце «Гусарской балладою» бьётся на сценах горящих галактик-таганок, творя из мечты пунш для вас, хулиганок! В просвет января музы с неба слетают - слова, как снежинки «Иронии», тают, сны фальши не признают.
На чай-разговор к Богу нас приглашают с вопросом о вечности - визы вручают, как в песне, не в пять ли минут? * * *
Как в песне, не в пять ли минут, с вопросом о вечности визы вручают -
на чай-разговор к Богу нас приглашают. Сны фальши не признают - слова, как снежинки иронии, тают:
в просвет января музы с неба слетают. Творя из мечты пунш для вас, хулиганок, на сценах горящих галактик-таганок пусть сердце гусарской балладою бьётся, а жизнь - провокациям не поддаётся на стих! Как на чай, позовите меня -
в метель языка неземного огня,
где правит творящих миры хулиганов высокою кистью высокий Рязанов!
128 самарские судьбы эльдар рязанов
|