НЕПОСТИЖИМОМУ ЭЛЬДАРУ РЯЗАНОВУ, ПРИТВОРЯЮЩЕМУСЯ ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КИНОРЕЖИССЁРОМ...
(Солякова Яна, Пермь, Россия)
Есть пограничные существа – Сталкеры между мирами, Они происходят из вещества Такого же, как мы с Вами.
Они, словно люди, болеют, едят, Пьют кофе, стихи читают, Собак бездомных жалеют, спят, Календари листают…
Не нужно выдумывать им сюжет, И рифмы искать, и мучиться – Чело окружает Божественный свет, Взмахнут крылом – и получится!
Так Моцарт писал под диктовку Богов, Ни разу не исправляя, Горел он так весело и легко, Душу испепеляя.
Он тоже был будто бы человек, Он тоже гулял в запредельном, В мире, где новогодний снег Может пойти в понедельник,
Где ключ случайно к дверям подошёл, Где ключ подошёл к душе, Где может закончиться хорошо
Рассказ и где – рай в шалаше… Не нужно выдумывать ничего, Тому, кто живёт в Вечности, Не нужно навязывать своего Божественной бесконечности.
Он не придумал – ОН ЖИЛ ТАМ! И вот – Мы смотрим и смотрим заново, Смотрим всем сердцем который год Фильм Новогодний Рязанова.
эльдар рязанов самарские судьбы 135 Самарские судьбы ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ И ЭТО ВСЕ О НЁМ
(Сотникова Надежда, Южно-Сахалинск, Россия)
Кино… Такое маленькое большое слово. Стук хлопушек, отсчитывающих бесконечные дубли, неслышное дыхание зрителей в кинотеатре, потёк-ший от напряжения грим актёров, шуршание пла-тьев на красных дорожках, ранняя седина режис-сёров, слёзы девушки, впервые посмотревшей «Ночи Кабирии» и детский смех, неизменно сопро-вождающий показ любимого мультфильма – всё вмещают в себя эти четыре буквы. Но самое пре-красное, что для каждого из нас эти буквы склады-ваются в свою неповторимую мозаику.
В моей киномозаике всё больше преобладают супрематические линии арт-хауса, разбавленные тёмными оттенками нуара. И лишь небольшой кусочек её ярким пятном выделяется среди при-глушённых тонов. Он цвета обоев моей комнаты в родительском доме и скатерти на семейном ново-годнем столе. Он весь, состоящий из множества любимых эпизодов, моментов, музыкальных фраг-ментов, - родом из солнечного детства и чуть пас-мурного отрочества. Он вмещает в себя так много, что всего не опишешь. Муфту Леночки Крыловой, бритую голову Юрия Деточкина, умопомрачитель-ное платье Людмилы Прокофьевны, монолог жены Гуськова, мелодичный «Добрый вечер» в исполне-нии Ларисы Мондрус, сигареты «Друг», усы Розарио Агро, следы «снежного человека» на пальто Иппо-лита, хрупкую красоту Ларисы Огудаловой... Он весь – фильмы Эльдара Рязанова.
Первая десятилетка моей осознанной жизни пришлась на восьмидесятые, время, когда на нашем телевидении родилась чудесная традиция - каждый больший праздник сопровождать показом ряза-новского кино. Наша семья, как и тысячи других, с энтузиазмом поддержала эту традицию. Так и пове-лось. На Новый год, строгая овощи для оливье, и уже позже, наполняя бокалы искрящимся шампан-ским, мы смотрим «Карнавальную ночь» и «Иро-нию судьбы», на Восьмое марта, любуясь упругими бутонами тюльпанов в центре стола, «Служебный роман», во время длинных майских праздников успеваем увидеть и «Гараж», и «Берегись автомоби-ля», и «Стариков-разбойников».
Эти фильмы объединяют нас, роднят, стирая появившие-ся границы. Мы можем гово-рить цитатами любимых геро-ев, и не бывает так, чтобы окру-жающие нас не понимали. Хотим поддать сарказму, гово-рим: «Значит, хорошие сапоги, надо брать»; не задался день или просто плохое настроение, вспоминаем: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борь-ба». А на днях, когда столкну-лась с «источающей вежли-вость» официанткой в кафе, мне не терпелось порадовать её диалогом Кутайцева и Клавы Распоповой: «А можно куроч-ку? — Да, можно и курочку. — А курочка молодая? — Молодая. Тридцать второго года».
Мы не просто знаем эти фильмы наизусть, они опреде-ляют нашу национальную идентичность. Ведь ни фран-цуз, ни американец не смогут понять всю грустную комич-ность ситуации с одинаковой мебелью в квартирах у абсо-лютно чужих друг другу людей, живущих в разных городах Союза. Невдомёк им будет и то, что такое местком и почему там постоянно пропадает бух-галтер предприятия Шура.
Рязановские фильмы, как сила, объединяющая отечест-венных зрителей, живее всех живых. Они сняты о нас и для нас, живших тридцать лет назад, живущих сейчас, и, верю, тех, кто будет жить позже.
136 самарские судьбы эльдар рязанов
|