Развитие Фикха традиционно делится на шесть основных этапов, называемых следующим образом: Основание (Формирование), Установление, Построение, Расцвет, Консолидация, а также Застой и Упадок.
Эти этапы приходятся на следующие исторические периоды:
А) Основание — эпоха Пророка (c) (610—632гг. н.э.)
Б) Установление — эпоха Праведных Халифов, от смерти Пророка (c) до середины седьмого века н.э. (632—661гг.)
В) Построение — от основания династии Умайядов (661г. н.э.) до ее упадка в середине 8-го века н.э.
Г) Расцвет — от восхождения династии Аббасидов в середине 8-го века н.э. до начала ее упадка (середина 10-го века н.э.)
Д) Консолидация — упадок династии Аббасидов от примерно 960г. н.э. до гибели последнего Халифа Аббасидов от рук монголов в середине
13-го века н.э.
Е) Застой и упадок — от разграбления Багдада в 1258г. и до наших дней.
Упомянутые выше этапы развития Фикха будут охарастеризованы в свете конкретных социальных и политических событий, происходивших
в соответствующие периоды. Читатель сможет проследить за ходом этого развития, и ему будет дана возможность проникнуть в суть эволюции Мазхабов (школ Исламской правовой мысли), а также вклад каждой из этих школ в развитие Фикха. Надеемся, что вслед за этим читатель сможет оценить и тот факт, что все Мазхабы сделали свой собственный, различный по величине вклад в развитие Фикха, как и то, что ни один из отдельно взятых Мазхабов не может объективно претендовать на то, чтобы представлять Ислам или Исламское право во всей целостности и полноте. Иными словами, Фикх не есть результат деятельности какой-либо одной школы. Все Мазхабы являлись важными инструментами для прояснения сути Шариата и его практического применения. Вместе взятые Фикх и Шариат должны служить теми силами, которые объединяют всех Мусульман независимо от места жительства, времени или культурной среды. Фактически же единственным непогрешимым Мазхабом, заслуживающим того, чтобы следовать ему безоговорочно, является Мазхаб самого Пророка Мухаммада (c). Только его собственное толкование Шариата может считаться Божественно руководимым и указывать путь следования вплоть до самого последнего дня в этом мире. Все другие Мазхабы являются результатом человеческих усилий и поэтому не застрахованы от человеческих ошибок. Или же, как мудро высказался об этом Имам Аш-Шафи'и, основатель Мазхаба Шафи'итов: "Среди нас нет таких, от внимания или из памяти которых не ускользнуло бы ни одно из изречений или действий Посланника Аллаха (c). А посему, какие бы Фатвы я ни выводил и какие бы принципы я ни устанавливал, в них найдется то, что противоречит пути Посланника Аллаха (c). Однако, правильная Фатва — это то, что соответствует сказанному Посланником Аллаха (c), и для меня это есть моя Фатва". 13
1 (c) - ("Соллаллаху алейхи ва саллям" - да благословит его Аллах и приветствует)
7 Сообщено Муавийей и собрано Аль-Бухари (сборник "Сахих Аль-Бухари") (на арабском и английском языках), т. 4, стр. 223—224,
№346), Муслимом (Абдуль Хамид Сиддики, "Сахих Муслим" (перевод на английский язык), (Бейрут: Дар Аль Арабийя, без даты), т. 3, стр.
1061, № 4720), Ат-Тирмизи и др.
8 Фатвы — букв. — Разъяснения; этим термином охватываются пояснения, комментарии, мнения, взгляды, правовые заключения, рекоменда
ции, суждения и т.п., сподвижников Пророка Мухаммада (c), а также выдающихся Исламских ученых — специалистов по Фикху (Факихов)
относительно конкретных и, как правило, вновь возникавших практических вопросов, требовавших разъяснения и урегулирования на
основе Корана и Сунны Пророка Мухаммада (c) (особенно после того, как Пророк (c) ушел из Земной жизни). Фатвы давались учеными в тех
случаях, когда в главных источниках Исламского права — Коране и Сунне не было достаточно четких и конкретных указаний. Они выводились из
общих положений Корана и Сунны методом дедукции, т.е. рассуждения по принципу "от общего к частному". Такие Фатвы впоследствии стали
служить прецедентами для разрешения аналогичных дел и дополнительным источником Исламского права. См. также краткий словарь в конце книги
— Прим. ред. рус. изд.
9 Мухаммед Шалаби, "Аль Мадхал фи ат-Тариф биль Фикх аль Ис-лами" (Бейрут: Дар ан-Нада аль Арабийя, 1969), стр. 28.
11 В настоящем издании книги на русском языке приводятся наиболее известные обозначения этих терминов, употребление которых является
широкораспространенным с учетом устоявшейся русской языковой традиции. — Прим. ред. рус. изд.
13 Собрано Аль Хакимом по непрерывной цепи надежных источников, передавших эти слова, до самого Аш-Шафи'и (Ибн 'Асаакир, "Тарих
Димишк", т. 15, разд.1, стр. 3 и Ибн Кайим, "И'паам аль Муки'ин", Египет: Аль Хадж 'Абдус-Салаам Пресс, 1968, т. 2, стр.363).