Тема 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
Законы эти были созданы в конце царствования царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Памятник состоит из трех частей, две из которых повествуют о благодеяниях, оказанных царем своей стране, а третья составляет собственно текст законов, насчитывающий 282 статьи. Текст составлен на старовавилонском языке (аккадская языковая группа), единственном языке литературного творчества Месопотамии, в то время как разговорный язык менялся под влиянием завоеваний и этнических миграций. Царь Хаммурапи был представителем нового поколения правителей Двуречья и ознаменовал собой переход от политической концепции города-государства к концепции территориального государства. Унаследовав от отца сравнительно небольшое Вавилонское царство, он путем долгой и искусной дипломатической работы и успешных военных походов распространил свою власть практически на всю территорию Месопотамии. Это было время наибольшего в истории Двуречья значения личной инициативы царя, смена политической концепции требовала от правителя умения быстро реагировать на меняющуюся политическую обстановку и организовывать управление на новоприобретенных колоссальных территориях. Необходимость решения этих задач и обусловила создание законов Хаммурапи. Они не были первыми законами в Месопотамии; известны законы городов-государств Ура, Эшнунны, созданные на 200–300 лет раньше. Значение законов Хаммурапи, однако, обусловлено не только их хорошей сохранностью, но и тем обстоятельством, что их действие распространялось практически на всю территорию Двуречья. Анализируя Законы Хаммурапи, следует помнить, что в условиях существования восточной деспотии понятие законов обладало значительной долей условности по сравнению с современными законодательствами. С одной стороны, царь считался персоной сакральной, а поэтому его воля осознавалась как божественная и неподсудная ничему. С другой стороны, тот же царь был жестко связан с традицией, которая выполняла роль конституциирующего элемента древневосточного общества. По мнению А. Оппенхейма, “этот кодекс, как и другие более ранние аккадские и шумерские законодательные акты, не был непосредственно связан с юридической практикой того времени. Его содержание во многих важных аспектах нужно рассматривать как традиционное литературное выражение социальных обязательств царя, который понимал разницу между существующими и желательными условиями.”[1]. Учитывая это обстоятельство, необходимо понимать, что текст Законов Хаммурапи является уникальным источником, позволяющим восстановить то представление о своем государстве, которое имел древневосточный царь. Законы фиксируют основные правовые нормы, сложившиеся традиционно в обществе Месопотамии. Работа с текстом Законов требует определенных навыков. Политическая и социальная структура вавилонского общества не отражена в тексте напрямую, как в конституции – для законодателя это была та действительность, в которой он жил и представлял ее себе единственно возможной и неизменной. Поэтому интересующие нас сведения нужно добывать “между строк”, по отдельным упоминаниям в разных статьях. Например, выясняя статус социальной группы, обозначаемой “надитум”, необходимо сравнить информацию о надитум в разных статьях Законов. В ст. 40 надитум упоминается наряду с “обязанным другой повинностью” – значит, это некая повинность. Ст. 110 гласит, что “Если надитум или энтум, не живущая в обители, откроет корчму или войдет в корчму для питья сикеры (вина), то эту свободную женщину должно сжечь”. Из этой статьи можно сделать несколько выводов. Во-первых, надитум – это свободная женщина. Во-вторых, упоминание “не живущая в обители” свидетельствует о том, что скорее всего ее статус связан с религиозным культом. Это предположение подтверждается наложенными на нее моральными обязательствами – не открывать корчму и пить вина (что не возбраняется другим свободным женщинам, как это явствует из других статей). Статьи 178–182 показывают особое положение надитум среди женщин – она обладает относительной свободой в распоряжении своим имуществом. Суммируя полученную информацию, мы можем сделать вывод о том, что надитум – это скорее всего жрица, находящаяся на “государственной службе”, т.е. выполняющая свои обязанности на условии получения ею от государства поля, сада и дома (один из видов условного держания). Сравнивая условия жреческой повинности с военной, например, мы увидим, что в отличие от воина, жрица могла продать свой участок вместе с повинностью. Наследство от отца она получала в частную собственность (“может отдать, что останется после нее, куда захочет” – ст. 179). Таким образом, в поисках ответа на вопрос необходимо сначала выписать номера статей, в которых есть упоминания об интересующей в данный момент проблеме, затем изучить их содержание уже в комплексе и сделать общий вывод на основе этой работы.
1. Общая характеристика Законов Хаммурапи как историко-правового источника. 2. Социальная структура Вавилона по Законам Хаммурапи: а) кого Законы называют “человеком”; б) какие категории свободного и зависимого населения перечисляют Законы; в) каково правовое положение воинских сословий (назвать воинские сословия, упоминающиеся в Законах; выяснить разницу между ними, принципы действия вавилонской армии, а также чем воинская повинность отличалась от всех остальных); г) кто такие тамкар, шамаллум, надитум, зикрум, энтум; д) каково правовое положение мушкенумов; е) каково правовое положение рабов. 3. Политическое устройство Вавилона: а) каков объем упоминаний о политической структуре Вавилона в Законах Хаммурапи по сравнению с освещением других вопросов и почему; б) какие сведения о власти царя имеются в Законах; в) существовала ли в Вавилоне восточная бюрократическая система.
1. Семья в Вавилоне была моногамной или полигамной? 2. Каковы были условия заключения брака? 3. Возможен ли развод по Законам Хаммурапи? 4. Правовое положение мужчины и женщины в семье. 5. Вопросы собственности в вавилонской семье: а) как распределялась собственность внутри семьи, имел ли глава семейства все права на семейную собственность; б) кто мог считаться наследником; в) существовала ли в Вавилоне свобода завещаний? 6. Правовой статус семей, состоящих из представителей различных сословий. 7. Состояние общины в Вавилоне: а) в каких случаях применялся принцип коллективной ответственности и ответственности перед общиной; б) можно ли характеризовать общину Вавилона как сильную или слабую.
1. Виды преступлений, упомянутые в Законах. 2. Виды наказаний и принципы назначения наказаний по Законам Хаммурапи: а) принцип назначения денежного штрафа; б) присутствует ли в Законах принцип талиона. 3. Можно ли говорить о развитой судебной традиции в Вавилоне? 4. Роль обычая в судебной деятельности Вавилона и обычного права в законодательстве. 5. Способы выяснения вины по Законам Хаммурапи а) способы доказательства; б) ордалии. 6. Судебный процесс и статус судьи по Законам Хаммурапи.
Рекомендуемая литература 1. История Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1988. – 416 с. 2. Козырева Н.В. Старовавилонский период истории Месопотамии. // История древнего мира. – Кн. 1: Ранняя древность. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. – С. 99–108. 3. А. Оппенхейм. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 319 с.
|