Категория образа.
Образ представляет собой преимущественно симультанный конструкт, обеспечивающий преемственность, единство и целостность разворачивающейся во времени деятельности. Можно сказать, что сознание-образ и сознание-деятельность суть две формы бытия человеческой психики, два аспекта ее существования, которые, будучи взаимосвязаны, в то же время качественно не сводимы друг к другу. В деятельности осуществляются их взаимопереходы и развитие. Субъективность образа следует понимать, прежде всего, как его субъектность (принадлежность субъекту), что предполагает указание на его активность и пристрастность. В то же время нельзя утверждать, что образ принадлежит только субъекту. Образ наделяется содержанием, принадлежащим также и предметному миру. Сама возможность возникновения образа той или иной части реальности, того или иного предмета определяется особым свойством этого предмета, его способностью полагать себя в человеческой субъективности. Образ — это явление объекта субъекту, проявление свойств и того и другого, и поэтому он принадлежит им обоим. Тесная связь, взаимопереходы образа и деятельности выдвигают на перво е место (в качестве наиболее существенных) амодальные характеристики образа, несущие его предметное содержание на языке тех деятельностей, которые с ним могут быть осуществлены. Образ не субстанционален, он не представляет собой некоторой вещи. Поскольку образ неотделим от деятельности, то нет и какого-либо «склада» образов в нашей долговременной памяти. Не будучи включенным в деятельность, образ не существует как психологическое явление.
Таким образом, Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ - субъективный феномен (продукт) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. По С.Л.Рубинштейну образ в собственном, гносеологическом смысле «не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства (форма, величина) и отношения предметов выступают перед нами как предметы или объекты познания. Это и составляет основную характеристику восприятия в собственном смысле слова». Как и любое изображение, образ представляет собой множество элементов, которые находятся в определенном соотношении сходства или подобия. Оно характеризуется общностью модальности элементов обоих множеств и общностью принципа их пространственно-временной упорядоченности. Психическое изображение обладает рядом особенностей, отличающих его от всех других видов изображения. Основной из них является: предметность, которая состоит в том, что свойства предмета отражаются в образе не изолированно, а как принадлежащие предмету, т.е. именно как свойства предмета. С этой особенностью тесно связана и другая, так называемая объективированность (или проекция)образа. Она заключается в том, что вобразе объект изображается находящимся вне воспринимающей системы. Субъективность образа (его недоступность стороннему наблюдателю) является оборотной стороной этих особенностей. По происхождению психологический образ - «рефлекторный эффект работы анализатора » (Б.Г.Ананьев). С точки зрения исследования онтогенетического развития образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Д.Брунер, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже). В работах А.Н.Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т.д.) в виде разнообразных геометрических моделей - субъективных семантических пространств. Обычно различают два порядка образов: сенсорные (чувственные) и умственные (мыслительные). Образ на чувственно й ступени познания - ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. В чувственном и умственном образе представлено познавательное отношение психики к внешнему источнику. Вместе с тем только благодаря образу возможна ориентировка организма в предметной среде и регуляция поведения в ней. Категория образа, например, получила проекцию в таких терминах, как «ощущение», «идея», «представление», «перцепт» (восприятие), «информация» и т.д. Эта категория претерпела сложную цепь изменений (под образом понимались: элемент сознания, гештальт, способ обработки информационных процессов, динамическая модель внешнего источника). Деление образов на первичные и вторичные связано с разграничением органов (механизмов) получения знаний - органов чувств и органа мышления. По степени соответствия образ может быть подобен первоисточнику или существенно отличаться от него. Образы представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключения составляют чрезвычайно живые и детальные эйдетически е (эйдос - вид, образ) образы у детей и художников, а также истинные галлюцинации, возникающие при некоторых психических расстройствах. Образы могут возникать в сновидениях (просоночные состояния) и в гипнозе.
|