Игровая концепция
Одна из наиболее известных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека – это игровая модель. Ее автором является нидерландский мыслитель Хейзинга, который в своей известной книге «Человек играющий» (1938) предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и т.п., исходя из принципа игры. Игра выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Игра – это универсальная форма жизненной активности. Животным она присуще в виде слабого намека, а в человеке ее развитие дало культуру во всех ее формах. Игра обладает рядом черт: v Отсутствие утилитарного интереса, v Свободная деятельность по правилам, v Формирование социальных связей (порядка) v Наличие смысла (вплоть до духовных идеалов), v Соревновательность, v Потребность в воображении и положительных эмоциях радость, смех и т.д.). Анализ известных архаичных форм культурного творчества позволяет Хейзинге сделать вывод, что все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, но игре. Homo ludens (человек играющий), с этой позиции оказывается более предпочтителен, чем homo faber, человек умелый. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю. Иначе говоря, игра в древнем обществе была первичной. В дальнейшем на основе игровой деятельности возникли все формы культуры, включая труд, обучение, политику и т.д. Игра важная тем, что она – форма свободной деятельности и обладает рядом ценных для общества качеств. Изменению природы человеком предшествовало овладение ее силами в воображении, в игре. По мере развития культуры, соотношение игровых и иных ее форм начинает изменяться. Игровая сфера растворяется в сакральном, политическом, художественном и т.д. К альтернативным концепциям относятся также психоаналитическая и семиотическая модель. Антропосоциогенез – как космическое явление Есть еще один подход в рассмотрении проблемы антропосоциогенеза. С огласно ему социальная жизнь – космический феномен. Опираясь на достижения естественных наук последующих десятилетий, ученые улавливали все более отчетливо взаимосвязь между иерархией структур биосферы и структур во Вселенной, между циклами эволюций и ритмами геофизических и космических процессов. Ряд специалистов считают, что материально-энергетическое воздействия ближнего космоса как части Вселенной на антропосоциогенез шел по 2 каналам: 1. Через изменение неорганической природы (климата, ландшафтов) 2. Через изменение органической природы (мутации, естественный отбор и т.п.).
А.Л.Чижевский показал, что периодические колебания магнитного поля Солнца непосредственно воздействуют на нервную систему и сердечную деятельность. Такого рода стрессы в процессе антропосоциогенеза могли вызвать мутации исходного вида. Кроме того, космические воздействия Вселенского масштаба помимо климатически-ландшафтных изменений оказывали влияние на тектонические, сейсмические, вулканические, радиационные процессы. Французские палеонтологи придерживаются точки зрения о значительной роли похолодания и повышения сухости климата в происхождении человека. Но, помимо всего этого, т.е. помимо влияния внешних изменений, труда, менялся фенотип, необходимы были еще более мощные мутагенные факторы, которые бы изменили генотип. Что к ним можно отнести? 1. Естественная радиоактивность (естественный атомный реактор в Окле (Африка), образовавшийся миллионы лет назад). ее результатом мог стать биологический эффект (синдром Бьюси – Клювера), т.е. существенные изменения в физиологии и поведении нашего зоологического предка (огрубление хватательных функций задних конечностей, предпочтение мяса растительной пище, интерсексуальность и т.д.). 2. Стрессы. Психолог Ф. Клике утверждает, что скудость жизненных ресурсов, частая неудовлетворенность биологических потребностей – были причиной постоянных стрессов наших предков. Это, с одной стороны - воздействовало на совершенствование поведенческих стереотипов, а с другой стороны, - через гормоны выводило из состояния гомеостаза (т. е. совокупностисложных приспособительных реакций организма, направленных на сохранение динамического состояния его внутренней среды: температуры тела, кровяного давления) весь организм, включая иммунную систему и наследственность. Вывод: Мы можем, обобщив все выше изложенное, зафиксировать следующие моменты. К основным взаимодействующим компонентам процесса антропосоциогенеза относятся:
|