Средневековье. Христианская культурасформировала потребность человека во внутреннем сосредоточении
Христианская культура сформировала потребность человека во внутреннем сосредоточении. Возникла потребность человека обращать внимание на собственные переживания, появилась практика погружения в себя – молитва (ведь молится душа). Это было вызвано необходимостью общения с христианским личностным Богом. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, которая стимулировала умение совершать самоанализ. В Средние века открывается новая грань сознания. Сознание – это не только знание о внешнем мире, но и способность знать свой внутренний духовный мир. Проблема сознания стала рассматриваться как проблема самосознания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Сознание – наказание за грех и обреченность человека на выбор: духовность или телесность? Сознание дано людям, чтобы они испытали муки души, потерявшей единение с Богом. Известный советский философ Э. В. ИЛЬЕНКОВ в письме к своему ученику, который думал в отчаянии о самоубийстве, писал, что на самоубийство способен только человек и причина этого в наличии сознания, в осознании того, что мир «устроен не по-человечески». В сознании сосредоточено не столько знание о мире, сколько вся боль мир. Логика не болит, болят эмоции. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному переживанию и к осознанию этих переживаний. И если боль мира превышает способность человека ее переживать, то он «отключает» сознание, прибегая либо к алкоголю, либо к наркотикам, либо к суициду. Возможно, по заключению Ильенкова, без этого «проклятого дара» человек был бы более счастливым.
|