Основные философские парадигмы сознания
Итак, на сегодняшний момент можно говорить о выделении 3 основных философских концепций сознания: v Субстанциональной v Функциональной v Экзистенциально-феноменологической.
Субстанциональная парадигма Исторически первой моделью философии сознания была субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель и другие). Исторические формы субстанционализма варьировались. Общим положением для этой парадигмы является представление об универсально объективном характере идеального, существующем до индивидуального сознания и полностью определяющем его опыт. ( Сознание рассматривается как нематериальная субстанция (основа) мира - идеализм). Функциональная концепция сознания Функциональная модель сознания рассматривает сознание как функцию материальных систем, которые в своих исходных характеристиках лишены мышления и идеальности. Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга. Сознание выступает как отражение реально существующих объектов и связей действительности. Функциональная парадигма исторически была связана с ориентацией на использование научных методов в объяснении сознания. Подчас научные идеи выступали основанием для построения философскихконцепций. Например, вульгарный материализм (Блюхнер, Фохт, Молешотт), формировался как своеобразная философия среди ученых-физиологов. Согласно представлениям «вульгарных материалистов», мозг вырабатывает сознание также как печень вырабатывает желчь.
Экзистенциально-феноменологическая концепция Одной из наиболее авторитетных версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Сартр, Мерло-Понти и др.). Акцент в ней делается на описание опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность (восприятие мира при одновременном внесении личностных смыслов в действительность). Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление действительности. Именно оно формирует «жизненный мир» человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования.
Наиболее распространенной моделью в мире науки является Функциональная модель сознания, которая опирается на данные науки. Современная наука указывает на 3 важных фактора, условия существования сознания: 1.Сознание – вторично, как продукт эволюции, развития материального бытия. Оно возникает лишь на уровне высокоорганизованной материи и является функцией социально организованных систем. Сознание – продукт общественного развития, т.е. оно возникает и существует только в обществе (эффект Маугли). 2.Сознание детерминировано деятельностью такой высокоорганизованной материи как человеческий мозг. Данные в психологии, физиологии и других науках доказывают, что сознание – функция нормально функционирующего мозга. 3.Мозг - не сам из себя порождает сознание. Мозг – это орган, на основе рефлекторной деятельности которого человек обладает сознанием. Для функционирования сознания на основе мозга необходимо взаимодействие человека с предметным миром, другими людьми в процессе деятельности, а также включенность в языковую среду.
Согласно функциональной концепции, сознание – это форма отражения мира в мозгу человека. Хотя сознание и возникает на основе такой высокоорганизованной материальной системы как человеческий мозг, однако имеет свой специфический способ бытия, т.е. свой специфический способ существования. Одной их существенных характеристик сознания является его идеальность (идеальное – это не эталон или идеал, идеальное – как то, что противостоит материальному).
Идеальность сознания проявляется в следующих признаках: 1. Составляющие сознание образы не обладают свойствами отражаемых в них предметов (т.е. они лишены например, массы, запаха; образы сознания невещественны и не имеют пространственных измерений). 2. Идеальность проявляется в субъективных образах сознания. Они не могут быть выделены из деятельности субъекта и представлены вне ее (мысль нельзя собрать в пробирку, нигде нельзя встретить свои эмоции, нельзя увидеть образы, мысли при операции, а только мозговое вещество). 3. Образы сознания предметны по своему содержанию (это означает, что в образах не представлены те биологические и химические процессы, при помощи которых они возникают). Идеальность сознания – есть отражение действительности в форме знаний, эмоций, ценностей. Идеальное есть ни что иное, как материальное «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее человек при помощи мозга, притом человек как элемент той или иной природной и социальной среды, представитель той или иной культуры.
|