Символы в беззвучном мире
Придя к такому заключению, доктор Норман Каган из Мичиганского уни-верситета провел исследование среди глухих. Им показывали фильмы, изоб-ражающие мужчин и женщин в различных ситуациях, после чего просили оце-нить эмоциональное состояние героев фильма и описать ключевые жесты язы-ка тела, используемые теми для передачи их душевного состояния. С по-мощью технических средств чтение по губам было исключено. "Нам стало очевидно, - рассказал доктор Каган, - что для выражения своего эмоционального состояния человек в той или иной степени пользует-ся практически всеми частями тела." Так, например, безостановочные движения рук, игру с перстнем или неп-рерывное хождение в процессе разговора все глухие восприняли как призна-ки нервозности, замешательства и беспокойства. Когда же глаза и лицо че-ловека внезапно становятся "потерянными", когда он словно "проглатывает" выражение лица или черты его лица будто "сжимаются", это интерпретирова-лось как признак вины. Чрезмерно резкие движения связывались с крушением планов, а постепен-но затухающие телодвижения, словно человек "пытается спрятаться", ассо-циировались с депрессией. Энергичность воспринималась через резкую пода-чу вперед головой и всем корпусом, включая руки и плечи; если индивидуум сидит, откинув голову или склонив ее набок и играя пальцами, это тракто-валось как выражение скуки. С задумчивостью связывались такие жесты, как напряженный пристальный взгляд, наморщенный лоб и опущенные глаза. Если человек не хочет смотреть на кого-то или не желает, чтобы смотрели на него, он снимает очки либо отводит взгляд. Такие толкования были получены от глухих людей, неспособных восприни-мать речь, тем не менее их оценки оказались верными. Жесты интерпретиро-вались в рамках общего контекста сцены, которая разворачивалась перед "зрителями-экспертами" без речевого сопровождения. Создается впечатле-ние, что один лишь язык тела может оказаться достаточно эффективным средством общения, если мы наделены способностью понимать его, если об-ладаем повышенной восприимчивостью к мельчайшим нюансам движений и жес-тов. Однако это требует сверхчувствительности, свойственной глухим. Их зрение в такой степени нацелено на интенсивный поиск дополнительных клю-чей, что они способны уловить общий контекст сцены исключительно через посредство языка тела. Истинную значимость язык тела, однако, приобретает именно в смеси с разговорным языком на всех уровнях общения, и иными сигналами, передава-емыми по другим каналам. Одним из таких каналов является осязательное восприятие, которое временами перекрывается со зрительным, но по сути представляет собой более Примитивную и общую форму коммуникации. Согласно покойному доктору Лоуренсу К. Фрэнку из Гарварда, знакомство ребенка с окружающим миром начинается с прикосновений матери, ее ласк и поцелуев, с ощущения во рту ее соска, теплоты и надежности ее рук. Позже ребенку прививают понятие "не тронь", чтобы познакомить его с таким ас-пектом человеческой культуры, как "право собственности", и воспитать в нем чувство обладания и принадлежности. Его исследование собственного тела в ребячестве и подростковом возрасте посредством прикосновений к нему, приключения с мастурбацией - крайним проявлением самоосязания - и позднее, в юношеском возрасте, любовные прикосновения, взаимное исследо-вание тел со своим партнером по любви - самые очевидные примеры осяза-тельного общения. Такими действиями, как царапание, похлопывание или нажатие внешних объектов, каждый из нас сообщает себе по каналу осязания: "Я осознаю се-бя. Я доставляю себе удовольствие и удовлетворение". Мы общаемся с дру-гими через касания руками, рукопожатия и прочие виды прикосновений, го-воря тем самым: "Не волнуйся. Расслабься. Ты не один. Я люблю тебя". Трудно сказать, где заканчивается язык тела и начинается осязательное общение. Границы между ними расплывчаты и неопределенны.
|