ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 страница
Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.
Народная педагогика и самобытное народное творчество Исторический опыт России и других стран свидетельствует о богатейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа. Народная художественная культура генетически связана с возникновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социокультурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциироваться с понятиями народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт является и средством, и результатом обширной общественной практики. Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребителем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, на приобщении дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества. Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного и государственного признания, поскольку крупномасштабные проекты глобального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы. Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора. В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры. Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах. Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской материальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным уборам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и городского быта, жилищам, надворным и хозяйственным постройкам и т.д. Другая часть проектов направлена на разработку и организацию программ использования различных жанров фольклора в дошкольных воспитательных учреждениях, развития семейных, женских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллективов и объединений. В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллективов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел. Дальнейшее развитие сферы художественной культуры обязательно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах. В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями -ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими. В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально-культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности. Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом параметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки полезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студентов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; станут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повседневной жизни и деятельности. Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе. Реализация собирательного проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России. При расширении формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста. Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования. Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает: - всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» социальной среды; - все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости; - все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.). Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педагогический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта. Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей. Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов. Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе. Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах. В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении. Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности. Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.
4. Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (турниры в германских государствах, соколь-ская, шведская, французская и другие гимнастические системы, клубно-спортивные движения в Англии, России и т.д.), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе. Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие. Составными частями физической культуры как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Если физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие, то массовый спорт правомерно рассматривают как массовое социальное движение, продиктованное стремлением людей познать и расширить границы своих физических возможностей с помощью специальной подготовки (тренировок) и систематического участия в соревнованиях. Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа у-шу, йога, бег трусцой и т.д. К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэробика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, технические виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура. Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом обеспечивают учреждения дополнительного образования, муниципальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спортивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона. Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей. Исторически эта область социальной практики складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду - первому и главному условию человеческого существования. По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части - образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культура способна войти в современную культуру человека, став её важной и неотъемлемой частью. На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности (образование, материальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально значимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, бытовой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накопления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эффективность этого социально-культурного института, его средств и методов реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности. Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сффе физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально^гехнические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д. Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов се использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре. Физическая культура может существовать и существует не только в рме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме). Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, реальным в условиях органического внедрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплексных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимости от стадии социального развития в соответствии с реальными требованиями общества. Таким образом, физическая культура - органическая сфера социально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования. Физическая культура является многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы. Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества. Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населения в занятиях физической культурой и спортом. Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мотивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкультурно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России. Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, познавательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье. Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоровья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровительных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в экономии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигательной активности. Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; потребность в спортивных достижениях. Идеальный компонент предполагает потребность в познании явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой. Например, наиболее актуальной потребностью витального компонента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучшении своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клубов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры, досуга, спорта. В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массовой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значительной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к своему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приоритетным направлением социально-культурной деятельности. Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов, которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально-культурных технологий - развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других. Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности.
|