Субъективная реинтеграция
— Добрый вечер! — вежливо поздоровался кролик. — Му-у, — ответила корова, пережевывая большой пучок травы.
— Здесь такая мягкая трава вокруг, — добавил кролик, — надеюсь, вам нравится. — Му-у, — согласилась корова, даже не взглянув на него.
— Можно задать вам вопрос? — робко спросил кролик. — Я давно ждал этой возможности. — Му-у, — равнодушно согласилась корова.
— Боюсь, что это несколько личный вопрос, но… в общем… вы просветленная? — Му-у, — ответила корова утвердительно.
— А как это случилось, если вы не возражаете против моих вопросов? — Му-у, — ответила корова с сомнением, тряся головой и звеня колокольчиком.
— Моя знакомая сова, там наверху, говорит, что вы, коровы, часто бываете просветленными, — объяснил кролик. — Му-у, — ответила корова с прежним равнодушием.
— Если бы она бодрствовала, мы могли бы спросить у нее, но в это время дня она спит. — Я всегда бодрствую, — фыркнула сова. — Я закрываю глаза, потому что сияю слишком сильно в дневное время.
— У нас гость, — произнес кролик, — моя жвачная знакомая, и требуется твое присутствие. — Коровы — священные девочки, — ответила сова, — а я всегда присутствую, как никакая вещь. Моя внешность — лишь то, что воспринимается органами чувств любого чувствующего существа. Я, в действительности, всегда присутствую как мое отсутствие.
— Вы слышите? — спросил кролик корову. — Она всегда, на самом деле, бодрствует в каком-то смысле и тепло вас приветствует. — Му-у, — сказала корова, захватывая ртом другую порцию свежей травы и глядя вверх.
— Она признала, что она просветленная, — объяснил кролик, — но, кажется, она не уверена, как это произошло и когда. — Это не произошло, — фыркнула сова, — и нет никакого «где», в котором это могло произойти.
— Но почему? — спросил кролик изумленно. — Только реальная сущность может быть просветленной, — указала сова, — а таких не бывает. Разве не таков твой опыт? — спросила она корову. — Му-у, — согласилась та, радостно жуя.
— Но как такое может быть? — спросил кролик. — Один знаменитый индийский мудрец нашего времени говорил каждому, что то, что они сомнительно называют «реализацией», уже существует и что никакие попытки не приведут к обретению этого, поскольку это не есть что-то, что может быть обретено.
— И ему верили? — спросил кролик. — Очевидно, нет, — отметила сова. — Мне говорили, что ежегодно каждое заинтересованное феноменальное двуногое пишет, читает или говорит об этом, «медитирует» и практикует черт знает что, чтобы достичь этого.
— Звучит довольно глупо! — смело сказал кролик. — Вы думаете так же? — спросил он корову. — Му-у, — ответила корова, кивая головой и позванивая колокольчиком.
— Только двуногие делают это, — указала сова. — Тот же индийский мудрец говорил, что «реализация», или «освобождение», как они это иногда называют, — это «избавление себя от иллюзии того, что ты не свободен». — И даже это их не убедило? — спросил кролик.
— Быть убежденными — не то, чего они хотят, — объяснила сова, — поскольку это лишит их их драгоценных «я». — Может быть, они с большей готовностью послушали бы древних мудрецов? — предположил кролик.
— Древний китайский мудрец говорил, что «не будучи связанным, нет нужды искать освобождения». Разве можно выразить это более просто и сильно? — Едва ли, — согласился кролик задумчиво. — Вы согласны? — спросил он корову. — Му-у, — промычала корова утвердительно, слизывая большую порцию травы.
— Другой китайский мудрец, один из величайших, утверждал, что «внезапно пробудиться к тому факту, что твой ум есть Будда, что нет ничего, что могло бы быть достигнуто, и нет никакого действия, которое можно было бы совершить, — вот что такое Высший Путь, вот что значит быть как Будда», — добавила сова. — Определенно так! — сказал кролик. — Но как быть с так называемым «освобождением»?
— Это то же самое, — проухала сова. — В любом случае, как говорил другой древний мудрец: «„Освобождение“ — это просто освобождение от представления о том, что есть кто-то, кто может быть свободен!» — Так что, в конце концов, они ищут? — спросил кролик в раздумье.
— Для разнообразия, ты скажи нам, а мы уточним у твоей знакомой, — предложила сова любезно. — Ладно, — сказал кролик, обхватывая голову лапами. — Может быть, так: когда феномен осознает, что он есть, он «пробуждается», «освобождается», или «просветляется»? — Му-у, — возразила корова, громко звеня колокольчиком.
— Простите, если я не прав, — пробормотал кролик подавленно. — Неплохо для зайки, — сказала сова добродушно, — но ни один феномен не способен на это!
— Простите! — повторил кролик смиренно. — И что? — То, чем феномен является нефеноменально, осознает то-что-он-есть как феномен, — объяснила сова. — Спроси свою знакомую.
— Му-у! — ответила корова, кивая головой и позвякивая колокольчиком, а затем отвернулась и слизнула еще одну большую порцию сочной травы.
— Какой-то странный запах сегодня вечером, — сказал кролик, — горячий и сернистый. Что бы это могло быть? — Сера, очевидно, — ответила сова, — должно быть, это дракон.
— Там наверху это, может, нормально, — сказал кролик, — но здесь внизу опасно! — Вовсе нет, — ответила сова, — это западные предрассудки. Драконы самые дружелюбные животные, об этом известно всем восточным людям. Собери несколько фиалок! Драконы — славные малые.
— Тебе лучше знать, — согласился кролик с некоторым сомнением, — но по мне слишком горячо.
— Доброе утро! — сказала сова. — Рада тебя видеть. Как поживаешь? — Неплохо! — ответил дракон. — С гостеприимством здесь не очень. Кажется, люди на Западе боятся меня, хотя я всегда стараюсь оказать им услугу, когда это в моих силах.
— Я знаю, — посочувствовала ему сова, — холодные типы избегают… сердечности. — Ничего не поделаешь, — вздохнул дракон, — мое сердце теплое, что я могу сделать?
— Воздержись от экспансивности, — посоветовала сова. — Держи свои чувства при себе: такова Северная Конвенция. Но здесь тебе всегда рады. — Да… рады, — добавил кролик, сдерживая кашель.
— Я буду стараться, — сказал дракон печально, — но рыцари в доспехах нападают на меня с копьями, будто я враг! — Ужасно! И к тому же глупо, — посочувствовала сова. — Они даже не осознают, что убивая «Дьявола», они также убивают «Бога».
— Как это? — спросил кролик удивленно. — Взаимозависимые концепции, — ответила сова. — Как может одно быть чем-то без другого? Совершенно бессмысленно.
— И что? — спросил кролик. — Или оба или ни одно из двух, — заявила сова. — Относительная чушь! Трудно заставить таких парней осознать истину.
— Бедные парни думают, что я дух того, что они называют «злом», — дьявол, фактически, — потому что я сердечный, или, как они говорят, «горячий». Но я должен попытаться, — объяснил дракон, — это смысл моего существования. — Я уверен, что вы часто добиваетесь успеха, — успокоил его кролик, срывая горсть тимьяна.
— На Востоке — да, — согласился дракон, — множество людей могут видеть сквозь чепуху относительности. — Но разве «добро» и «зло» — это одно и то же? — спросил кролик удивленно.
— В их отсутствии, конечно, — заметила сова. — Так приятно найти здесь тех, кто понимает, — вздохнул дракон, сжигая дотла своим дыханием дикий розовый куст. — А что есть их отсутствие? — спросил кролик. — Отсутствие любой относительной псевдосущности, которая могла бы вообразить себе разницу, — объяснил дракон.
— Их псевдосущность, — вмешалась сова, — это вечное препятствие, которое держит их в псевдосвязанности. — И как мы избавляем себя от нее? — спросил кролик, укрываясь за бревном.
— «Мы» — никак, — объяснила сова. — Нет никаких «мы», которые «избавляют», и никаких «себя», которые могут «избавиться» от чего бы то ни было. — Тогда кто это делает? — спросил кролик в растерянности.
— Я, — заявила сова. — Спроси нашего друга. — Совершенно верно, как ты сказала, это делаю Я, — согласился дракон, извлекая свою «жемчужину» и поджигая кучку сухих листьев.
— Но… но, — пробормотал кролик, отпрыгивая за спину дракона, — все, что мы говорим, говорим «мы»! — В этом-то и проблема, — объяснила сова сквозь дым, — всегда остается какое-то «мы», которое думает.
— Ты абсолютно права! — согласился дракон, гоняясь за своей «жемчужиной» вокруг дерева. — Пока есть «мы», которое думает, все сказанное будет чепухой. — Но почему так? — спросил кролик, отпрыгивая подальше.
— Потому что мысль относительна, а истина абсолютна, — объяснила сова коротко. — Но что же делать? — прошептал кролик, задыхаясь от дыма, и впился в лист зеленого шалфея.
— Нет ничего, что можно было бы «делать», — ответила сова, пощелкивая клювом, — есть только действие, которое делаю Я. — Но как я могу делать это? — спросил кролик между приступами кашля.
— Скажи ему, друг мой, — сказала сова дракону. — Он хороший зайка и иногда понимает. Твое прогревание может проникнуть глубоко. — Ты сам только что сказал это, дорогой зайка, — сказал ему дракон, — «Я делаю это» — это и есть действие.
— Но ведь «я» спрашивало: «Как я могу это сделать?», — возразил кролик. — Совершенно верно! Если ты чувствуешь, что за твоими словами все еще стоит «какое-то я», знай, что «змея по-прежнему в поленнице», — указал дракон.
— Так что же мне делать? — спросил кролик в растерянности. — Пусть оно выгорит дотла! — просто сказал дракон.
— Но кто сделает это? — удивился кролик. — Я, — сказал дракон, — это моя функция, моя Великая Функция.
— И когда ты сделаешь это для меня?.. — поинтересовался кролик. — Ты сделаешь это как Я, — объяснил дракон.
— Но как это может быть сделано? — спросил удивленно кролик. — Я есть все деяние, — заявил дракон. — Я просто делаю это — и объективная фантазия исчезает.
— Спасибо тебе, большое спасибо, — закашлялся кролик, — я сделаю это! — и нырнул в норку.
— Он поймет, — сказал дракон, вращая свою «жемчужину». — С твоей помощью он поймет, кто он есть. — Твое присутствие было очень… зажигательным, — сказала сова вежливо. — Оно согрело ему сердце — настоящий зной: даже я чувствую тепло в твоем присутствии.
— Ну что ты, — ответил дракон. — Для меня удовольствие приносить тепло в жизни людей Запада! — добавил он, уносясь вслед за своей «жемчужиной» в темнеющую даль, как шаровая молния в небесах.
|