НапротяжениистолетийнатерриторииКазахстанагосподствовалообычноеправо - совокупностьюридическихобычаев, санкционированныхигарантированныхгосударственнойвластью, соблюдающихсявпринудительномпорядкевцеляхсохранениясуществующихобщественныхотношений. Обычноеправоказаховобозначалосьтерминомэдетилизан. Сложившисьнапротяжениидлительноговремени, онобылотеснопереплетеносовсейсоциально-экономическойиполитическойжизньюкочевогообществаихарактеризовалосьследующимичертами:
1. отсутствиеразграниченияуголовныхпреступленийигражданскихисков, отсутствиепонятиягосударственногопреступления;
2. относительнаягуманностьсистемынаказаний;
3. нормативнаяразработанностьидетальноерегулированиеотношенийимущественнойответственностиисемейно-брачныхотношений;
4. незначительноевлияниеписаногозаконодательства;
5. наличиесистемывнутриобщинныхимежобщинныхобязательств, имеющиххарактернормправа.
7. Источникиобычногоправаказахов.
2.Источникамиобычногоправаказахов XV-XVIII вв. являются:
1. правовойобычай (эдет, зан);
2. судебныйпрецедент (бидiнбилiгi);
3. положениясъездовбиев (ереже).
Несмотрянато, чтоказахипризнавалисебямусульманами, шариатнеигралбольшойроливправовойсистеме. Этомуспособствовалапринадлежностьстепняковкханифитскомутолкусуннизма, признающемусамостоятельноезначениеобычногоправатам, гдеэкономическиеисоциальныеотношениянесоответствовалинормамшариата.
Правовойобычай. Обычай, какрегуляторобщественныхотношенийлюдей, являетсясамымдревнимкомплексомнормативовповедения. Будучипродуктомэтихотношений, сформировавшисьиразвиваясьвнутрисамогообществаобычаинаиболееполносоответствовалиэкономическомубазисукочевогохозяйства.
Обычаи, санкционированныегосударственнойвластью, превращалисьвправовойобычай, носившийуказаховназваниеэдетилизан. Крометого, использовалисьтерминыжора, жаргы, жол. Периодическиправителиказахскогоханствапредпринималипопыткикодификацииобычногоправа. Наиболееранняяизтакихпопытокотноситсякначалу XVI века, ковремениправленияКасым-хана. Кодексизвестенкак «Косымханнынкаскажолы» (ИстинныеустановленияКасым-хана). Ксожалениюзаписиизложенийэтогозаконодательногоактадонаснедошли, однаконекоторыеученыесчитают, чтоонсостоялизпятиразделов:
1. нормырегулирующиеправасобственности;
2. нормыуголовногоправа;
3. нормыправа, связанныесвоеннымделом (повинности, принципыформированиявоенныхформирований, разделвоеннойдобычи);
4. нормымеждународногоправаипосольскийэтикет;
5. нормывнутриобщинныхимежобщинныхобязательственныхотношений.
Вначале XVII века, вовремяправленияханаЕсима, былразработанновыйкодекс, известныйкак «Есiмханнынескi жолы» (древниеустановленияЕсим-хана). ПринятиеегопроисходилоодновременноссерьезнымреформированиемполитическойсистемыКазахскогоханства, поэтомуможнопредположить, чтовзаконахЕсим-хананашлиотражениеизменения, произошедшиевказахскомобществевэтотпериод.
Болееизвестнапопыткакодификацииобычногоправа, принятаяприправленииханаТаукевконце XVII века. Кодекс, разработанныйизвестнымибиямиприТауке-хане, получилназваниеЖетиЖаргы (семьустановлений). Донашихднейдошлитольконекоторыефрагментыэтогокодекса, записанныевпервойполовине XIX векаГ.СпасскимиА.Левшиным. Темнеменее, анализправовыхнорм, существовавшихвказахскомобществев XVIII-XIX векахпозволилнекоторымисследователямсчитать, чтоЖетиЖаргысостоялоизсемиразделов:
1. нормы, регламентирующиеправасобственностинапастбищаиводоемы (жердауы);
2. нормы, регламентирующиеимущественныеиличныеправавдовисирот, атакжеобязательствапоотношениюкнимобщиныиродственников (жесiрдауы);
3. нормысемейно-брачногоправа;
4. нормы, регулирующиесудебныйпроцесс;
5. нормыправа, связанныесвоеннымделомиуправлениемгосударством;
6. нормыуголовногоправа, предусматривающиевыплатуштрафа
- айып,
7. нормыуголовногоправа, предусматривающиевыплатуштрафа
- кун.