Бронзовый век на территории Казахстана.
Делится на 3 периода: 1) ранняя бронза (18-16 вв. до н.э.) (нуринский этап), 2) средняя бронза (15-13 вв. до н.э.) (атасуйский этап), 3) поздняя бронза (12-8 вв.до н.э.) (бегазы-дандыбаевский этап) Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во II-ом тысячелетии до н.э. к сложению скотоводческо – земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку в Казахстане. Одним из факторов. Определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов. В середине II-го тысячелетия до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова. Бронза становится основным сырьем для изготовления орпудий труда и оружия. На территории Казахстана с древних времен были известны богатые месторождения меди(Жезказган, Зыряновск, Джалтыр) олова(Атасу,Калбинский и нарыский хребты), золота(Степняк, Казанчункур, Баладжал, Дайбай). В середине II-го тысячелетия до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце II-го начале I-го тыс. до н.э. большинство населения переходит к новой специализированной форме хозяйства – кочевому скотоводству. Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно брачные отношениях населения. Быстрое развитие скотоводства и металлургии, привело к росту производительных сил, к крупным изменениям в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины. Говорили на индо-иранском языке. Люди с ярко выраженными европеодными чертами. Происхождение, несколько мнений: финно-угорская этническая группа; индоиранская(арийская)принадлежность. Посления городского типа – Аркаим и Синташта. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, огню, верили в загробную жизнь (культ предков), ритуалы. Обычай запрета – табу.Мотыжное земледелие. (Вопрос 4 продолжение)
4. Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники. 18-8 вв. до н. э. Андроновцы – индоиранцы, основное население Казахстанских степей в эпоху бронзы. Переселение индоевропейцев началось в III в. до н. э. Быстро разрастающееся стадо и демографический взрыв требовали большей территории. Культура получила название Андроновской, существовала около 8-10 веков. Название происходит от места находки первого памятника у С.Андроново близ Ачинска. Внктри андроновской культуры формируется Алакульская культуры (З и Ц К-н), федоровская (ВК). В ЦК и в Семиречье признаки обеих культур встречаются одновременно. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, огню, верили в загробную жизнь (культ предков), ритуалы. Обычай запрета – табу. Они жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. Поселок принадлежал одному роду (10-12 больших полуземлянок). Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения. С аридизацией климата на территории К. начинает зарождаться новый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. Это ведет к тому, что в Цент. К. комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы К. и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Памятники: святилища Жетысу (ур.Тамгалы), в г.Ешкы-Ульмес, Кульжабасы. 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво. Источники древнегреческого, ахеминидского, китайского присхождения. иран-туры с быстрыми конями, персы – могучие мужи,греки – скифы. Жили в 1 тыс.до н.э. от Хуанхю до Дуная. Сакские цари и царицы обладали немалой властью, решали вопросы войны и мира, послыли послов и заключали союзы. По мнению Акишева и Кушаева материальная культура Семиречья и Южного Казахстана создана племенами-пришельцами, потомками андроновцев. Саки тиграхауда(Сырд, Т-Ш, Семиречье), парадарайя(низ. Сырд и Амуд), хаомаварга (р.Мургаб) Звериный стиль. Лошадь, овца, верблюд –основные животные. Прикладное искусство, ремесла достигли высокого совершенства. Ис-во связано с Ахеминидом, Ираном, Бактрией, Китаем. Религия.- Главными были культ вождя и царя. Царь считался избранником Бога, посредником между небом и землёй, центром мира. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли солнечным божеством. - саки поклонялись Солнцу,ветру, грозе, грому. По из представле- ниям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. - святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы Богам, соблюдали культ предков и культ огня. Археологами обнаружено, что у саков Семиречья существовал храм Огня. Искусство. С 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». Главная тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. В начале нашей эры этот стиль исчезает. Саки говорили на восточноиранском языке. На развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского Ирана. Яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель Анахарсис.(6 век до н.э.) Археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией Акишева. Курган состоит из 45 могильников. В кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. В кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов. Бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. Находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники. Городище Чирик-Рабат, мавзолеи Бабиш мулла, Баланды – памятники Приаралья. Столица саков апасиаков. Цитадель Чирик Рабата служила местом захоронения знатных особ. В погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник. Шиликтинский. В 1947 г. Черников. Курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-Третий золотой человек. Берельский курган-Восточный Казахстан. 1999 г. Самашев. Обнаружено 16 жертвенных лошадей, ювелирные украшения, керамическая посуда.
6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути. В середине II – века до нашей эры начинает функционировать Шелковый путь. Во II – V вв., Шелковый путь, если начинать с востока, начинался в древней столице Китая и шел в районы Ланчжоу, далее вдоль Нань – Шаня, к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разделялась на «Северный путь» и «Южный путь». В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. Так в VI – VIII веке основное была трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Восточный Туркестан. Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями. Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов 7. Раскройте сущность неолитической революции. Эпоха занимала период 5-3 тыс. до н. э.Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование. Неолитическая революция - процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека. Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. Итогом “неолитической революции” явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального - экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ”. Таким образом, “неолитическая революция” переход человечества к производящий экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
|