Хан Абылай. Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абьшай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. В 1740 г. в Ташкенте был убит хан Жолбарыс и большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе бия принесли присягу Абильмамбету - официальному главе Казахского ханства. С принятием Абулхаиром русского подданства многие роды Младшего жуза, управлявшиеся Батыр ханом, также подчинялись Абильмамбету и Абылаю. В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался. Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Хан Абылай (1771-1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Лишь небольшая часть родов Младшего жуза, кочевавших вблизи пограничной линии, признавала власть сыновей Абулхаира. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от принятия царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Сайрамом, Чимкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. В качестве союзников предполагались Афганистан, Бухара, Коканд и Кыргызстан, но острые противоречия с Кокандом и кыргызами вылились в вооруженные столкновения. На союз с Казахстаном согласилась лишь Бухара. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Шокан Уалиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. В то же время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей". Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек бий и Бухар жырау, Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства. Хан Абылай умер в Ташкенте в 1781 г. и был похоронен в мечети Кожа Ахмета Яссави в Туркестане.
Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство.