В начале XX в. казахи, обреченные колониальной политикой царизма на нищету, почувствовали угрозу даже своему существованию как этносу. Это вызвало новый подъем национально-освободительного движения. Одновременно казахское байство занималось и товарным скотоводством, земледелием и торговлей.Появились казахские купцы-предприниматели. Многие из них продолжали вести свое хозяйство в ауле, владея большими стадами скота и имея значительные площади под посевами зерновых культур. Казахский капитал наталкивался на конкуренцию русских капиталистов, владеющих большей частью предприятий по первичной обработке животноводческого сырья и других продуктов сельского хозяйства. Кроме того, переселенческая политика задевала и экономические интересы байства. Именно поэтому казахская буржуазия стояла в оппозиции к царским властям в отличие от других колоний. Казахская буржуазия и национальная интеллигенция возглавили антиколониальную борьбу на новом этапе. Уже с 1902 г. царская. охрана стала перехватывать распространявшиеся среди казахов подпольные антиправительственные прокламации панисламист-ского духа. С 1905 г. в степи начали организовываться митинги по случаю ярмарок, появились политические статьи на страницах русских и казахских газет. Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы. В то же время казахские депутаты участвовали в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг. С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый обшеказахский съезд. Во главе национально-освободительного движения встали: Алихан Бокейхан, Миржакып Дулатулы, Бакытжан Каратай, Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы, Ахмет Байтурсын и др. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов. Репрессии и аресты не позволили казахским патриотам образовать свою политическую партию, но политическая борьба продолжалась по двум направлениям. Казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса.В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. В 1911 г. были созданы сразу-два печатных ^ органа. В январе в типографии "Энергия" в Троицке появился ежемесячный журнал "Айкап». В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета "Казакстан». Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь "Казакстан" появился только в 1913 г. С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты "Казак". Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража- 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсын.