В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы началного обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал Айкап, Киргизская степная газета, Степной край, газета Казах. Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Журнал Айкап (1911-1915) (издатель и редактор Мухамеджан Сералин) выражал аграрно – демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали С. Сейфуллин, Б. Майлин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, Ж. Сейдалин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно - денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале был аграрный вопрос, земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и тд. Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казах" (1913-1918) группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Газета выражала идеи либерально – демократического направления..В главном, аграрном вопросе, они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Ратовала за эволюционное развитие общества. Журнал Айкап и газета Казах на своих страницах смогли выразить, несмотря на разногласия, сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи. Газета (группа) позже оформилась в партию "Алаш".Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.