Для начала 20 в. характерен подъем национального самосознания народа. Национальное движение в Казахском обществе было не однородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интелегенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видноготполитика, ученного, публициста А.Н.Букейханова. Букейханов заложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, культуры Казахстана. Назревание политического кризиса в Российской Империи в начале 20 в. подтолкнуло либерально-демократическую интелегенцию, представителей российской культуры и науки создать партию Российских либералов. 11-17 октября 1905 г. учредительный съезд,где была создана конституционная демократическая партия. Делегатом съезда от Омска был Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе Букейханова прошел Уральский съезд,представивший 5 обл Казахстана, который решил создать филиал партии Кадетов, инициатива не нашла поддержки. После опубликования царского указа о выборах в 1 госдуму, Букеханов включился в избирательную компанию, стал депутатом. Но 9 июля 1906 г. первая дума была распущена, а Букейханов оказался в числе подписавших выборский манифест против роспуска думы, за что был арестован. Букейханов хотел создать национально-демократическую партию 5 января 1913 г. разрешано издавать газету Казах под редакторством Байтурсынова. Букейханов и Каратаев – инициатор созыва в Уральске и создатель национального филиала кадетской партии. Выразителями различных идейно-политических мнений и течений среди нац интелегенции – газета Казах, журнал Айкап – издатель и редактор Т.Сералин, сотрудничали Ж.Сейдалин, Каратаев, Торайгыров, Сейфулин. Эти издания выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях колониального положения. Начало 20 в – время расцвета казахской периодической печати. Если в конце 19в. существовало всего 2 издания «Туркестан Аулаятынын газетыда» и «Дала уалаятынын газеты», то после 1905 года появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 году группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету «Серке», редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во 2-м номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы «Наша цель». Царская охрана, усмотрев вней прокламацию, направленную на «Возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства», закрыла газету. В марте того же года в Троецке вышла «Казак газети», запрещенное после первого же номера. Параллельно в 1911 году в свет выходит первый номер журнала «Айкап», издовавшегося в Троецке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформления казахского литературного языка, опубликовал исследование по фольклеру, этнографии, истории. В то же время «Айкап» следил за творчеством Исмаил бея Гаспаралы, высказывается за открытие степи новых мектебов и медресе, реформы старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, «Шахнаме» Фирдоуси. Особаяроль в развитии национальной прессы принадлежит газете «Казак», выходивший в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 годов под редакцией Ахмета Байтурсынова. Основной заботой газеты был культурный подьем казахского народа.. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал «Абай» и газета «Халык сози». В Ташкенте появляются 2 издания: газета «Бирлик туы», главным редакторам которого был М. Шокай и «Жас Алаш». Близка к позиции газеты «Казак» была газета «Тиршили», Выходившая в Акмоле.