Влфсыга
«Влесова Книга» БУКВАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД ЕЕ ТЕКСТОВ Дофемкд 1 Напрасно помнить [нам] доблестные наши старые времена, чтобы идти [нам] куда невесть. А так вот смотрим вспять и говорим, что ведь стыдимся Нави, Прави, Яви знать и [всё] по обеим сторонам поля ведать и понимать. Вот ведь, Дабо сотворил нам это и то, что есть. Свет звезд нам сияет, и в той бездне повесил Дажьбо Землю нашу, чтобы она удерживаема была так. Это души Пращуров суть, и они светят звездами нам из Ира... Но Греци напали на Русь [и] творят скверное во имя богов. Мы ж не ведаем уж, мужи, куда бежать и что делать. Правь ведь невидимо устроена Дажьбом. А после нее — как война же сия — движется Явь, и она творит жизнь нашу. А та когда отойдет, [то] смерть. Явь движима и творима Правью. Навь же — после нее. До нее — Навь, и после нее — Навь. А в Прави же есть Явь. Получили [мы] поучения о древнем — и ввергнемся душами в него. Ведь есть то наше, потому как вот, уж другое идет. Вот ведь, по закону... творит Богам силу. Вот, видим [мы] в себе это, ведь [это] дано [как] дар Богов, а не на требу Им. Ведь вот, напрасны те... Вот, души Пращуров наших из Ира смотрят на нас. И там Жаля плачет о воинах, говорит нам, что пренебрегаем Правью, Навью и Явью... Пренебрегаем ведь [мы] этим и гнушаемся истинным... Недостойны [мы] быть Дажбовыми внуками... Так ведь [да] молим Богов, чтобы иметь чистые души и тела наши, и чтобы иметь жизнь со Праотцами нашими во Богах, слившись во единую Правду! Так ведь [мы] есьмы Дажбовы внуки. Зри, русский ум, как Ум велик Божеский! Есть [Он] един с нами, и [ради] того действуйте и обрящетесь с Богами воедино... Бренна ведь наша жизнь, и нам так же, как коням нашим, работать, живя в землях с телятами, овцами и скотом нашим, от врагов спасаясь на... север... Дофемкд 2а Муж праведный, ходящий в мовницу, — не [тот], о котором говорят, [что] хочет праведным быть, но [тот], которого... слова... и дела полностью совпадают... Потому говорится с древности, чтобы [мы] творили доброе, как и деды наши говорили так об этом, и воуду... Также во времена Зельнославли Русь порубана была рукой вражеской, и злодеяния творились... И князь тот нездоров был, и послал сынов своих на сражение, да и они врагам поддались, не послушав веча, и, что сказано вечем, не соблюли. Потому [они] были разбиты и в рабство взяты. А так ли говорим [мы] сегодня? — „Князи суть наши, потому ведь [вам] не надобно... на полдень ходить, чтобы [нам] была земля... нам-то и детям нашим". А там Греци напали на нас, чтобы поселиться на наших [землях]. И была сеча великая и многие месяцы... Сто раз начиналась Русь и сто раз разбита была. От полуночи до полуденя... так скот вели Праотцы наши, и были Отцом Орием в край Русский приведены, чтобы там пребыть. И на страдания многие не обращали внимания, и раны, и холода. Вот, так дошли до неё и так поселились огнищане на земле Русской. Это ведь случилось за две тьмы до настоящего [времени]. А после тех двух темей варяги пришли... и землю взяли у Хозар в руки свои, у которых ведь [как] невольники [мы] работали. Был народ родственный Ильмерский, сто корней из двухсот. Народ наш, потому как пришёл позже в Русскую землю, и поселился среди Ильмерцев. А они ведь братья наши и на нас... похожи. Ещё как различать, потому как нас хранили от злых. Вече у них было. Вот, что [было] высказано... на вече, так [и] есть. Если что не высказано, [того] не должно быть... Избирали [они] князей от полюдья к полюдью и так жили, мы же им помощь подаем. И так [мы] были... травы [они] знали, [как] делать сосуды обожженные в очагах, и были [они] гончары хорошие, землю пахать и скот водить ведь понимали... Таковы и отцы наши суть. И пришел род злой на нас и напал, и потому Дофемкд 26 [мы] были вынуждены убежать в леса и там живем охотниками и рыбаками, чтобы [мы] могли бедствий избежать. Так были [мы] одну тьму, и начали города ставить, огнища повсюду раскладывать. А после другой тьмы был холод великий, и потянулись [мы] на полдень, там ведь места злачные... А там те Ромейцы скот наш брали по той цене, о какой уговоримся, если быть верным своему слову. И потянулись [мы] к полуденному... зеленотравью, и было у нас скота множество... Дофемкл За Молим Влеса, Отца нашего, чтобы двинулся в небе конник Суражий, и чтобы взошел над нами Суре сказать золотые колеса вращать. Это ведь Суньце наше, что светит на дома наши, и пред Его ликом бледнеет лик огнищ домашних. Сему Богу Огоньку Семурьгле говорим появиться и отправиться в путь на небе, и приняться [за свое дело] до самого синего света... Называем [мы] Ему имя Его: „Огнебоже!" и идем трудиться, как и всякий день, омовения сотворя телу; едим и идем в поля наши трудиться, как Боги велели всякому мужу, который способен трудиться ради хлеба своего. Дажбовы внуки [вы] есте, любимцы Божьи, и Божье орало вы так в деснице держите... Воспоем славу Суражу, и таково думаем до вечера и пятикратно славим Богов в день. Пьем ведь сурицу в знак благости и общности с Богами, Которые суть во Сварге, так же пьют за счастье наше... Воспоем славу Суражу, и тот конь золотой Суражи-щев поскачет в небе... Домой идем, потрудившись, там огонь творим и едим пищу нашу. Говорим, какова любовь Божья к нам, и отходим ко сну. Итак, день прошел и темень настает... Также даем [мы] десятую [часть] Отцам нашим и сотую — властям... И так пребываем [мы] Славными, потому как славим Богов наших и молимся с телами, омытыми водою чистою... Доцшчка 36 Ведь кровь [вы] есьва, эта [вот] кровь наша. Про это говорится, как избирают князей старцы наши, и так совершается пятнадцать веков через веча... и собираться на них[, чтобы] судить всякое отклонение по... главное.... и так совершается. Наши Отцы... всякими и слово сказать... И это-то благо [мы] потеряли из-за Хозяр... после века Троянова, который............... в первый раз насадил вот своих сыновей и внуков вопреки [решению,] высказанному вечем... Борусы не имели совета власти вопреки веча... Хозары же пошли на них, а у тех не было воинов... Тот-то раздор был пятьсот лет, и не покончили [они с ним] скоро, и стоил [он] нам ярма хозарского... Ведь покуда Борусы бились, враги на них напали многие... А внук Траянин был один — с друзьями многими — и был убит... Дофемкд 4а Во времена жизни трудной... и был-то в степях боля-рин Скотень... Он ведь не поддался Хозярам. Был Иронцем... у Иронов помощи просил. И они... конницу послали и били Хозар. О том сказанные... другие, потому как взял Русичей, оставшихся под Хозярами... Которые же добрались до града Киевского — и там поселились... Те же Русичи, которые не желали [оставаться] под Хозарами, пошли к Скотеню. И так Русь скитались вокруг... Иронцы пренебрегли всеми злоумышлениями, наших в неволю не брали, и так оставили Русам жизнь русскую... Хозяры брали на свою работу невольников, и детей, и женщин. Весьма скверно было и... творили худое... Тогда именно Годь грабительски напала на Русь около Скотеня. И он вооружился, — и пращуры наши двинулись на них. В это время конница Иронцев ударила и разбила Годь. Разбиты были Годьские и бежали с поля... То ведь кровь ведь русская лилась... и красной земля была... Молниеносными ударами разбили Русь землю готскую и мечами уничтожили всякого, и землю их взяли себе, и к своему пришли... А тут ведь Хозары захватили нас, вече утративших, и напали на нас... И тут ведь Русичи бросились в бой как львы и сказали: „Пропадем ведь, как Перун о нас не позаботится". И Он им помог. И Годь была поражена, а Хозары — первее... наелись пыли,... были первее разогнаны. И вот Русь не стала их [пока] трогать и говорит: „И что еще будет...". Хозяры ведь убежали к Волге от Дона и Донца... там, срам имея...У£ были воины их, бросили наземь мечи свои и отправились, куда глаза глядят. В тот раз Годь перешла на другие места, отошла на полночь и там пропала, идя дальше. Русь же устремилась на эти земли, взятые Руси кровушки реками. Свои пойдут, как говорится, и сказали: „Приходит поистине час милости Божеской. Восхваляем [мы] Даждь-бога нашего и Перуна златоусого, Который был с нами". И так, во-первых, спели [они] славу Богам на земле чужой. С тем назвали „Русколунь" ту землю, и там потщились весьма, чтобы создасться земле нашей... Хозяры отправились в землю порубанные. И, насколько поистине можно [было], Русколунь ведь взялась утверждаться на Донце после Годи... Дофемкл 46 Многие мечники шли с ними, так же потруждающиеся, и оттого было вольно и яростно Пращурам... Влес ведь научил их землю пахать и зерно сеять. Так ведь те Пращуры огнищанами стали и были земледельцами... Говорим ведь [мы] как говорится в наших землях, а не как Греци, желающие оруситься из корысти. Они Булгар подчинили... иных, свой скот водящих себе в полях злачных. И избирать надобно из своих Старотцев, от рода к роду. Так соверша... в течение десяти веков. Забыли [они], что те свои, и так роды, живущие усобицей, племена... Зовутся они Поляне... Свередзи и Древляне. То поистине суть все Русичи из Русколунья. Не надо [им]... делиться, как Сумь, Весь и Чудь... а оттого приходит на Русь усобица... Во вторую тысячу лет... [они] подпали разделу, и пробудилось одиночество, и стали [они] как рабы чужим работать... Во-первых Годи, которая крепко их обдирала, во-вторых Хозяринам, как они объявились, каганам... А ведь нерадением нашим поначалу вправду [торговыми] гостями на Руси... Поначалу были велеречивы, а после того стали злобны и Русичей давить стали... Сказали они: „Куда пойдем от этих?... Где жизнь вольную найдем?... Есьмы весьма сиры, и Рука Божеская от нас отвратилась...". И так за двадцать тысяч лет не могли собраться в Русь, а там пришли воряги и взяли ее... были они сыны волчьи. Русь ведь творилась от полуночи, для того же не было [у нас] возможности... в лесах ильмерских создать. А там есть... Киев, что дана часть малая..., там уселись ведь воряги, которые суть хищники... Скажите Святояру... чтобы узреть [нам] зраками телесными того-то боляра, героя нашего, который поразил Годь со Скотичем... А были те славные деяния от прихода Славянских людей на Русь [через] девятьсот три года... Потому как внезапно и грабительски напали на нас... Тогда Святояр был единым-то князем..., которого выбрали Борусичи... на... Русколунь... И они взяли Русколунь... и Борусы вооружились и пошли на Годь из Воронженца... Было там десять темей отборных боянов конных, никак не пеших... И так вот, бросились на них... Сеча была злой и короткой. И она посви-репствовала до вечера, и с Годью было покончено... Дофемкд 4в Русь же устремилась на землю эту [и] до сих пор [мы тут]. В то время пришли к Киеву воряги с [торговыми] гостями и били Хозяр. И каган хозярский и говорит Скоте-ню... помощи попросил. Отказал в том Скотень и говорит: „Поистине, помогите себе сами"...В(. Что Русколуни было делать, если вся-то вражеская сила идет на земли Воронженца... Воронженец был в древности, много веков назад, поставлен и... окремлен от нападения вокруг... И та воряжина пошла на Воронженец и взяла его, и так [там] уселась. Вот, Русь угрожаема от захода Солнца, и пошли другие к Сури на полдень, Су-ражь город утвердили... у моря, которое Греци [теперь] имеют там, крепили город Суражь. Билояр... Криворог был в то время князем русским и белого голубя пустил. Куда он полетит, туда идти. А он полетел на Грецей. Криворог напал на них и разбили их. Тут ведь Греци, как лисы хвостом вертя, дали Криворогу золотое руно и конька серебряного. И тот Криворог удержался на Сурожи. Эти Греци были на колунях. Криворог согласился. И были Русы открыты там. И так Греци бросили на них боянов в железах и перебили их. Великая пролита кровь русская наземь, и нет [конца] стенаниям (?) Русичей. Илиры сказали, что „вы глупцы, а [мы] прибежим к вам помочь...". Потщимся их упомнить, потому как все землю Русскую [они] удобрили, и [они] есть все наше Старотцтво... которые ведь потеряли силы [за] Русь на тех многих сечах с врагами нашими... И кровь их удобрила землю нашу... Сущие [с] Богом те, кто с Перуном делают на наковальнях мечи свои на врагов иных... Мы же Им помолимся нам о помощи... Дофемкд 4г Сурожу ведь Святу быть над нами... и идем туда, где видим земли горят... и Лукоморье. А и всякий-то день к Богам взираем, которые есть Свет, который называем Перун, Дажбо, Хор и Яр, и иными именами... Так поем славу Богам и живем милостью божеской, пока жизни не лишимся. Сурожа бьет врагов наших, которые суть на Нее пауки ползущие... и грозящие нам болями и Маром-Марой, и концом жизни всяческим.... явиться Богу Сильну... и бить тем мечом молнийным, и они издохнут. Суря светит на нас и к нам, и видим всё... Во-первых же, слава Суре, Светлому Деду, который нам изгоняет злую... Из той тьмы подкралось злое племя Дасово. И это злое племя на Пращуров наших налетело... и напало, и сделалось множество пораженных и умерщвленных. И тот Орий Старый Отец говорит: „Идём из земли той, где Хуны наших братцев убивают. Это ведь кровь льется в час этих зверств. И скот наш [они] крадут, и детей убивают". Дофемкл 5 (осколки) (с. 189) «Осколок № 1, линии 1-2 1. (началолинии съедено червем)...01 Ша£ 0У...(НаРгКДа(Ц...Д... Н01...Э £BiaaK£(2. во в;ь по £амо1...£М(рт...на заз...Б(ндакмо ;...\ та-
|