Основоположение I 4 страница
Почему учение 6. Что учение о природе должно быть о нравственности ставится позади предпосылаемо учению о нравственности, учения о природе? хотя у многих бывает наоборот, это убедительно доказали ученые мужи. Липсиус («Физиология», кн. I, гл. I) пишет так: «Мы одобряем мнение великих авторов, и мы, согласно с ними, требуем, чтобы, прежде всего, преподавалась физика. Эта часть (философии) доставляет большое удовольствие: она способна привлекать нас и задерживать наше внимание; к ней чувствуешь большое почтение, а блеск явлений природы возбуждает наше удивление; наконец, ум подготовляется и развивается для того, чтобы с пользой слушать этику». Почему, по примеру 7. Относительно математического класса может древних, математика возникнуть сомнение, должен ли он следовать за не предпосылается физическим классом или предшествовать ему, физике? Правда, древние начинали истинное рассмотрение вещей с математических занятий, отчего и дали им имя «наук» по преимуществу, а Платон не хотел, чтобы в его академию входил кто-либо, не знающий геометрии. Причина этого понятна, так как эти науки, занимаясь числами и количествами, ближе к чувству и поэтому более легки и точны; они возбуждают и укрепляют силу воображения и, наконец, располагают и возбуждают даже к другим предметам, которые более удалены от чувства. Ответ. 8. Вообще говоря, это верно. Однако здесь нужно обратить внимание и на нечто другое. Именно: 1) Мы советовали в школе родного языка развивать чувства и пробуждать ум посредством того, что воспринимается чувствами, причем так же тщательно нужно проходить и науку о числах. Следовательно, наши ученики уже не будут здесь совсем не знающими геометрии. 2) Наш метод идет вперед всегда последовательно. Поэтому, ранее, чем переходить к высшим исследованиям о величинах, удобно вставить учение о конкретном, о телах, которое должно составить переходную ступень к более глубокому пониманию абстрактных отношений. 3) К курсу математического класса мы присоединяем очень многое из того, что касается искусства легкого и верного познания, которого едва ли можно достигнуть без естествознания; это последнее мы н предпосылаем. Тем не менее, если другие соображения или сама практика приведут к другому выводу, мы возражать не будем. Теперь же, согласно с имеющимися у нас доводами, мы можем решать этот вопрос лишь изложенным выше образом. Физике нужно 9. После того как таким образом будет приобретен предпослать достаточный навык в пользовании латинским язы- метафизику, ком с помощью «Преддверия» и «Двери», которые но какую? мы предназначали для первого класса, мы советуем предложить ученикам самую общую науку. Эту науку называют «первой философией», а обычно «метафизикой»; по нашему же мнению, ее правильнее было бы назвать «профизикой» или «гипофизикой» (наукой, предшествующей естествознанию или ему подчиненной). Метафизика должна открывать первые и самые последние основы природы, именно основные условия вещей, свойства и различия с самыми общими нормами всех вещей, как с определениями понятий, так и с аксиомами, идеями и их построением. Когда все это будет изучено (а сделать это по нашему методу чрезвычайно легко), можно будет приступить к рассмотрению всех частностей таким образом, чтобы казалось, что большей частью они как бы уже были известны ранее, и ни в чем не представлялось бы ничего нового, кроме приложения общего к каждому частному явлению. Задержавшись на этом приблизительно триместр (ведь все это будет усвоено чрезвычайно легко, так как это будут только как бы те чистые основы, которые каждый здравый человеческий ум своим врожденным смыслом мог бы воспринять сам), можно было бы далее непосредственно от общих основ перейти к рассмотрению видимого мира, чтобы чудесные явления природы (показанные во введении к физике) постепенно все более выяснялись, прежде всего частными примерами из природы. Благодаря этим занятиям класс должен быть назван «физическим». За физическим 10. От сущности вещей следует перейти к классом следует более точному исследованию случайных признаков математический, вещей, что мы называем «математическим классом». за ним - класс этики. 11. Затем учащимся придется рассматривать самого человека с действиями его свободной воли как владыку вещей, чтобы они научились наблюдать, что подлежит нашей власти и нашей воле и что нет, каким образом следует приводить все в надлежащий порядок согласно мировым законам и т. п. Этому будут учиться на 4-м году в классе этики. Но все это нужно будет рассматривать уже не только с точки зрения исторической — как что-либо происходит, как это имело место в начальной школе родного языка, но и в причинной связи так, чтобы ученики приучились обращать внимание на причины вещей и их следствия. Однако в этих первых четырех классах нужно остерегаться примешивать сюда какие-либо спорные вопросы, так как это мы предложили бы целиком отложить на пятый класс, как мы это сейчас и увидим. Класс диалектики. 12. По предварительном ознакомлении учащихся с самыми краткими правилами умозаключений в классе диалектики мы предлагали бы пройти предметы физики, математики и этики и основательно рассмотреть здесь только то, что имеет особое значение и вызывает среди ученых разногласие. Здесь может быть изложено: происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис, верные или вероятные аргументы, защита того или другого; затем пусть будут вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке, ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и т. п. Или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу истины, то пусть будет показано их примирение между собой. Таким образом, одна и та же работа будет представлять собой и самое приятное повторение ранее пройденного, и чрезвычайно полезное разъяснение не понятого ранее. Самое искусство делать умозаключение, исследовать неизвестное, разъяснять темное, различать сомнительное, ограничивать общее, защищать истинное оружием самой истины, опровергать ложное и, наконец, приводить в порядок запутанное будет изучено, сжато при помощи постоянных примеров, т. е. кратким и действительным путем. Класс риторики. 13. Последним классом будет класс риторики. В нем мы предполагали бы упражнять учащихся в истинном, легком, приятном применении всего, до сих пор изученного, откуда было бы видно, что ученики наши кое-чему научились и пробыли у нас не напрасно. Согласно с известными словами Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел», мы желаем теперь образовать для мудрого красноречия язык тех, чей ум до сих пор мы развивали для приобретения мудрости. 14. Итак, предпослав самые краткие и самые ясные правила красноречия, мы приступаем к упражнениям, т. е. к подражанию каким-либо лучшим мастерам красноречия, причем, однако, не следует постоянно держаться одного и того же материала, чтобы, попеременно направляясь во все области истины и разнообразие вещей, в сады человеческой добродетели и в рай божественной мудрости, ученики умели прекрасно выразить и, где требует необходимость, могли защитить все, что они считают истинным и хорошим, т. е. полезным, приятным, честным. Для достижения этой цели они будут иметь уже на этой ступени весьма значительную подготовку, а именно прекрасное знание всевозможных вещей и вполне достаточный запас слов, фраз, пословиц, изречений, историй и пр. Изучение истории 15. Впрочем, если окажется нужным, об этом более нужно распределить подробно в другом месте. Сама практика даст по всем классам. остальное. Прибавить нужно только следующее: так как знание истории, как известно, есть самая прекрасная часть образования и как бы освещает всю жизнь, то и желательно распределить ее по всем классам этого шестилетия, чтобы наши ученики хорошо знали все то, что было сделано или сказано достопримечательного во всей древности. Однако желательно, распределить эти занятия историей таким образом, чтобы они не только не увеличивали труда учеников, а облегчали бы его и являлись отдыхом (приправой) для более серьезных занятий. И каким образом? 16. Например, можно для каждого класса составить особую книжку, заключающую в себе определенного рода истории, так чтобы можно было предложить: В классе. I — сокращенную библейскую историю, II — историю естествознания, III — историю искусств — о разного рода изобретениях, IV—историю морали — выдающиеся примеры добродетелей и т. п., V — историю обрядов — о различных религиозных обрядах у народов, VI — историю всеобщую, т. е. историю всего мира и главнейших народов, преимущественно историю своего отечества: все в сжатом виде, но не пропуская ничего необходимого. Напоминание 17. О специальном методе, которым должно о необходимости пользоваться в этих школах, скажу теперь только здесь постоянно следующее. Мы предложили бы, чтобы обычные единого метода. школьные четыре часа распределялись так: оба утренних часа (после молитвы) должны посвящаться той науке или тому искусству, от которых класс носит свое название; первый час после полудня должна занимать история, второй час — упражнение в стиле, упражнение голоса, рук сообразно с тем, чего требует материал каждого класса. Глава 31 Академия Почему здесь 1. На академию, конечно, наш метод не говорится об распространяется. Но что мешает нам высказать академии? наши пожелания и по поводу академии? Мы выше сказали, что академии с полным правом предоставляют завершение и дополнение всех наук и все высшие предметы образования. Три пожелания 2. Итак, мы предложили бы, чтобы там: об академии. - Велись действительно все исчерпывающие занятия, чтобы ничего не оставалось в науках и в человеческой мудрости, что не служило бы там предметом изучения. - Употреблялись наиболее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда приходит, основательную ученость. - Общественными почетными должностями награждались только те, кто успешно достиг намеченной цели и стал достоин и способен к тому, чтобы ему можно было вверить управление человеческими делами. Вкратце отметим, чего, по нашему мнению, требуют эти отдельные пожелания. 1. Чтобы они 3. Чтобы академические научные занятия были поистине были универсальными, для этого необходимы: университетами I. Ученые и знающие профессора всех наук, для научных занятий. искусств, предметов, языков, которые бы извлекали из себя все эти знания, как из живой сокровищницы, и сообщали все для всех. II. Избранная библиотека различных писателей, доступная всем для пользования. 2. Метод они 4. Самые академические работы будут подвигаться должны иметь вперед более легко и успешно, если, во-первых, поистине универсальный, мы туда будем посылать только избранные умы, где нужно, цвет человечества, а остальных направим к плугу, соблюдать следующее. ремеслам и торговле, смотря по их природной склонности. 5. Во-вторых, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции. Именно здесь слишком часто делается ошибка, так как по своему произволу, не обращая внимания на природную склонность, из- каждого чурбана мы хотим сделать гения (exguovis ligno Mercurios fingere). Отсюда происходит то, что, обращаясь к тому или иному занятию вопреки склонности, мы не достигаем ничего достойного внимания и часто располагаем большими знаниями в каком угодно постороннем деле, чем в собственной профессии. Поэтому было бы целесообразно при окончании классической школы устраивать публичное испытание способностей: на основании этих испытаний директора могли бы определять, каких юношей следует направить для дальнейшего образования в академию, а кого назначить на другие профессии; а из тех, кто намерен продолжать свои занятия в академии, директора должны определить, кто должен посвятить себя богословию, а кто — политике или медицине и пр.... 6. В-третьих, натуры высокодаровитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростию.
Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955. с, 161—376.
|