Студопедия — Основоположение I 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основоположение I 3 страница






Основания для 7. И это верный метод — успешно развивать умы.

этой градации. Сперва усваивать самые вещи с помощью внешних

чувств, на которые те непосредственно воздейст­вуют. Затем в свою очередь возбужденные внутренние чувства обучаются выражать и представлять отображения вещей, воспринятых внешними чувствами, как через припоминание, так и при помощи руки и языка. Когда же это подготовлено, пусть вступает в дело ум и тщательным раз­мышлением все сравнивает и взвешивает для основательного изучения взаимного отношения всех вещей; это разовьет истинное понимание вещей и суждений о них. Наконец, пусть приучится во всем законно проявлять свою власть воля (которая является центром и руководительницей всех действий человека). Желать образовывать волю ранее понимания вещей (как и познание ранее воображения и воображение ранее чувственных восприятий) — это значит напрасно терять труд. Однако так поступают те, кто обучает детей логике, поэзии, риторике, этике ранее познания реаль­ного и чувственного мира. Они поступают таким же образом, как если бы кто-либо желал обучать танцам двухлетнего ребенка, едва пытающегося ходить на дрожащих ногах. Мы решили везде идти вслед за при­родой, и как она выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей

3. Одни будут 8. Третье различие будет состоять в том, что

упражняться здесь, в низ­ших школах - материнской и школе

а другие — там родного язы­ка будет получать образование все юношество обоего пола; в латинской — преимущественно те

юноши, у которых стремления выше, чем быть ремесленниками, а из ака­демии будут выходить ученые и будущие руководители других, так чтобы у церкви, школы и общественных учреждений никогда не было недостатка в соответствующих руководителях.

 

Эти четыре рода 9. Эти четыре рода школ не без основания можно

школ соответствуют было бы сравнить с четырьмя временами года.

1. Четырем Материнская школа представляет собой прекрасную

временам года весну, украшенную почками и цветами различных ароматов. Школа родного языка представляет собой лето с его спелыми колосьями и некоторыми ранними плодами. Гимназия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и вино­градников и складывающей это в сокровищницу ума Академия, нако­нец,— это зима, дающая собранным плодам различные назначения, чтобы можно было на что жить во все остальное время жизни.

2. Деревьям 10. Можно было бы также такой метод тщатель-

растущим четырьмя ного воспитания юношества сравнить с культурой ступенями. садов. Шестилетние дети, прекрасно воспитанные

благодаря заботе отцов и нянек, могли бы походить на молодые деревца, тщательно посаженные, хорошо укоренившиеся и начинающие пускать веточки. Дети двенадцати лет похожи на деревца, уже покрытые ветвями и пускающие почки; что в них заключается, конеч­но, еще недостаточно ясно, но скоро станет ясным. Юноши восемнадцати лет, уже владеющие знанием языков и искусств, подобны дереву, со всех сторон усеянному цветами, представляющему приятное зрелище для глаз и приятный аромат для обоняния, а для вкуса обещающему верные плоды. Наконец, молодые люди двадцати четырех или двадцати пяти лет, кото­рые уже вполне прошли академические науки, представляют собой дерево, отовсюду покрытое плодами такой зрелости, когда следует уже срывать их и собирать для различных целей.

Однако это следует изложить подробнее.

 

Глава 28

Очерк (идея) материнской школы.

Первостепенное 1. В первые же годы дерево тотчас же

должно быть выпускает из своего ствола все главные

изучено сперва. ветви, которые оно будет иметь и которым впоследствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким, же

образом, чему бы мы ни хотели научить человека на его пользу в те­чение всей жизни,— все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. Укажем на это кратко, сводя все к двадцати главным отделам.

Перечень знаний, под- 2. Метафизика (так называемая) в общих чертах лежащих усвоению: первоначально усваивается здесь, так как дети

1. сначала воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слы­шат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это та­кое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следова­тельно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, непохоже и т. п., что в общем и яв­ляется основой метафизики.

2. 3. В естествознании (физике) в это первое шести­летие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы, бык и пр. Он должен знать также названия и употребление, по крайней мере, внешних членов своего тела. В данном возрасте это "устраивается легко и полагает начало естествознанию.

3. 4. Начала оптики ребенок получает благодаря то­му, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

4. 5. Начала астрономии состоят в том, чтобы знать,

что называют небом, солнцем, луною, звездами, замечать, что они каждый день восходят и заходят.

5. 6. Первые начала географии состоят в том, что дети сообразно с характером местности, где они воспитываются, учатся понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, замок, город.

6. 7. Основы хронологии закладываются в том случае,

если ребенок понимает, что называется часом, днем, неделей, годом, равным образом что такое лето, зима и пр. и вчера, позавчера, завтра, послезавтра и пр.

7. 8. Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припоминать и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или другом деле действовал,— ничего, если это будет хотя бы только по-детски.

8. 9. Корни арифметики закладываются благодаря то­му, что ребенок понимает, когда говорится мало и много, умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре, и пр.

9. 10. Дети будут иметь элементы геометрии, если

поймут, что мы называем большим и малым, длин­ным и коротким, широким и узким, толстым и тонким; а также — что мы называем линией, крестом, кругом и пр., и видят, что-то или другое изме­ряется пядью, локтем, саженью и пр.

10. 11. Также первоначальные основы статики полу­чатся в том случае, если дети заметят, что вещи взвешиваются на весах, и научатся сами кое-что взвешивать на руке, чтобы определить, тяжело это или легко.

11. 12. Первоначальный опыт в механическом труде

дети получают в том случае, если им позволить, мало того обучать их, всегда что-либо делать, например: переносить ве­щи туда и сюда, приводить их так или иначе в порядок, строить что-либо и разрушать, связывать и пр. все это детям приятно делать в этом возрасте. Так как это не что иное, как стремление даровитой природы к искусственному воспроизведению вещей, то не только не сле­дует препятствовать таким занятиям, но необходимо поддерживать их и разумно руководить ими.

12. 13. Диалектическое искусство проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки, когда ребенок, замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов, и сам также приучается кое о чем спрашивать и отвечать на вопросы. Следует только приучить детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо, чтобы они приучались твердо держать мысль в пределах предложенной темы, а не отклоняться в сторону.

13. 14. Детская грамматика будет состоять в том, чтобы правильно говорить на родном языке, т. е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова.

14. 15. Начало риторики будет положено в том случае, если дети станут подражать тем тропам и фигурам, которые встречаются в домашней речи. Но особенно надо обратить внима­ние на соответствующую характеру речи жестикуляцию в связи с произ­ношением, а именно при вопросе повышать последние слоги, а при ответе понижать и т. п., чему учит обыкновенно сама природа, а если что-либо будет неправильно, то легко может быть исправлено разумным указанием.

15. 16. С поэзией дети познакомятся, заучивая в этом раннем возрасте как можно большее количество маленьких стихотворений, преимущественно морального содержания, рит­мических или метрических, обычно употребляемых в отечественном языке.

16. 17. Начала музыки будут состоять в том, чтобы научить петь некоторые, более легкие места из псал­мов и священных гимнов, что будет иметь место в процессе ежедневных молитвенных упражнений.

17. 18.Начальные познания в хозяйстве будут заклю­чаться в том, что дети запомнят названия лиц, из которых состоит семья: кто называется отцом, матерью, служанкой, слугой, наемным работником и т. д., а также имена частей дома: сеней, кухни, спальни, стойла и домашних предметов: стола, блюда, ножа, щетки, вместе с их употреблением.

18. 19. Меньшим может быть предварительное озна­комление с политикой, так как представления в этом нежном возрасте едва ли простираются за пределы своего дома. Однако и это возможно, если дети заметят, что некоторые граждане горо­да собираются в думе и называются членами совета, а из них кто-либо в частности называется городским головой, другой — городским судьей, третий — нотариусом и пр.

19. 20. Учение о нравственности (этика) должно будет

здесь получить в особенности твердое основание, если мы хотим, чтобы добродетели, так оказать, срослись бы с хорошо воспитанным юношеством. Например:

1) Умеренность, состоящая в соблюдении меры в еде и в пище и в том, чтобы ничего не позволять себе сверх необходимого для утоления голода и жажды.

2) Опрятность при еде, в одежде и бережное обращение с куклами и игрушками.

3) Подобающее почтение к старшим.

4) Всегда скорое и охотное повиновение приказаниям и запре­щениям.

5) Неуклонная правдивость во всех словах, так чтобы никогда не позволялось лгать или обманывать—ни в- шутку, ни серьезно (так как дурная шутка может в конце концов перейти в нехороший поступок).

6) Справедливости дети будут учиться, не присваивая ничего чужого, не унося, не удерживая, не скрывая чего-либо против воли владельца, ни в чем никому не делая зла, ни в чем не завидуя и пр.-

7) Пусть дети как можно скорее приучаются к любви, чтоб быть готовыми жертвовать из своего имущества всякий раз, как кто-либо будет просить их в нужде; мало того — чтобы они помогали и по собственному побуждению. Ведь это есть та самая подлинная христианская добродетель, которая ранее всех нам заповедана духом Христа: воспламенение ее в сердцах людей, особенно в современном, совершенно холодном, старею­щем мире, будет служить на благо церкви.

8) Следует также приучать маленьких детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья.

9) Пусть приучатся не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадается на язык, а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из почтенных лиц, когда самое дело требует молчания.

10) Но особенно нужно приучать детей в этом первом возрасте к терпению, которое будет необходимо в течение всей жизни, чтобы они научились владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами; прежде чем страсти бурно прорвутся и пустят корни,- лучше подавлять гнев, чем давать ему волю, и пр.

11) Услужливость и готовность служить другим есть лучшее украше­ние юности, и даже всей жизни. Поэтому к ней следует приучать детей уже в эти первые шесть лет, чтобы они не упускали случая быть налицо там, где только представляется возможность быть полезным в каком-либо деле другим людям.

12) Однако сюда нужно присоединить вежливость, чтобы ничего не делать неуместно и бессмысленно, а во кем поступать с приличной скромностью. Сюда относятся формы общественного обращения, привет­ствия, ответы на них, скромные просьбы, если в чем-либо нуждаешься, благодарность за оказанную услугу с приличными поклонами и целованием руки и т. п.

21. Наконец, в изучении религии и благочестия можно шестилетних детей довести до того, чтобы они заучивали наизусть главы катехизиса, основы своего вероисповедания и, насколько позволяет возраст, начинали понимать его и применять на деле. Именно они должны привыкнуть к тому, чтобы, охваченные восприятием божества, они чувствовали вез­де присутствие бога, боялись его как справедливейшего мздовоздаятеля за зло, не допуская ничего дурного, а с другой стороны, они должны любить его, милостивейшего воздаятеля, за добро, поклоняться ему, призывать и хвалить его, и, ожидая от него милосердия и в жизни и по смерти, не упускать делать ничего доброго, что, как они замечают угодно ему, и таким образом жить точно пред очами бога и (как гово­рит Писание) ходить перед богом.

Польза такого вос- 22. Тогда о христианских детях можно будет ска-

питания в детстве, зать то, что евангелист говорит о самом Христе, что он преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у бога и человеков (Лука, II, 52).

Почему нельзя сде­лать 23. Таковы цели и задачи материнской школы.

никаких более Объяснить это подробнее или показать с помощью подробных указаний. таблиц, что и в каком объеме можно выполнить в отдельные годы, месяцы и дни (как это мы по­советуем делать в школе), как это можно сделать в последующих школах (родного языка и в латинской школе), нельзя по двум причинам. Во-пер­вых, потому, что среди домашних хлопот родителям нельзя соблюдать порядок с такой тщательностью, как это бывает в общественной школе, где занимаются только образованием юношества. Во-вторых, потому, что умственные способности и охота к учению проявляются у детей с крайней неравномерностью: у одного—ранее, у другого — позднее. Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают то же самое, так что вообще это первое образование в раннем возрасте нужно предоставить благоразумию роди­телей.

Впрочем, есть 24. Однако здесь с пользою можно применить

два прекрасных два средства. Во-первых, нужно написать

пособия: книжку в ру­ководство родителям и школам,

I. Учебник для чтобы они хорошо знали свои обязанности.

материнской школы. Здесь подробно должно быть описано все то, чему нужно научить в детст­ве и при каких случаях нужно приступать, к важному делу и какими-способами и сочетаниями слов и жестами должно это внедрять детям. Написать подробную книжку (под заглавием «Руководство для материн­ской школы») мы берем на себя.

2. Средство для 25. Другим пособием, которое должно быть полез-

пробуждения чувств. ным для упражнений в этой материнской школе,

будет книжка с картинками, которую нужно давать самим детям. Ведь так как здесь нужно развивать преимущественно чувства для восприятия внешних предметов, а зрение среди чувств зани­мает самое выдающееся место, то мы поступим правильно, включив сюда все главные предметы из физики, оптики, астрономии, геометрии и т. д., хотя бы в том порядке, который мы только что представили. Здесь могут быть нарисованы: гора, долина, дерево, птица, рыба, конь, бык, овца, человек в различном возрасте, различной величины; затем свет и мрак, небо с.солнцем, луной, звездами, облаками; основные цвета; затем до­машние предметы и ремесленные инструменты: горшки, блюда, круж­ки, молотки, щипцы и пр.; далее изображение высоких особ, например царя со скипетром и короной, а также солдата с оружием, кресть­янина с плугом, возницы с повозкой, письмоносца на дороге, и по­всюду все-таки должна быть надпись, что означает каждый предмет конь, бык, собака, дерево и пр.

Польза от такой 26. Эта книжка будет полезна в трех отношениях:

книги. 1) Для усиления впечатления от вещей, как уже

было сказано. 2) Для привлечения юных умов

к тому, чтобы в каких угодно книгах они искали занимательного — в смыс­ле более легкого приучения к чтению. 3) Так как над каждой картиной будет написано ее название, то с этого может начаться обучение буквам.

 

Глава 29

Идея школы родного языка.

Школа родного 1. В главе IX мы указали, что всю молодежь

языка должна обоего пола нужно посылать в общественные

предшество­вать школы. Те­перь я прибавляю, что всю молодежь

латинской школе. сперва нужно школу родного языка. Против этого мнения существует в возражение.

Цеппер в первой книге «Церковного государства», гл. 7, и Альштед в гл. 6 своих «Школьных рассуждений» советуют посылать в школу родного языка только тех девочек и мальчиков, которые со вре­менем будут заниматься ремеслами, мальчики же, которые, по решению своих родителей, предназначаются к высшему образованию, должны быть направляемы не в школу родного языка, но прямо в латинскую школу. Альштед прибавляет: «Пусть, кто хочет, не соглашается. Я предлагаю ту дорогу и тот путь образования, на который я желал бы направить тех, кого я хотел бы видеть наилучше образованными». Но соображения нашей дидактики заставляют с этим не соглашаться.

1. 2. А именно:

1) Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком. Следовательно, нужно вести всех вместе до тех пор, пока можно вести вместе, чтобы все взаимно друг друга воодушев­ляли, поощряли, побуждали.

2. 2) Мы желаем, чтобы все получали воспитание

во всех добродетелях, а именно: в скромности, со­гласии, готовности к взаимным услугам. Поэтому не нужно разделять их так рано и не следует давать некоторым из них повода превозноситься перед другими и презирать их.

3. 3) Представляется несколько преждевременным решать на шестом году отроду, к какому призванию кто-либо годен, к занятиям науками или к ремеслу; в этом возрасте еще недостаточно проявляются умственные способности и наклонности; то и другое лучше выяснится впоследствии. Какие травы в саду выпалывать, какие оставлять, узнаешь лишь после того, как они подрастут, а не тогда, когда они еще очень малы. Ведь не только дети богатых, или знатных, или должностных лиц рождаются для высоких знаний, чтобы для них одних должна была быть открыта латинская школа, а остальные дети безнадежно бы от нее отстранялись. Ветер вест, где хочет, и не всегда начинает путь в определенное время.

4. 3. 4) Четвертым основанием у нас является то, что наш всеобщий метод имеет в виду не одну только безмерно любимую нимфу — латинский язык, но ищет пути к развитию равным образом и родных языков всех народов, чтобы всякое дыхание все более и более хвалило господа. Этого стремления не следует расстраивать столь произвольным перескакиванием через всю школу родного языка.

5. 4. 5) Учить кого-либо иностранному языку, прежде чем он овладеет родным языком,— это то же самое, как если бы кто-либо вздумал учить своего сына ездить верхом ранее, чем он научился ходить. Лучше действовать по ступеням, как это показано в Основоположении IV главы XVI. Как Цицерон заявлял, что он не мо­жет учить произносить речи того, кто не умеет говорить, так при на­шем методе мы признаемся, что не можем учить по-латыни того, кто не знает родного языка, так как последний язык мы предназначили в качестве руководителя к первому.

6. 5. 6) Наконец, так как мы стремимся к реальному

образованию, то ученики одинаково легко могут пройти то, что относится к внешнему миру, с помощью книг на родном языке, которые дают названия вещей. После этого они тем легче изучат латинский язык, прилагая к известным уже вещам только новые названия, прибавляя в прекрасной градации к фактическому познанию вещей позна­ние их причинных связей.

Пределы и цели 6. Итак, принимая во внимание наше предложение

школы родного языка. О делении школы на четыре ступени, школу родного языка мы определяем таким образом: предел и цель школы родного языка будут состоять в том, чтобы все дети между шестью и двенадцатью (или тринадцатью) годами научились бы тому, пользование чем простиралось бы на всю их жизнь. Именно;

I. Легко читать все, напечатанное и написанное на родном языке.

П.. Писать сперва красиво, потом быстро и, наконец, правильно согласно с правилами грамматики родного языка, которые надо будет изло­жить ученикам в самой простой форме и установить упражнения для усвоения их.

III. Считать цифрами и на счетах, смотря по надобности.

IV. Все измерять правильно всеми способами: длину, ширину, расстоя­ние и пр.

V. Петь все употребительные мелодии, а кто более способен, того обучать также началам художественной музыки.

VI. Выучить наизусть большую часть псалмов и духовных гимнов, которые употребляются в церкви в каждой местности, чтобы воспитанные на прославлении бога дети могли (как говорит апостол) научать и вразум­лять друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, воспевая во бла­годати в сердцах своих бога (Колосс., III, 16).

VII. Сверх катехизиса, ученики должны тончайшим образом знать историю и наиболее выдающиеся тексты всего священного писания, чтобы могли воспроизвести их наизусть.

VIII. Ученики должны усвоить учение о нравственности, выраженное

в правилах, поясненное примерами сообразно с развитием этого возраста, понимать его и стараться применять на деле.

IX. О политическом и экономическом положении они должны знать настолько, насколько это необходимо для понимания того, что происходит у них на глазах ежедневно дома и в городе.

X. Иметь понятие в самых общих чертах об истории сотворения, падения и искупления мира, управляемого мудростию божией.

XI. Кроме того, изучить основы космографии: о круглой форме неба, о шаровидности висящей посредине земли, об океане, омывающем землю, о разнообразии изгибов морей и рек, о более значительных частях света, о главных государствах Европы; особенно же ученики должны заучить города своей родины, горы, реки и все, что есть в ней достопримечатель­ного.

XII. Наконец, ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающемся человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаружилась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание.

Почему здесь ставятся 7. И если все это надлежащим образом будет столь выполнено в этой школе родного языка, то не толь-

широкие цели? ко для тех юношей, которые поступят в латинскую

школу, но и для тех, которые посвятят себя земле­делию, торговле и ремеслам, не может встретиться нигде ничего настолько нового, с чем бы они хоть отчасти не были уже знакомы. Таким образом, то, чем впоследствии каждый будет заниматься в области своей деятель­ности, или, что будет слышать на священных собраниях или в других местах, или, наконец, читать в каких-либо книгах,— все будет или только более полным освещением, или более подробным разъяснением вещей, уже ранее известных, и ученики окажутся на самом деле способными все это более правильно понимать, выполнять, обсуждать.

Средства, пригодные 8. Для достижения этих целей должны служить

для достижения следующие средства:

этих целей: I. Все ученики школы родного языка, занятия

в ко­торой продолжаются шесть лет, должны

I. Классы. делиться на шесть классов, занимающихся, насколько воз­можно, в отдельных помещениях, чтобы они не мешали друг другу.

II. Книги. II. Для отдельных классов должны быть

предназна­чены свои особые книги, которые бы исчерпывали все нужное для этого класса (насколько дело касается материала для научного, нравственного и религиозного образования), чтобы ни в каких других книгах не было необходимости, пока ученики находятся на данной стадии обучения, но зато уже с помощью указанных книг они безошибочно достигали бы намеченной цели. Необходимо, чтобы эти книги исчерпали весь родной язык, т. е. все названия вещей, которые по своему возрасту способны усвоить дети, и главные наиболее употребительные обороты речи...

 

Глава 30

Очерк латинской школы

 

Ее цели: четыре 1. Ее целью мы ставим — вместе с четырьмя

языка и вся языка­ми исчерпать всю энциклопедию наук. Из тех

энциклопедия наук. юношей которых мы правильно проведем через эти

классы, должны выйти:

1. Знатоки грамматики, которые прочно усвоили все явления языка и в состоянии разъяснить их в латинском и родном языках в совершенстве, а в греческом и еврейском — насколько это необходимо.

II. Диалектики, вполне опытные в определении и различении понятий, в доказательствах и опровержениях.

III. Риторики, или ораторы, умеющие изящно говорить на любую тему,

IV. Знатоки арифметики.

V. Геометры—как для различных жизненных потребностей, так и потому, что эти знания особенно пробуждают и изощряют способности к изучению других предметов.

VI. Музыканты — как на практике, так и в теории.

VII. Астрономы, которые знакомы, по крайней мере, с основами уче­ния о сфере и с ее вычислениями, так как без этого не будут ясны ни физика, ни география, ни большая часть истории.

2. Это и были те прославленные семь свободных искусств, знанием которых, по обычному мнению, должен обладать магистр философии. Но для того чтобы стать выше, ваши ученики должны, сверх того, быть:

VIII. Физиками, которые бы понимали строение мира, силу элементов, различных животных, свойства растений и металлов, строение человече­ского тела и пр. как в отношении того, чем они являются сами по себе, так и в применении к потребностям жизни, что тем самым исчерпает и часть медицины, земледелия и остальных механических искусств.

IX. Географами, которые отчетливо представляли бы себе очертания земного шара и морей с островами, рек, государств и пр.

X. Хронологами, которые хорошо знали бы принципы летосчисления от начала времен по периодам.

XI. Историками, которые могли бы перечислить наиболее важные перемены в судьбах человеческого рода в главнейших государствах, в церкви и различные обычаи и события из жизни целых народов и отдель­ных деятелей.

XII. Моралистами, которые бы умели точно различать все роды в виде добродетелей и пороков. Последних должно избегать, первым — следовать как в общей идее, так и в специальном приложении, например: к жизни экономической, политической, церковной и пр.

XIII. Наконец, мы желаем, чтобы они были богословами, которые бы не только хорошо знали основы своей веры, но и могли бы защитить их с помощью священного писания.

3. Мы желаем, чтобы по окончании этого шестилетнего курса юноши

достигли бы во всех этих областях если не полного совершенства (ведь, с одной стороны, совершенства не допускает юношеский возраст, так как для закрепления теории практикой нужен продолжительный опыт, а с дру­гой— в шестилетие невозможно исчерпать океан учености), то во всяком случае твердого основания для приобретения совершенной учености в ка­кой-либо области в будущем.

Путь к этим целям - 4. Согласно с различными задачами намеченного шесть через шестилетнего образования, надо учредить для

классов. него шесть различных классов, названия которых, начиная с низшего, могли бы быть следующие:

I. Грамматический. IV. Моральный.

Класс. II. Физический. V. Диалектический.

III. Математический. VI. Риторический.

Почему за грамма- 5. Я надеюсь, что никто не будет оспаривать того,

тическим классом что мы предпосылаем, точно ключ ко всем наукам,

не должны непосред- грамматику. Но тем, кто привычку считает за закон,

ственно следовать могло бы показаться удивительным то, что мы

риторический и диа- отодвигаем так далеко диалектику и риторику,

лектический классы? ставя их позади реальных наук. Однако так нужно.

Ведь мы уже показали, что с вещами нужно знакомиться ранее, чем со способами их проявления, т. е. с содержанием ранее, чем с формой, и что такой метод единственно пригоден для достижения основательных и быстрых успехов и состоит в том, чтобы располагать знанием вещей прежде, чем нам предложат судить о них или красноречиво излагать их. Иначе, что ты будешь исследовать или в чем будешь убеждать, если у тебя готовы все способы различения н изложения вещей, но ты незнаком с сами­ми вещами, которые ты желаешь исследовать или в которых желаешь убеждать? Как невозможно, чтобы родила девушка, не забеременев, так невозможно разумно говорить о вещах тому, кому не дано заранее знания вещей. Вещи сами по себе есть то, что они есть, хотя бы их не касался никакой разум и никакое слово, но разум и слово вращаются только вокруг вещей и зависят от них, а употребляемые без вещей, если пред­положить такую глупую и смешную попытку, они либо обращаются ни во что, либо становятся бессмысленным звуком. Итак, ввиду того, что рассуждение, и речь основываются на вещах, сама необходимость тре­бует предпосылать им такое основание.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия