Энергетический подход и каталитическая активность.
Для перехода в активированное состояние молекула реагента должна пройти стадию хемосорбции на активном центре катализатора. Сила адсорбции реагента является определяющим фактором эффективности катализа. При этом, как слишком сильная адсорбция, так и слишком слабая - не приводят к желаемой (высокой) активности катализатора. Оптимальной является некоторая средняя сила связывания адсорбата и адсорбента. Хемосорбция и сопровождающие ее энергетические эффекты играют решающую роль в понимании гетерогенного катализа. Активные центры поверхности катализатора (свободные валентности или электронные дефекты) ослабляют химические связи в адсорбированной молекуле, в результате чего значительно облегчается ее дальнейшее химическое превращение. На Рисунке 5.16 изображено сравнение энергетических диаграмм некаталитического и гетерогенно-каталитического пути реакции А à В.
Рис. 5.16. Энергетическая диаграмма протекания газофазной реакции Аг à Вг. Е0 – энергия активации некаталитической реакции, Е1 – истинная энергия активации каталитической реакции, Е2 – кажущаяся энергия активации каталитической реакции, Z1 – переходное состояние газофазной некаталитической реакции, Z2 – переходное состояние реакции на поверхности катализатора, DHR - энтальпия реакции.
Для гетерогенно-каталитических реакций (Рис. 5.16) необходимо различать кажущуюся энергию активации (Е2) - которая есть разница энергий молекулы в газовой фазе (Аг) и в переходном состоянии на активном центре (Z2), и истинную энергию активации (Е1) - которая есть разница энергий хемосорбированной молекулы (А*) и в переходном состоянии на активном центре (Z2). Последняя величина (Е1) называется еще энергией активации каталитической реакции и является наиболее важной. Бывают случаи, когда промежуточные или конечные продукты настолько сильно адсорбированы, что не могут десорбироваться в данных условиях (слишком высок энергетический барьер стадии десорбции, соответствующий третьему максимуму пунктирной кривой на Рисунке 5.16). В этом случае говорят об отравлении катализатора продуктами реакции. К настоящему времени накоплено большое количество экспериментальных данных по адсорбции различных веществ на разнообразных адсорбентах. В ряде случаев для понимания каталитической активности бывает достаточно простой качественной оценки относительной адсорбционной способности в рядах реагентов или катализаторов. Например, известно, что для многих металлов сохраняются следующие ряды по относительной силе адсорбции: а) ацетиленовые > диены > алкены > алканы > полярные углеводороды > не полярные углеводороды б) O2 > C2H2 > C2H4 > CO > H2 > CO2 > N2
Еще в 1950-х годах металлы были экспериментально классифицированы по активности к хемосорбции. В Таблице 5.6 приведены металлы, разбитые по группам от А до Д по убыванию адсорбционной активности. Как видно из таблицы, наибольшей адсорбционной активностью обладают переходные металлы (группы А-Б3), хотя есть и исключения. Как правило, хемосорбционная активность в периодах переходных металлов таблицы Менделеева проходит через максимум слева направо (группа (А) Таблицы 5.6). Эти металлы адсорбируют все газы, включая азот - наиболее трудно хемосорбируемое вещество. Металлы, представленные в группе (Д) способны хемосорбировать только кислород - наиболее активный газ. С точки зрения электронного строения металлы группа (А) являются переходными и принадлежат 4-8 группе периодической таблицы. Металлы группы (Б1) являются неблагородными металлами 9-10 групп, металлы группы (Б2) - благородные металлы этих групп. В группу (Б3) входят Mn и Cu - металлы первого переходного периода с аномальным поведением. Металлы остальных групп расположены в периодической таблице левее и правее перечисленных выше.
|