Численность студентов [в США] и их доля в населении соответствующей возрастной группы 6 страница
10 Можно утверждать, что данная пробема разрешима на ценовом уровне; так, если издержки, вызываемые перегруженностью дорог индивидуальным транспортом окажутся слишком высоки, станет выгодным создание альтернативных личному автомобилю средств транспорта. Однако система цен в данном случае полагается на метод проб и ошибок в оценке результата. Трудность состоит в том, что подробные оценки, осуществляемые, как правило, постфактум, скорее всего будут напрасны — громадные средства могут быть неправильно распределены, а система транспортировки окажется несовременной. При таком подходе забитые автомагистрали в конце концов вынудят лишь соорудить новые автострады.
делается в строительных войсках), мало кто задумывается, а тем более стремится оценить многочисленные последствия (т.е. эффекты второго и третьего порядков) создания новой системы. Вторым недостатком является неспособность различать, говоря словами Веблена, технологические и институциональные процессы, иди, по терминологии Национальной академии наук, “технологию” и “вспомогательную систему”. Автомобиль, нержавеющая сталь, пестициды, лекарства — все это технологии в инженерном смысле слова. Поддерживающая система — это организация производства и распределения, а в более общем понимании — экономическая и юридическая среда, в которую вписана технология. Очевидно, что не существует какого-то “технологического императива”, конкретного, один к одному, соотношения между отдельной технологией и определенной поддерживающей системой. Как едко заметил Дж.Бёрнхем: “Когда мы покупаем автомобиль, мы уже не покупаем предмет в старом смысле этого слова, а вместо этого мы покупаем трех-пятилетнюю лицензию на участие в признанной государством системе личного транспорта, системе автомагистралей, системе безопасности движения, системе гарантийного ремонта и дорогостоящей системе страхования...”12. Можно поэтому, в зависимости от проблемы, попытаться поменять либо технологию (бензиновый мотор), либо поддерживающую систему (неограниченное использование дорог частным транспортом). Такая практика позволит сравнить альтернативные способы решения проблемы и альтернативные затраты, чтобы сконструировать системы, которые лучше служили бы общественным нуждам. Это, в свою очередь, требует “технологической оценки” в общенациональном масштабе13. За небольшими 12 Burnham J. Beyond the Modern Sculpture. N.Y., 1968. На примере вопроса о том, зачем скульптору заниматься проблемой автомобильной системы, представлены доводы в пользу исчезновения в современном обществе “объектов” и замены их “системами”. 13 Идея технологических оценок в значительной мере проистекла из исследований Комитета по науке и астронавтике Палаты представителей под председательством конгрессмена Даддарио. Были образованы две комиссии, одна в Национальной академии наук, вторая — в Национальной инженерной академии, чтобы определить приемлемость идеи. Комиссия Национальной академии наук, под руководством Г.Брукса, пришла к выводу, что такая оценка возможна, и предложила несколько способов ее использования правительством. Инженерная комиссия предприняла три исследования: первое касалось шума, производимого дозвуковыми самолетами; второе — обучения с помощью компьютеров; третье — многофазной проверки здоровья. Оба доклада по вопросу технологических оценок были опубликованы комитетом Палаты представителей в июле 1969 года.
-
исключениями, решения относительно будущего использования технологии принимаются в настоящее время теми, кто может извлечь из этого экономическую или институциональную выгоду. Однако комиссия Национальной академии наук настаивает: “Решения, касающиеся развития и применения новых технологий, не должны быть основаны исключительно на непосредственной выгоде для их пользователей или спонсоров. Необходимо своевременно рассматривать те долгосрочные жертвы, которые последуют за их использованием и распространением, а также потенциально болезненное воздействие на различные страты общества и на окружающую среду, зачастую даже на значительном расстоянии от мест их производства и применения”. В рамках американского федерального правительства уже существуют, хотя и в зачаточном состоянии, системы соответствующих оценок и принятия необходимых решений. Федеральная комиссия по контролю за загрязнением воды, Национальная администрация по контролю за загрязнением воздуха, Администрация по контролю окружающей среды — все они имеют полномочия изучать последствия, но у них гораздо меньше прав по установлению контроля. Некоторые ведомства, такие, как Комиссия по атомной энергии, сами внедряют новые технологии (например, атомную энергию) и сами же оценивают их последствия. Но необходимы независимые органы, которые оценивали бы ущерб и направляли бы предложения по его устранению исполнительным властям или Конгрессу. Какой бы ни стада подобная структура, ясно, что в ближайшие годы должны быть созданы определенные общественные механизмы принятия решений, обеспечивающие оценку последствий второго порядка, вызываемых технологическими или социальными изменениями. Новые и расширенные полномочия должны подучить органы администрации. Новые сложные задачи встанут перед Конгрессом. Что касается частных корпораций, то перед ними вскоре возникнет проблема новых принципов в отношении к социальной политике. Так же как ранее налоговые льготы для корпораций были общественным делом и служили поощрению развития производства (путем инвестиционых кредитов или сокращения сроков амортизации), так должно стать и в случае с налоговыми наказаниями, направленными либо на принуждение корпораций нести социальные расходы, вызванные их деятельностью, либо на поощрение перехода к другой технологии или поддерживающей системе, при помощи которых можно свести к минимуму социальные расходы или получить социальные выгоды. Учитывая масштабные последствия частных решений, подобное вмешательство общества в дела корпораций неизбежно. Раз уж мы подходим к технологическим оценкам, следует также попытаться предпринять и социальные оценки. Например, социальная карта Соединенных Штатов была перекроена после второй мировой войны в ходе стремительного расширения пригородов и необычайного роста пригородного домовладения. Все это стало возможным лишь в результате определенной общественной политики: федеральных гарантий закладных; низкого уровня первоначальных взносов для ветеранов (иногда составлявших не более 10% от общей цены дома), так что покупка недвижимости стала дешевле аренды; разрешения вычитать проценты по закладным из суммы, облагаемой подоходным налогом. Но никто не ставит под сомнение и существующую “систему поддержки”, состоящую из большого числа мелких застройщиков, заполнивших огромные участки земли скучными рядами однотипных домиков. Существуют, можно сказать, три альтернативных модели пригородной застройки: первая — отдельно стоящие дома с индивидуальными въездами и гаражами; вторая — группа “кустовых домов” с общими дополнительными удобствами (например, гаражами) и третья — многоэтажные жилые дома с обширными зелеными зонами. Каждый тип требует совершенно различных уровней “социальных затрат”, которые ложатся не на проектировщиков-строителей, а на местное население (сеть дорог, использование дополнительных земель, расположение школ и т.д.). Между тем эти социальные издержки если вообще и принимаются во внимание, то редко. Не существует “полной матрицы затрат”, которая могла бы показать покупателю, какими будут общие вторичные издержки в результате сделанного им выбора. Да и общественная политика никогда не искала такого определения. Вообще говоря, я не настаиваю, чтобы потребителю навязывался какой-либо из вариантов. Но разумная общественная политика — а ведь именно затраты общественных средств ускоряют социальные изменения — должна принимать в расчет альтернативные полные схемы затрат, а также учитывать последствия поддержания либо изменения существующих и утвердившихся моделей домостроения и развития. Дело не во “вмешательстве” или “невмешательстве” в дела общества; любое действие (или бездействие) связано с усилением или ослаблением позиций тех или иных заинтересованных сил. Вопрос заключается в том, чтобы сделать видимой связь между принимаемым решением и его последствиями. КОРПОРАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В традиционном корпоративном законодательстве собственность определяется как совокупность вещей, однако главный урок, который усвоен за последние три десятилетия, состоит в том, что корпорации, хотя и производят вещи, состоят из людей, а к людям — по крайней мере к управленческому и высококвалифицированному персоналу — нельзя относиться как к вещам. Корпорации являются институтами, предназначенными для экономизирования; в то же время для своих членов они представляют определенный образ жизни. До начала двадцатого века жизнь большинства американцев была ограничена небольшим городком, церковью и семьей. Маленькие городки практически исчезли; церковь потеряла большую часть своего эмоционального воздействия на людей, а тесная связь между семьей и профессией, дававшая жизни преемственность — семейная ферма, семейный бизнес или семейная профессия, которую наследовал сын, — распалась. Разрушение старого уклада жизни, последствием которого явились потеря корней и дезориентация, служит источником того, что социологи называют аномией (anomie). Эмиль Дюркгейм, французский социолог, предложивший этот термин, считал, что решение проблемы аномии возможно при наличии групп, способных предложить своим участникам чувство родственности и единства цеди. Политическое общество, по его мнению, слишком аморфно и разрозненно. Решение, заявил он, скрыто в профессиональной группе, в профессии, которая может дать обществу новую этику. Один из основных толкователей Дюркгейма, Элтон Мейо из Гарвардской школы бизнеса, пред полагает, что наиболее эффективно добиться этой цели можно в рамках корпорации. Для множества людей это по необходимости стало нормой. “Четыре желания”, определяющие, по мнению покойного социолога У.Томаса, человеческое поведение, — уверенности, новых впечатлений, ответных чувств и признания — могут быть исполнены внутри рамок корпорации. Два-три десятка лет назад это привело к появлению насмешливого выражения “организационный человек”, обозначающего новый тип конформизма. Если это выражение предполагало, будто раньше люди были свободными и индивидуальными, а теперь стали однообразными и похожими, то история превращается в миф, а ирония становится новой идеологией. На самом деле в маленьких городках жизнь делала человека ограниченным и нетерпимым — достаточно вспомнить “Главную удицу” Синклера Льюиса, тогда как мир организаций давал возможность выбора, предлагал новые возможности. Корпорации могут служить и инструментом подавления, но они в равной степени могут быть и ареной развертывания личной инициативы. Корпорация, как и университет, правительственное ведомство или большая больница — со своими иерархией и статусной системой, — для многих сотрудников превратилась в дело их жизни. Поэтому она не может более оставаться организацией с узким предназначением — в случае производственной компании лишь инструментом выпуска товаров и услуг, — но должна стать приемлемым стилем жизни для своих членов. Она не только обязана удовлетворять своих клиентов, но должна быть приятной для себя самой. Коммерческая корпорация, тем не менее, существует в системе различных ограничений и по своему духу отличается от университета, государственного учреждения или больницы. Корпорации, в отличие от них, должны постоянно участвовать в конкурентной борьбе и приносить прибыль (которая часто служит источником существования — через налоги — для организаций, подобных указанным трем). Если задать континуум, поместив на одном конце шкалы экономизацию (когда все аспекты организации специально приспособлены к тому, чтобы служить целям производства и получения прибыли), а на другом социологизацию (когда всем рабочим обеспечен пожизненный найм, а удовлетворенность работников становится главным направлением использования ресурсов), можно обнаружить, что в течение последних тридцати лет корпорации стабильно двигались, почти со всеми своими служащими, в направлении социологизации. Достаточно обратить внимание на рост доли “издержек на социальное обеспечение” — оплаты отпусков, листков нетрудоспособности, медицинского страхования, дополнительных пособий по безработице, пенсий и т.д., — как этот сдвиг становится очевидным. Исторически все это было неизбежно. По мере того, как в обществе иссякали традиционные источники социальной поддержки (маленький городок, церковь и семья), организации нового типа, в частности корпорации, занимали их место; и они с неизбежностью стали ареной, где воплощаются стремления к уверенности, справедливости и признанию. Таким образом, представление корпорации лишь в качестве экономического инструмента означает полное непонимание значения социальных перемен за последние полвека. БАЛАНС ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Использовать выражение “социальная ответственность” применительно к корпорации — это не значит прибегать к риторике (хотя многие руководители корпораций так и поступают), считать, что “положение обязывает” (что характерно для меньшего числа руководителей корпораций), иди приходить к выводу, что в общество внедряется какая-то подрывная идея (как предполагают некоторые либеральные экономисты); это означает лишь признание очевидной роди человеческих привязанностей. Если не вставать на ту точку зрения, что преданность работника компании и его отождествление себя с ней — всего лишь денежные сделки, а занятость ограничивается отношениями, выражаемыми формулой “услуга за оплату”, то корпорация предстает как особый мир с социальными обязательствами перед ее членами — не в меньшей мере чем как экономизированный инструмент, в конкурентной среде с наименьшими издержками производящий товары для экономического мира потребителей. Однако каков баланс обязательств и насколько далеко следует продвигаться в каждом направлении? Возможно, наилучшим образом можно ответить на этот вопрос, обратившись к некоторым уже проявившимся проблемам или же обещающим проявиться в следующем десятилетии. Удовлетворение работой. В литературе о “человеческих отношениях” пару десятилетий назад часто утверждалось, что человек, удовлетворенный своей работой, имеет склонность к более высоким моральным качествам и более высокой производительности. Так, расположение механизмов на рабочем месте было модифицировано инженерами в соответствии с заключениями промышленных психодогов и социологов. Увеличение расходов должно быть оправдано пропорциональным ростом производительности. Но что, если изменения в рабочей схеме повышают удовлетворение работой, но не увеличивают производительности? Что тогда делать корпорации? Общепринятый ответ состоит в том, что ее главное обязательство — извлечение прибыли и что любое повышение затрат должно быть компенсировано соответствующим ростом производительности. Давайте, однако, обратимся к одному из вариантов этой проблемы. Когда корпорация нанимает больше женщин и они требуют от нее оплаты содержания детей в детских центрах, обязана ли компания удовлетворить эти требования? Вопрос состоит не в том, чтобы рассматривать такие центры в качестве необходимых издержек по привлечению женского труда, когда рынок рабочей силы скуден, а в изменении социальных ценностей, позволяющем женщинам, желающим трудиться, возвращаться к работе, пока дети еще не подросли. Дошкольные учреждения служат необходимым компонентом удовлетворения работой для молодых женщин, даже если расходы на ик содержание далеко превосходят “выигрыш” в производительности, достигаемый при найме этих женщин. Остается ли в силе общепринятый принцип? Наем национальных меньшинств. Лежит ди на корпорации обязательство нанимать на работу представителей национальных меньшинств, страдающих от исторических несправедливостей, даже если они менее подготовлены для соответствующей работы, чем их конкуренты? А если наем таких лиц потребует увеличения затрат на обучение и может привести к понижению производительности? В принципе проблема эта не отличается от стоящей перед университетом, который может установить специальную квоту, а иногда и ограничить число принимаемых из числа “большинства”, которые по формальным критериям (например, результатам тестов) могут оказаться более подходящими. Вопрос о соотношении выгоды, с одной стороны, и социальной справедливости — с другой, является одной из труднейших моральных проблем. Сложность состоит в том, что в данном случае “правильное” сопоставляется с “правильным”, а не “правильное” с “неправильным”. Там, где налицо такой конфликт между правидьностями, каков должен быть баланс обязательств? Относительная оплата. Как оценить, сколько стоит работник? Чисто рыночный принцип, состоящий в конкуренции спроса и предложения, отражает только сравнительный дефицит, отнюдь не идентичный социальной справедливости. В большинстве отраслей американской промышленности все еще сохраняется различие между низкоквалифицированным трудом, который оплачивается сдельным или почасовым образом, и “беловоротничковой” работой, приносящей работнику еженедельную или ежемесячную зарплату. Некоторые корпорации — “Ай-би-эм”, “Тексас инструментс” — отменили это различие, однако немногие последовали их примеру. Каково рациональное решение этого различия в индивидуальном статусе? Внутри корпорации соотношение между ставкой самых низкооплачиваемых рабочих и средней зарплатой верхнего эшелона руководителей может составлять 1:25 иди выше. Чем оправдывается такой разрыв? В основе рациональности лежал рынок. Однако постепенно его влияние на определение градации видов труда и самих работников снижается. Эдлиот Джейке, английский специалист в области промышленной психологии, попытался выработать принцип “справедливой” оплаты на основе различий в степени ответственности различных работников, измеряемой, в частности, временем, в течение которого человек трудится самостоятельно, и степенью надзора. Могут быть предложены и другие “формальные” системы, подобные этой. Но поскольку люди нуждаются в разумном объяснении различий в степени их вознаграждения, следует выработать какие-то четкие принципы социальной справедливости. Ответственность перед сообществом. Проблема не нова, но снова и снова возникает по мере того, как корпорация становится образом жизни для ее членов. Помимо уплаты налогов, какие обязательства несет корпорация перед жителями тех районов, где она размещает свои заводы и штаб-квартиры? Каковы ее обязанности в создании более удовлетворительных социальных и культурных условий их жизни? Ответственность за окружающую среду. За последние несколько дет корпорации, вместе с остальным обществом, осознали, что к природе нельзя относиться как к “бесплатному товару”. Вопрос о том, как должны быть распределены издержки, как я уже отмечал, станет в ближайшее десятилетие одной из наиболее трудных технико-политических проблем. Моральные проблемы. Корпорации, как и университеты, всегда утверждали, что в моральных вопросах они “ценностно нейтральны”. Основная задача корпорации состоит в обеспечении наивысшей прибыли на вложенный капитал. Однако занимать позиции ценностного нейтралитета становится все труднее. В качестве иллюстрации могут послужить затруднения, возникшие в результате инвестиций американских частных компаний в ЮАР. Классической присказкой на моральные темы может послужить пример одной из церквей, получавшей доходы от недвижимости, в которой располагались публичные дома. Церковь всегда могла оправдаться, что она спасла столько же душ, сколько потеряла тел. Такие подсчеты никогда не были вполне убедительными. Утверждение корпорации, что она спасает столько же тел, сколько теряет душ, мало чем отличается от предыдущего. Суммируя сказанное, отметим, что в предложенной мною картине соотношения между экономизированной и социологизированной моделями поведения баланс все больше переходит в пользу последней. Что же касается конкретных вопросов, на которые корпорациям предстоит ответить в предстоящее десятилетие, то, хотя и не существует готовых формул, определилась позиция, с которой будут приниматься решения, и эта позиция все более и более становится социологиэированной.
ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ КОРПОРАЦИИ Вопрос о “социальной ответственности” станет, как я полагаю, наиболее трудным в дебатах, которые будут иметь решающее значение в ближайшие годы. Одну позицию занял Мидтон Фридман. “Что означает утверждение о наличии у администратора корпорации “социальной ответственности” как у бизнесмена? — спрашивает он и отвечает: — Если это не чистая риторика, то он должен действовать до некоторой степени таким образом, который не отвечает интересам его нанимателей. Например, ему следует воздержаться от повышения цен, чтобы внести вклад в борьбу общества против инфляции, даже если такое повышение несомненно отвечает интересам его компании. Быть может, ему придется повысить расходы на очистные сооружения сверх того, что отвечает интересам корпорации или соответствует требованиям закона, чтобы внести вклад в общественное движение за сохранение окружающей среды. Иди он должен, жертвуя прибылями компании, нанимать отпетых безработных вместо более квалифицированных рабочих, чтобы способствовать борьбе общества с бедностью... [Однако] в системе свободного предпринимательства и частной собственности администратор находится на службе у владельцев капитала. Он несет прямую ответственность перед своими нанимателями, заключающуюся в ведении дела образом, отвечающим желаниям хозяев, что сводится обычно к стремлению заработать как можно больше денег, не нарушая социальных правил, как выраженных в законах, так и содержащихся в этических нормах”14. Существует два типа ответов Фридману. Оба они недавно были даны Одденом Кдаузеном, президентом и исполнительным директором “Бэнк оф Америка”, одного из крупнейших банков мира. Главным для Клаузена является вопрос о том, в каком социальном контексте действует современная корпорация. Как пишет в своей статье для журнала “Форчун” Дж.Давенпорт, “главное дело О.Клаузена — поддерживать успешный рост этой гигантской денежной машины... в то же время его мысли часто заняты тем, как облегчить недуги, выпавшие на долю Хантер-Пойнт иди южных 14 Приведены выдержки из статьи: The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // The Sunday Times Magazine. 1970. 13 September. Аргументация развита в книге М.Фридмана “Капитализм и свобода”.
районов Маркет-стрит [в Сан-Франциско]; как справиться с застойной безработицей в городе; как совладать со студенческими беспорядками в Беркли или в Стэнфорде”. Защищая эти цели, Клаузен прямо противостоит Фридману. Как говорится в той же статье, “в настоящее время он и его коллеги менее заинтересованы в модификации структуры своего банка, чем в выработке определенного курса в период, когда сам капитализм подвергается нападкам... Бизнес, — утверждает Клаузен, — должен сегодня обращать внимание на некоторые далекие от коммерции проблемы, если он хочет дожить до завтрашнего дня. Взгляды Фридмана приемлемы с краткосрочной точки зрения, однако в долгосрочной перспективе никто не может ожидать получения прибыли — или ее толкового применения, — если вся социальная ткань будет разорвана в клочья... Существует также другой вопрос: под поверхностным расхождением взглядов на социальную целесообразность проступает очень важная, но редко точно выраженная проблема о самой природе корпорации. Фридман рассматривает ее как “искусственную личность”, а менеджера — как простого агента отдельных акционеров. Клаузен считает, что корпорация живет собственной жизнью и потому обладает некоторой свободой выбора в обеспечении баланса между долгосрочными нуждами общества и безотлагательными требованиями ее владельцев”. И, как отмечает сам Дж.Давенпорт, придерживающийся отчетливо выраженных консервативных взглядов, “в подходах Клаузена к автономии корпорации, возможно, таятся определенные опасности, однако во взгляде на общество как на атомизированное собрание индивидуумов явно содержится нечто нереальное”15. Сердцевиной проблемы служит вопрос о природе корпорации. Является ли она по преимуществу лишь инструментом ее “владельцев” — по закону, держателей акций — или служит автономным предприятием, которое, несмотря на свою специфическую историю, стало, иди должно стать, средством служения обществу в системе плюралистических сил? Классические дебаты по этому поводу были проведены сорок дет назад на страницах журнала “Гарвард до ревыо” между А.Бер-ли и М.Доддом. Берли в то время придерживался взгляда (позже он пересмотрел свою точку зрения), что все полномочия корпора- 15 Davenport J. Bank of America Is Not for Burning // Fortune. January 1971.
ции доверены ей акционерами для обеспечения их собственной выгоды. Додд отмечал, что с юридической точки зрения так оно и есть, однако использование частной собственности глубоко затрагивает общественные интересы, и директоров компании следует рассматривать как лиц, облеченных доверием управлять предприятием в целом (если рассматривать корпорацию в качестве социального института), а не просто как “поверенных акционеров”. Берли отвечал, что поскольку никто не может предложить “ясную схему, поддерживающую разумные элементы ответственности перед кем-то со стороны”, то реализация предложения Додда приведет к сосредоточению контроля над организацией в руках управляющих. Он видел проблему в том, каким образом, если не существует предварительного правового акта об ответственности перед акционерами, можно воспрепятствовать управляющим произвольно присвоить себе социальные и политические полномочия иди вести мошеннические и своекорыстные операции. Юридические и социологические вопросы по-прежнему ждут ответа. Является ли менеджер прежде всего доверенным лицом отсутствующих инвесторов? Или же его роль, как ее определил Ф.Абрамс, будучи председателем правления “Стандард ойл оф Нью-Джерси”, состоит в ведении дел “таким образом, чтобы поддерживать справедливый и действенный баланс между требованиями различных непосредственно заинтересованных групп — акционеров, персонала, клиентов — и общественности в целом”? ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? Современная производственная корпорация утратила многие черты, присущие традиционному капиталистическому предприятию, но, не имея нового морального основания, она сохраняет старую идеологию и запутывается в ней. Несчастно общество, у которого не хватает слов для описания происходящего. Так, Т.Арнольд, обсуждая проблему частной собственности, пользуется мифами и сказаниями о капитализме, безнадежно устаревшими еще тридцать дет тому назад, Дело в том, что собственность сегодня представляет собой просто юридическую фикцию. Акционер теоретически является собственником потому, что он приобрел долю в капитале и взял на себя соответствующий риск. Но в наше время лишь малая часть корпоративного капитала поступает от размещения акций. Значительно большая его доля поступает из внутренних источников как результат успехов самого предприятия. За последнее десятилетие более 60% инвестиций 1 тыс. крупнейших промышленных фирм страны было осуществлено путем внутреннего финансирования. Сохраненный капитал служит основой увеличения общей суммы активов крупных корпораций, а его рост является результатом управленческого мастерства. При этом большая часть дополнительного капитала поступает от выпуска облигаций, которые становятся фиксированной нагрузкой на доходы, а не от продажи обыкновенных ак1)'ий иди рискового финансирования. Доходность облигаций зависит от стабильности компании и перспектив выплаты, что опять-таки связано с проблемой управления. Если следовать логике Фридмана (а его сильной и слабой стороной является то, что он всегда до конца последователен в своих собственных суждениях), то надо бы запретить иди по меньшей мере не поощрять внутреннее финансирование. По “чистой” теории рыночного капитализма, фирма рискует капиталом держателей акций, а затем выплачивает определенные доходы в виде дивидендов их юридическим владельцам. Если компания намерена вновь рискнуть этими деньгами, ей следует обратиться к акционерам за одобрением решения о реинвестировании средств, а не отказываться от выплаты дивидендов и осуществлять реинвестирование лишь на основе решения правления. Фридман утверждает, что только “двойное налогообложение” (через корпоративный и личный подоходный налог) дивидендов препятствует возникновению такого желательного поворота дела. Но я бы сказал, что такой поворот дела и нежелателен, и невозможен. При имеющейся к настоящему моменту системе владения капиталом — в особенности с ростом взаимных, пенсионных и трастовых фондов — акционер часто становится человеком, который мало интересуется дедами предприятия. Такое состояние может быть полезным для управляющих, являться показателем экономического успеха, однако затем оно воплощается скорее в разных формах компенсации, чем во владении. Настоящие владельцы прямо и непосредственно участвуют в дедах предприятия, и такое определение более подходит служащим компании, а не ее акционерам. Для них компания является социальным институтом, в который они инкорпорированы самым непосредственным образом. И с политической, и с моральной точек зрения немыслимо, что их жизни должны зависеть от прихоти финансового спекулянта.
|