РАЗДЕЛ 4.
ТЕМА 13. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ РУСИ XVI-XVII ВВ. Источники по бытовой культуре Московского царства. Объективное и субъективное в сообщениях иностранцев. Культ деспотического государства и сильной власти. Воздействие государственной идеологии на семейный быт, нравственность и социальную психологию. “Домострой”. Определяющее влияние культуры повседневности. Обрядоверие и бытовое исповедничество; характер аскезы и роль молчания. Повседневная монастырская жизнь. Особенности бытовой культуры отдельных регионов. Дворцовое и посадское ремесло крупнейших русских городов (ювелирное, колокольное и хамовное дело, строительство, художественное шитье). Мастерские и артели. Городской и крестьянский быт. Зарождение элементов рыночной экономики и закрепощение крестьянства. Колонизация Сибири и Севера. Развитие костюма. Рост культурного влияния Москвы в едином государстве. Дворец московский царей и его устройство. Царский сад. Дворцовые ритуалы. Оружейная палата и ее службы. Образцовые пригородные хозяйства царя, князя В. Голицына. Элементы западной культуры в быту. Городская застройка Москвы в XVII в. Белые слободы. Стрелецкие слободы. Монастырский быт. Московский посадский двор и сад. Пригородные выгоны. Торговля на московском Торгу. Оружейная палата. Благоустройство. Транспорт. Отношение к иноземцам в быту. Немецкая слобода. Кризис начала XVII в. Значение культуры повседневности этого времени для интеграции и сплочения нации. «Народная идеология» династии Романовых и земские соборы. Развитие городской демократической культуры повседневности в России. Городские повести. Маргиналы их психология. Новые представления о личности в условиях начавшейся демократизации и секуляризации общества. Протопоп Аввакум как бытописатель и идеолог культуры повседневности. Религиозный раскол как противоборство культуры повседневности и интеллектуальной культуры. Предпосылки Петровских реформ в быту XVII в. Важнейшие светские городские ритуалы, сохранение многих традиций до XIX в. Торжественные встречи. Процессии. Оповещения и новости. Братчины. Гуляния. Хороводы. Военные и мирные игры. Корчмы и царевы кабаки (“кружечные дворы”). Смеховая культура и ее ритуальные корни. Скоморохи и их искоренение. Ритуалы общения в крестьянской общине, роль этнографических материалов для их реконструкции. Выражение общественного мнения. Честь и репутация в общине. Критерии выбора должностных лиц. Правила поведения на сходке. Основные социальные категории. Священник и колдун. Помочи. Покос. Календарные обряды. Поздравительные обходы дворов. Хороводы. Посиделки. Функции кабака. Общение родственников. Побратимство, посестринство, кумовство.
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ЕВРОПЕ XVII В. "Процесс цивилизации" Манеры. Культура двора. Роль монарха. Придворный церемониал. Эволюция костюма дворянина. Новый эстетический идеал “совершенного придворного”; его основные черты. Критерий “благородной простоты”. Равноценность эстетических и нравственных требований. Придворная утопия и реальность. Развитие прециозной культуры. Кодекс “галантного” поведения, его отличие от средневековой куртуазности. Определение статуса “прециозницы”. Роль салонов. Эволюция отношения к нормативному поведению. Салонный язык и развлечения. Попытка рационализации любовных отношений. Критика существующего института брака. Противопоставление страсти и “нежной дружбы”. Функции галантной географии: описание ритуала ухаживания и исследование женской психологии Соотношение придворной и прециозной культуры: Версаль и Париж. Абсолютизация этикета, усиление театрального элемента. Семиотика придворных развлечений. Взаимодействие общественного и частного пространства в придворной жизни. Выделение семьи из однородной макроструктуры общества. Стратегическая и этическая функция доверия как основы личных отношений. Конфликт придворной и семейной жизни. Психологизация понятия долга. Проблема границ человеческой индивидуальности. Внеличностный характер смерти. Естественные науки. Ученая культура. Собирательство. Естественные науки и представление о человеческом теле. Разум и безумие. Рождение буржуа. Протестантская этика. Костюм в протестантских странах. Чтение библии. Духовные дневники. Католическая Европа. Стиль Барокко в церковной архитектуре. Духовные упражнения И.Лойолы.
|