РАЗДЕЛ 5.
ТЕМА 15. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ЕВРОПЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Трансформация форм народной культуры. Распространение чтения. Дешевые книги и гравюры. Маргинализация придворной культуры. Раздвижение границ мира за пределы Франции и Европы. Авантюризм как культурный феномен. Разочарование в европейском идеале цивилизованного человека. Противопоставление понятий “цивилизации” и “культуры”. Обращение к неевропейским культурным моделям (“азиатской” и “американской. Семья. Моралисты XVIII в. Возникновение культуры детства. Воспитательные теории. Французская революция и новации в культуре повседневности. Отношение к телу. Театральность. Казни. Изменение костюма. Предпосылки и основные составляющие индустриальной революции. Техническое развитие как необходимое, но недостаточное ее условие. Новации в металлургическом производстве. Паровая машина - новый тип двигателя. Революция в текстильном производстве. Изобретение механических прядильных машин и ткацких станков. Новый уровень разделения труда, новые формы организации производства. Завершение эпохи доиндустриальной цивилизации в Европе. Сельский быт. Проблема разложения традиционной крестьянской культуры. Дворянский быт. Ближайший город и отношения с соседями. Романтическая культура. Образ женщины. Изменение костюма. Сфера чувственности и душевности. Новое представление о любовном чувстве. Дж.Остен. Роль чтения. Городской быт в перовой трети XIX в. Планировка города. Общественные места. Бульвары и сады. Опера. Дендизм. Газеты и журналы. Придворная культура. Салоны. Жилище в городе. Убранство интерьера. Костюм.
ТЕМА 16. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени. Нововведения Петра. Новые атрибуты дворянского быта и общения. Дифференциация типов культуры повседневности (сословных, городской и сельской, высокой и низкой, “своей” и “чужой”). Конфликт культуры повседневности и интеллектуальной культуры. Разложение древнерусской морали и форм быта. Кн. Щербатов и критика послепетровской культуры. Новое соотношение слова и вещи, красоты и пользы, разума и чувства, долга и личного побуждения. Эмансипация частной жизни индивида и ее культурной ценности. Сексуальная свобода и государственный фаворитизм. Принцип окказиональности в культуре. Путешествия как способ расширения духовного кругозора. Роль сатиры в исправлении человеческих нравов. Ассамблеи. Дворянский этикет. Воспитание дворянина. Драматический разрыв в культуре сословий. Просвещение и нормы межсословного общения. Материальная культура купечества. Восприятие крестьянского быта. Начало разложения патриархального уклада жизни и упадка народной культуры. Серийное производство и эрозия традиционного ремесла. Отхожие промыслы, их виды и центры. Европеизация городского быта. Рост городов и новые принципы градостроительства; перепланировка старых городов и основание новых при Екатерине II. Гостиные дворы и лавки. Загородные дворцы и парки. Благоустройство новой столицы: набережные, мосты, сады и парки. Водный транспорт. Невский проспект. Парки. Застройка и быт окраин. Ритм жизни. Уличная торговля. Петербургский порт. Регламентация одежды на рубеже XVIII-XIX вв. Ассамблеи и салоны. Театральный досуг. Военные смотры и парады. Москва как “столица провинции”, ее оппозиция Петербургу в жизненных установках, ритме жизни, ее меньшей регламентированности. Городское благоустройство и особенности застройки Москвы. Послепожарная Москва. Домовладение москвичей различных сословий в 1-й пол.- сер. XVIII в. Особенности быта купечества и старообрядцев. Церковность. Семейный и общественный досуг. Московские чудаки.
|