Зарод Земле
Ярило, опалив главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле — творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают вокруг зерно. Жрецы рекут:
Ходил Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям чады плодил. Куда Он ногою — Там жито копою, Куда Он взглянет — Там колос взыграет! Гой!
Троекратно обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца, оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).
Братчина
Как правило, братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой, всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.
Игрища
Завершается празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким весельем — Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!
Слава Роду!
[2004]
Весенние Славянские обряды в честь мёртвых
1. Во многих Славянских землях до сих пор сохранились праздники в честь мёртвых. Народ ходит на жальники (могильники) 1 сухеня (марта), в час рассвета, и там приносит жертвы мёртвым. День этот носит название — Навий день и посвящён Богу Велесу, Навьему Владыке, и Богине Смерти Морене.
2. Седмица перед Именинами Земли носит название — Навья седмица, или Вешние Деды. Это время, когда поминают мёртвых и радуются победе Вечной Жизни над Смертью (отсюда происходит название праздника — Радуница).
3. Вообще, любой обряд в честь мёртвых имеет своё название — тризна. Тризна по умершим есть, прежде всего, пир, творимый в их честь. Со временем Славянскую тризну изменили в поминки, которые совершают в нынешнее время даже несведущие (и неверующие) люди.
4. Тризна представляет собой многоступенчатый обряд. Люди приносят на могильники лепёшки, пироги, крашеные (непременно в красный цвет — цвет жизни и возрождения) яйца, медовуху, и поминают мёртвого. При этом обычно женщины и девушки причитают.
5. Причитанием вообще называют плач по покойнику, но не бесчинное нечленораздельное кликушество (род болезненного припадка) и не бессловесный плач — без слёз и часто даже без звука, либо сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения, автор которой — сам потерпевший или понёсший утрату.
6. Так, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике и будучи не в состоянии затаить в себе душевной боли от разлуки, родственник, а чаще родственница поминаемого — падает на могильник, где скрыт прах, или стоит рядом, ударяя себе в грудь, плачет, выражая нараспев своё чувство в словах, сказанных от всей души, от всего Сердца — глубоко прочувствованных, как правило, несущих на себе глубокий отпечаток народного сказительства.
7. Ниже приведены примеры таких песен-причитаний:
1) Плач дочери по отцу:
Со восточной со сторонушки Подымалися да ветры буйные Со громами да со гремучими, С молоньями да со палючими; Пала, пала с небеси звезда Всё на батюшкину на могилушку... Расшиби-ка ты, Громова стрела, Ещё матушку — да Мать Сыру Землю! Развались-кося, ты, Мать-Земля, Что на все четыре стороны! Скройся-ко, да гробова доска, Распахнитеся, да белы саваны! Отвалитеся, да ручки белыя, От ретива от сердечушка! Разожмитеся, да уста сахарныя! Обернись-кося, да мой родимый батюшка, Перелётным ты да ясным соколом, Ты слетай-кося да на сине море, На сине море да Хвалынское, Ты обмой-ко, родной мой батюшко, Со белова лица ржавщину; Прилети-ко ты, мой батюшко, На свой-то да на высок терем, Всё под кутное да под окошечко, Ты послушай-ко, родимый батюшко, Горе горьких наших песенок...
2) Плач старухи по старику:
На кого ты, милый мой, обнадеялся? И на кого ты оположился? Оставляешь ты меня, горе-горькую, Без теплова свово гнёздышка!.. Ни от кого-то мне, горе-горькой, Нету мне слова ласкова, Нет-то мне слова приветлива. Нет-то у меня, горе-горькой, Ни роду-то, ни племени, Ни поильца мне, ни кормильца... Остаюсь-то я, горе-горькая, Старым-то я старёшенька, Одна да одинёшенька. Работать мне — изможенья нет. Нет-то у меня роду-племени; Не с кем мне думу думати, Не с кем мне слово молвити: Нет у меня милова ладушки...
8. После причитаний устраивается тризна — поминальный пир с угощением всех собравшихся, после которого родственники поминаемого — как молодые парни, так и зрелые мужи — меряются силами и воинским умением друг с другом, дабы предок их мог порадоваться силе и удали своих потомков, живущих в Яви.
9. Помимо внутрисемейных или внутриродовых, также справляются тризны, в которых принимает участие весь мир (народ), вся Община (состоящая из представителей разных Родов). Именно такие тризны повсеместно совершаются на Вешних Дедов, Радуницу или Навий Великдень. Пир, воинские состязания, а также песни и хвалы — доставляют отраду душам умерших, и они за это внушают живым полезную мысль или дают совет...
Слава Роду!
[2005]
Вешнее Макошье: Именины Земли
1. День Земли: общие сведения
9-го дня месяца травеня/мая Славяне-Родноверы празднуют Вешнее Макошье — Святодень, когда пробудившуюся от зимнего сна Мать Сыру Землю чествуют как Именинницу. О сию пору, по поверьям, Мать Земля «отдыхает», поэтому в этот день Её нельзя пахать, копать, втыкать в неё колья и ножи. Особливо чтутся во Святодень сей Макошь-Матушка — Земная Покровительница и Божественный Супруг Её — Велес-Батюшка, Бог Великий, Земле Велящий. В эпоху двоеверия на Руси чтили Велеса в образе святого Николы, празднуя 9 травеня день «Николы Вешнего», или «Николы Тёплого». В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Никола — коней[274]», «Не хвались на Юрьев день[275] посевом, а хвались на Николин день травою». В этот день приносят требы Земле и Воде, совершают обрядовый обход поля — Родовой нивы — посолонь, с песнями, прославляющими Великую Мать всего сущего, древнюю Богиню-Прародительницу Макошь. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, прорекая сородичам, в Яви живот свой длящим, волю Богов — Старших в Роду нашем. Вещие жёны обращаются к Макоши особливо, прося Её не лишить Род Славянский доли и умерить недолю, коим покровительствуют Доля и Недоля — Прибогини-Потворницы Великой Матери Макоши...
Далее приводится краткий Уряд проведения праздника дня Земли, составленный влх. Богумилом Муриным и Вадимом Казаковым[276].
2. День Земли: Уряд Обрядовый
В этот день, 9 травеня, Славяне празднуют Именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. Обращаясь к Матери Земле, во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, Оборота и лихого дела!
Повернувшись на запад, продолжают:
Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, Во смолу горючую!
Обратившись к полудню (на юг), произносят:
Мать Сыра Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, Уйми пески сыпучие со метелью!
На полночь (на север) обращаются:
Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, Сдержи морозы с метелями!
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обычай с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света. После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая: «Мать Сыра Земля, скажи да всю правду расскажи, на [ имярек ] покажи!» — гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери Сырой Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Обряд оканчивается славлением:
Земля еси Родная, Земля матёрая, Матерь нам еси Родная, Всех нас породила, Вспоила, вскормила И угодьем наделила, Ради нас, своих детей, Зелий еси народила И злак всякий напоила — Польгой беса отгоняти И в болезнях помогати. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради польги на живот!
После обряда освящённую горсть земли собирают и хранят как оберег. Хмельной пир и игрища завершают праздник.[277]
Слава Роду!
[2005]
|