Краткий словарь родновера 7 страница
[299] Колославы — короткие славления, повторяемые при обрядовом воспевании многократно. [300] Огонь Сварожич — Старший Брат наш по Духу (ибо мы, как и Он — роду Сварожьего), потому тушим мы Его лишь в особых случаях — чтобы помочь Ему обновиться. [301] Окрута — оборотничество, в том числе обрядовое. [302] Подробнее о сём — см., напр., нашу книгу о дыхательных радениях: Влх. Велеслав. Пить из Реки Жизни. Книга Родосвета. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. [303] См., напр., «Вещий Словник» влх. Велеслава или «Веды Родолюбия». [304] У чехов по сей день так желают человеку: «Živio!» — есть у них ещё песня-здравица: Живио! Живио! Живио! Многа лета здравы были, Многа лета живио! [305] Стать — здесь: общественный статус, устойчивая половозрастная группа с чёткими границами. [306] Так именуется знатка, подставлявшая девке понёву. Если несколько девок вместе принимали посвящение впрыгиванием — то они становятся друг дружке понёвными сёстрами. [307] Речь здесь идёт, разумеется, лишь о Кологодных Ликах Родных Богов, покровительствующих разным временам года. Если бы Боги «покинули» сей мир полностью, он в тот же миг перестал бы существовать. [308] Целиком «Вещий Словник» был издан лишь через несколько лет после написания данной статьи: Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. [309] Клятва жениха при надевании колец: «Лада моя, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших родов я беру тебя в жёны. Я разделяю с тобой свою жизнь и свою судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь мне, клянусь защищать тебя, наших детей и наш дом, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо [ надевает невесте кольцо ] как свидетельство моей клятвы!» Клятва невесты: «Ладо мой, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, клянусь хранить наш домашний очаг и справно вести хозяйство, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордился своей женой. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо [ надевает жениху кольцо ] как свидетельство моей клятвы!» [310] Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. — Калуга, 1997. С. 60-63. Либо: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов, 2-е изд. — Калуга-Москва: «Русская Правда», 1998. С. 41-43.
[311] Молодуха — молодая женщина в первый год замужества либо замужняя женщина до рождения первого ребёнка. [312] Чир «засеянное поле», представляющий собой разделённый на четыре части ромб с четырьмя точками внутри. [313] Чир в форме стилизованной женской фигурки, какие часто можно встретить в вышивке на рушниках. [314] От слова «брать». [315] Жена обращается к мужу как к Богу. [316] Здесь: ладо — супруг, возлюбленный. [317] Муж обращается к жене как к Богине. [318] Здесь: лада — супруга, возлюбленная. [319] По поверьям, некоторые из числа умерших «не своей» смертью могут выходить ночью из могил и вредить живым, ходя по земле до первых петухов. Такие «неспокойные» покойники обречены пребывать на Кромке меж Явью и Навью до тех пор, пока не иссякнут отмеренные им жизненные силы, которые они не успели истратить при жизни. По поверьям, Мать Сыра Земля не принимает заложных покойников семь лет, в течение которых они зачастую становятся упырями, пьющими кровь живых людей. Также заложные покойники могут быть ответственны за непогоду: утопленник может вызвать засуху (для её предотвращения деревенские вдовы по ночам поливают его могилу водой), удавленник — нагнать разрушительные ветряные вихри и т.д. [320] Например, за оградой кладбища. [321] Например, листьями от берёзового веника. Так, в Ярославской губернии бытует выражение: «пора на веники», что значит: «пора умирать». [322] Зеркало, по поверьям, само по себе является своего рода «окном» в Навь, заглядывая в которое, гадают на Зимние Святки, ворожат и т.д. [323] «Покойницкий» веник, то есть тот, которым мели пол сразу после выноса покойника, обычно сжигают после похорон. [324] Считается, что «отпевая» покойника в христианской церкви, родственники почившего тем самым отдают его душу в посмертное рабство иудейскому племенному Богу, делая её изгоем в своём роду. Конечно, праведным и сильным душам иудео-христианские обряды не могут принести сколько-нибудь ощутимого вреда, но для неокрепших душ такое «отпевание» будет равносильно проклятию и отчуждению от Рода Небесного и помощи Предков на неопределённый срок. В таком случае родственникам следует обратиться за помощью к сведущим в сём деле волхвам, помолиться за усопшего Родным Богам и совершить тризну в его честь. [325] От древнерус. крес — «огонь». [326] Ещё говорят, что души живых существ рождаются из искр, вылетающих из Сварожьей Кузни. [327] Иными словами, душа человека может пребывать в любом из узлов яри (кругов яри, криниц Силы), среди коих выделяют семь основных: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело и родник-колород. [328] Бессмертный Дух (Собь) — неизменен в Себе, как и Сам Род. [329] В Родноверии крещением, или кресением, называется обряд посвящения кресом -огнём. [330] «Астральное» — буквально значит «звёздное». Имеется в виду, что тонкая субстанция, из которой оно состоит, излучает свет, подобный свету звёзд. [331] Ангел — от греч. άγγελος; — «вестник». Ср. ведийск. ангирасы — полубожественные существа древнеиндийской (Арийской) мифологии. [332] Загробного. [333] Славяне издревле исповедовались Солнцу, Месяцу, звёздам, Матери Сырой Земле, Государыне Воде, дереву, камню, духам Предков и т.д. [334] Построили. [335] Жилище. [336] В отличие от христианских крестов, Родноверческий крест — равносторонний. Это древнейший символ огня и Солнца, известный практически по всему миру задолго до появления христианства. [337] В эпоху двоеверия в той же Владимирской губернии существовал обряд прощания с Землёй перед исповедью. Отправляясь на исповедь, старушка предварительно «прощалась» с домашними, причём кланялась каждому члену семейства и говорила: «Простите меня, Христа ради!» После этого шла за ворота на улицу и крестилась, обернувшись к часовенке; потом творила поклоны на четыре стороны, прося прощения у «хрещёного люда». Во второй раз женщина творила поклоны на четыре стороны, но уже «свету вольному», причем произносила: «Уж ты, красно-ясно Свет-Солнышко, / Уж ты, млад-светел государь Месяц, / Вы часты звёзды подвосточныя, / Зори утренни, ночи тёмныя, / Дробен дождичек, ветра буйные, / Вы простите меня, грешную, / Вдову горюшную, неразумную...». В покаянном стихе, записанном там же, просят прощения у Солнца красного, Месяца ясного, звёзд частых, тёмной ноченьки, буйных ветров, бури, тёмных лесов, «скатчатых» гор, вольных рек, Сырой Матушки Земли, душ Предков и др. [338] Её образ напрямую связан с образами Богини Смерти Мары и Великой Матери Макоши. [339] Праздник Вешних Дедов, или Дедова Среча, отмечаемая в течении семи дней, в состав которой входит Навий Великдень, называется также Навьей седмицей. Второй Навьей седмицей в году называется праздник Осенних Дедов, или Дедовы Проводы. [340] Тем не менее, в Родноверии различают Тёмную Навь (в свою очередь, разделяющуюся на Пекельные и Ледяные чертоги) — обитель неупокоенных, неправедных душ, и Светлую Навь (Ирий Небесный) — обитель святых душ Предков. [341] Волколаки, волкодлаки — волки-оборотни. [342] «Старых» Предков обычно так и называли «Предками», а новых — «родителями». [343] А также всех Предков во Роду Небесном, включая Самих Родных Богов, Предков Предков наших, Старших во Роду нашем. [344] 26 листопада/октября. [345] 1 груденя/ноября. [346] 8 груденя/ноября. [347] Совершаемое о сию пору «кормление» Мороза поминальной стравой — кутьёй — также связано с почитанием Предков. [348] Ряженые в обличьях выходцев из Нави (в образе Навьих Дедов) и личинах животных обходят дома, поют пожелания блага на грядущий год и получают за это отдарки в виде угощений с праздничного стола, а также кутьи (ибо считалось, что в личинах колядующих к живущим в Яви людям приходят души их Предков). [349] Хотя, как известно из «Евангелий», Иисус был «крещён» в реке Иордан иудейским пророком Иоанном Крестителем далеко не в младенческом возрасте. (Древнерусское слово крес означает «огонь», поэтому крещением первоначально называлось посвящение огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды, которые назывались иначе.) [350] В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси святого — Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса «принял» на себя святой Власий. [351] Так, например, в селениях Нижегородской губернии бытовало поверье, что на Агафью ходит по сёлам Коровья Смерть в виде старой женщины с руками, как грабли, и морит скот. [352] В.И. Даль пишет следующее: «Жукола, жуколка — чёрная корова. На свят. Вукола (6 февр.) телятся жуколы». Цит. по изд.: Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 3-е, исправленное и значительно дополненное издание под редакцией проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. — С-Пб., Москва: изд. товарищества М.О. Вольф, 1903. С. 1366. [353] Обычно празднуется, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие — Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля. [354] Каждый из дней Масленичной седмицы имел в народе своё название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул (Коровье, или Велесово, Свято), Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное Свято. Начиная с четвёртого дня (Разгула) — Масленица называлась «широкой». [355] Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков. [356] Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане». [357] Согласно «Евангелиям», в этот день Деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью «Спасителя». [358] Само название «Пасха» происходит от наименования иудейского праздника Песах (иврит. «минование»), празднуемого в честь вероломного бегства иудеев из Египта. «Православные» (само это слово христиане-последователи восточного церковного обряда заимствовали у наших Предков-Родноверов) христиане праздновали на Пасху «воскресение» Иисуса из мёртвых, описанное в «Евангелиях». Обычай красить яйца (из Яйца Всебога Рода было рождено Тремирье), печь куличи (фаллоподобные хлеба, символизирующие Оплодотворяющее Начало Рода и Вечное Возрождение) и даже сама идея «воскресающего» весною Бога — всё это было заимствовано христианами у наших Предков-родноверов и не имеет никакого отношения к иудейской (библейской) традиции. 19 июня 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан — после весеннего Равноденствия и следовавшего за ним первого полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю). [359] В память о «страстях» — истязаниях Иисуса перед распятием, описанных в «Евангелиях». [360] Название праздника происходит от слова «радость» — радость от встречи с душами Предков и радость о Вечном Возрождении и Бессмертии Духа. [361] На Радуницу (Родоницу — от слова «Род») Родноверы справляют тризны по Предкам — своим ушедшим сородичам, прославляя тако преемственность Рода. Воины бьются друг с другом обрядным боем на возвышенных местах — «боряхуся по мертвецы», дабы Предки радовались их удали и силе. [362] Обычно чучелко Костромы плетут из травы и украшают цветами. [363] «Православные» христиане отмечали Вознесение через сорок дней после Пасхи, не позднее 3 июня. По христианским суевериям, на сороковой день после смерти на кресте «воскресший» из мёртвых Иисус вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда «вознёсся» на Небеса. Вознесение почиталось в народе праздником Мёртвых, поэтому в этот день в деревнях пекли и раздавали «Божьи онучи» — блины овальной формы, ибо полагали, что именно в подобных онучах «вознёсся» Иисус. [364] Другое название — Ярило Сильный. [365] «Православные» христиане отмечали Троицу в воскресенье через пятьдесят дней после Пасхи, а Духов день — в понедельник. Празднование совершалось в честь «сошествия Святого Духа на апостолов», описанного в «Евангелиях», которое осмыслялось христианами как проявление Божественной сущности Святой Троицы: «Бога Отца», «Бога Сына» (Иисуса Христа) и «Бога Святого Духа». [366] Суббота перед Троицей называлась Троицкими Дедами; помимо почитания Предков вообще, в этот день единственный раз в году можно было поминать умерших «не своей» смертью, особенно самоубийц. [367] Обычно празднуется, когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота. [368] Согласно «Евангелиям», Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. Иоханан — «Яхве помиловал», или «Яхве благословил») был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого жизнеутверждающего и любвеобильного славянского праздника, как Купала. (У славян было имя И ван — с ударением на первый слог — от названия дерева ивы.) [369] Купальский костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и отличается от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который — считается хулой на Богов. [370] Малая Пречистая — народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая — Успение Богородицы. [371] Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия. [372] В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. [373] Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота. [374] Так как об исторической дате рождения Иисуса Христа ничего не известно, христиане приурочили её к зимнему Солнцевороту — дню рождения Солнца, отмечаемому всеми язычниками. В первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением, и только в IV в. эти праздники разделились двухнедельным промежутком. [375] Пасхе предшествовала так называемая Страстная неделя, также связанная с почитанием Предков. Поминовения усопших на Страстной неделе были наиболее популярны у южных славян. Болгары, например, считали, что в Вербное воскресенье или на Страстной неделе раскрывается Небо, и Предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому на Страстной неделе у болгар и сербов принято было посещать кладбище и поминать покойников. [376] В Родноверии принято красить яйца (непременно в красный цвет), начиная с Масленицы и до окончания празднования Вешних Дедов. [377] Согласно древнейшим славянским представлениям, весной души Предков прилетают «на птичьих крылах» на землю из Ирия Небесного, а осенью — отправляются обратно, где пребывают до будущей весны. Отсюда название Вешних Дедов — Дедова Среча, а Осенних Дедов — Дедовы Проводы. [378] О сию пору совершались обряды «проводов» русалок. [379] Ветках. [380] Ср. Осенние Деды. [381] Например: «Велес-Мороз! Ходи к нам кутью есть!» [382] С 1 по 7 груденя/ноября. [383] Мусор. [384] Души. [385] Дух висельника. [386] Если человек не желает отчуждать душу умершего от своего Рода, то должен наречь его русским или славянским именем, а не еврейским или греческим, как это делалось в эпоху двоеверия. [387] Коловратами и равносторонними крестами всевозможных форм. [388] Самый короткий день года перед Колядой. [389] Фаллоподобные. [390] Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры. [391] Казаков В.С. Именослов. 4-е изд. — Москва-Калуга, 2005. С. 164-165. [392] См., напр., поминальные молитвы из «Славянской Книги Мёртвых» либо соответствующие словеса по изд.: Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М., 2005. [393] «Дощечка» 11Б, строки 10-15, перевод влх. Богумила Мурина. [394] Цит. по изд.: Влх. Богумил. «Велесова книга»: Боги и Предки. — М., 2006. С. 70-71. [395] По-за смертью — во Ино стези торити. [396] См., например, по изд.: Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2006. С. 7-33. [397] Обращение к пречистой силе Сварожьего Огня. [398] В Круге Перерождений. [399] Однако если покойному предстоит отпевание в церкви — то лучше постараться свершить Тризну до него. [400] Т.е. в Светлую Навь — Ирий Небесный. Различают Тёмную Навь — Пекельные (Огненные) и Ледяные обители неупокоенных душ и неблагих духов, и Светлую Навь — Ирий Небесный, обитель святых душ Предков. [401] Большинство приводимых обрядовых обращений к Богам взяты из статей: Тризна; Тризны творение // Славянская Книга Мёртвых. Извод волхва Велеслава. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. [402] Если же почивший принадлежал к Воинскому сословию, рекут: «Во Полку Перуновом». [403] Подробнее о сём — см.: Славянская Книга Мёртвых. Извод волхва Велеслава. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. [404] Среча — «встреча». [405] Нужно заметить, что приветствие исполать, кое некоторые считают нашим исконным, есть искажённое греческое είς πολλά έτε; — «на многая лета», занесённое на Русь вместе с христианством из Византии и употреблявшееся сперва только в церковной среде. — Прим. ведуньи Лады. [406] Гой — мужской член; Гой Всемирья — Родовой Столб, Мировая Ось. [407] Здесь: Небо и Земля — Дух и Материя, из которых состоит не только наша планета Земля (Мать Сыра Земля, коей покровительствует Богиня Макошь), но и всё Мироздание в целом. [408] Коляда и Купала — названия праздников, отмечаемых в честь Зимнего и Летнего Солнцеворотов, а также Имена покровительствующих им Богов. [409] Живот — жизнь. [410] Мистические знаки, изображаемые на плоскости. [411] В верхней половине Яйца, ставшей Небом — Духом Всемирья. [412] В нижней половине Яйца, ставшей Землёй — Плотью Всемирья. [413] Другое название сего праздника: «Осенины». [414] Встречи. [415] Ярило Вешний — 23 цветеня/апреля-месяца. [416] Перунов день — 20 липеня/июля-месяца. [417] Осеннее Макошье — 28 листопада/октября-месяца. [418] Велесов день — 11 лютеня/февраля-месяца. [419] Например, для обрядовых «прогуживаний» и др. [420] Звучит как «Г О - И». [421] Воин. [422] При этом созерцаемый образ может претерпевать значительные изменения: будто разные лица (молодые и старые, красивые и уродливые, человеческие и иные) сменяют друг друга — вплоть до полного растворения всякого образа. [423] Очищение речи и ума посредством «выговаривания» из себя непрерывного потока бессмысленных слов. [424] Возрады — короткие Духовные стихи, как правило, с повторяющимся припевом, воспеваемые на радениях многократно. [425] Колославы — короткие речения, такие как: «ГОЙ ЕСЕ ВЕЛЕСЕ ЕСЕ ГОЙ», «ГОЙ СВА ПЕРУНЕ ДАРИ СИЛЫ», «ГОЙ ДАЖДИ ДАЖДЬБОЖЕ СИЛЫ СВАРОЖЬЕЙ» и т.п., воспеваемые либо начитываемые на радениях многократно. [426] Родноверческие чётки состоят, как правило, из сорока бусин и ещё одной — чуть крупнее остальных (означающей Присутствие Самого Рода), которая не используется при начитывании. [427] То, что в наше время называют ещё музыкальной терапией. [428] Звуки должны быть достаточно низкими. [429] Звуки должны быть достаточно высокими. [430] Связанные с развитием качеств души и тела, необходимых для овладения воинскими искусствами. [431] Сословия здесь следует понимать, прежде всего, как психологические типы людей. [432] Приуроченные ко Святодням Кологода. [433] Без химических добавок (без красителей, усилителей вкуса и т.д.), а также без генетических изменений. [434] Недоброе слово, произнесённое над пищей, подобно чёрному наговору, несущему проклятье тому, кто вкусит от неё. [435] Буквально: «Вечная Криница Силы Ты есть!» [436] Санскр. тратака. [437] В тонком теле человека, вдоль позвоночника, расположены семь основных узлов (кругов) яри: 1) Зарод — у основания позвоночника; 2) Живот — чуть ниже пупка; 3) Ярло — на уровне солнечного сплетения; 4) Сердце — на уровне плотского сердца; 5) Горло — у основания шеи; 6) Чело (Велесово Око Мудрости — «третий глаз») — на уровне межбровья; 7) Родник-колород — на уровне макушки головы. [438] Иногда призывают в помощь Кого-либо из Родных Богов особливо, например: — Макошь в помощь! — Помогай, Велесе! И т.д. [439] Нужно заметить, что приветствие исполать, кое некоторые считают нашим исконным, есть искажённое греческое είς πολλά έτε; — «на многая лета», занесённое на Русь вместе с христианством из Византии и употреблявшееся сперва только в церковной среде. — Прим. ведуньи Лады. [440] Богини смерти. [441] В целом учение П.К. Иванова, основываясь на здоровых Природных началах, противостоит природоненавистнической сущности христианства. [442] «Есть на этом материке, на этом вот месте Чувилкин бугор... Это место — друг Вселенной, оно неумираемое никогда, никак. <...> Чувилкин бугор — одно из всех мест такое, где должен родиться Мессия; это по-еврейски сказано, а по-русски — Бог». (Цит. по изд.: Учитель Иванов. История Паршека. 100 лет со дня рождения. Сост. Пичугина Н.А. 3-е изд., переработанное. — М., 1998. С. 234.) [443] См., напр., следующ. изд-я: 1) Иванов П.К. Труды. Составитель и рецензент Сопроненков А.Н. — М., 1992. С. 12-13; 2) Ильин И.Я. Учитель Иванов: Моя идея — это гимн жизни. — С-Пб., 1995. С. 31-38, 158-159; 3) Учитель Иванов. История Паршека. 100 лет со дня рождения. Сост. Пичугина Н.А. 3-е изд., переработ. — М., 1998. С. 298-300. [444] Цит. по изд.: Иванов П.К. Труды. Составитель и рецензент Сопроненков А.Н. — М., 1992. С. 257. [445] Там же. С. 258-259. [446] Чир «Яр» изображается в виде стрелки, направленной вверх. В такой же позе пребывает и человек, облечённый сей постатью. [447] Ладонью вниз. [448] Русич и Славянин ни перед кем не становится на оба колена, но склоняет одно колено перед Родными Богами и Предками, отдавая Им дань славы и уважения. [449] Речётся, пока треба восходит. [450] Олуй — «пиво». [451] Солнце Нави, или Солнце Мёртвых. (Также Солнцем Мёртвых называют Луну.) [452] Колослава для Даждьбожьих радений. [453] После сих слов творится земной поклон. [454] После сих слов творится знамение Славы — десница воздымается от Сердца к Солнцу. [455] В дружине обязанности жреца Перуна обычно исполнял воевода. [456] Чёрного — здесь в значении: «тёмного», «сокрытого», «потаённого». [457] Первоначально Православием называлось Русско-Славянское Родноверие. Быть Православным означало словом и делом, правильно и праведно славить Правь — извечные Законы Сварога, удерживающие в равновесии (в Ладу) Явь и Навь. [458] Времена сосуществования на Русской Земле Родноверия и чужеродной христианской веры. [459] Сретенье знаменовало для христиан встречу младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшуюся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова. [460] Согласно христианским «Евангелиям», в этот день деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью «Спасителя». [461] По поверьям: «На Перунов день снопов не мечут: грозой спалит». [462] В некоторых губерниях на Спожинки заплетали «бородку» из колосьев не Велесу, а Перуну. [463] За седмицу до Перунова дня жрецами проводился отбор жертв, посвящённых Грозному Богу. [464] Также обрядовой одеждой Додолы может служить отороченная по подолу бахромой рубаха-долгорукавка без обережной вышивки и без пояса. [465] Сухой горох использовался в обрядовых трещотках, погремушках и шаркунках (шаркунцах), звучание которых подражало громовым раскатам и потому считалось обережным — защищающим от всякой нечисти. [466] На север. [467] Родник — узел яри, расположенный в тонком теле человека чуть выше макушки головы. [468] Собь — Дух Рода в нас, наше Истинное Я. [469] Для сравнения приводим Сварожью колославу: «ГОЙ СВА [Е]СЕ СВА!» И Перунову колославу: «ГОЙ СВА ПЕРУНЕ ДАРИ СИЛЫ!» [470] Собь — Высшая Самость, наше Духовное Я. [471] Ср. речение: «Лучше потерять с мудрецом, чем найти с глупцом». [472] Жилы здесь — каналы в тонком теле, по которым струится живица (жизненная сила). [473] Т.е. обережным кругом. [474] Силу от Отца-Неба — принимают, простерев руки ладонями вверх. Силу от Матери-Земли — черпают, оборотив руки ладонями вниз. [475] Здесь: лихо — «зло». [476] Здесь Три — Сварожий Триглав: Сварог-Перун-Велес. [477] Здесь Два — Великие Отец и Мать всего сущего: Сварог и Лада (либо Велес и Макошь). [478] Вечную (от древнерус. присно — «всегда»). [479] Обращение к Роду как к Сверхличному Духовному Началу за пределами всех имён и форм. [480] Обращение к Роду как к Божественной Личности. [481] Обращение к Роду как к Безличной Душе Мира. [482] Кривда не существует сама по себе, она есть лишь искажение, искривление Правды. [483] Произнося эти слова, клянущийся воздымает десницу — от Сердца к Солнцу. [484] Произнося эти слова, клянущийся кланяется до Земли, прикасаясь к ней десницей — от Сердца. [485] Вещее Сердце — Духовная Обитель Соби (Высшей Самости, нашего Истинного Я). [486] То есть на защиту своего Рода. [487] Колокрес — крес (огненный крест) в круге. [488] Чир «Жива» похож на букву «Ж» современного русского алфавита. [489] Громовые стрелы-молнии могут изображаться тако же в деснице Перуна. [490] Изображается в виде продолговатого камня. [491] Жертвах. [492] Спиралями, а тако же всевозможными лабиринтами, кои суть знаки Пути Богов и Предков, образы Велесовой Стези — Пути Духовного Посвящения. [493] Настоящее, прошедшее и будущее. [494] Женский головной убор. [495] Веретено Великой Матери Макоши — женский образ Оси Мира. [496] Если мировое древо Дуб — знак гойной силы Бога-Отца и сам Ост Всемирья (Родовой Столб), то Берёза Золоты Листы — знак Великой Матери. [497] То есть Велеса. [498] Прибогинь Великой Матери Макоши — Светлую и Тёмную, Долю и Недолю, Живу и Мару — почитают как Десный (явленный по правую руку) и Шуйный (явленный по левую руку) лики Самой Великой Матери. Иногда на Их месте изображают Ладу-Жену (справа) и Лелю-Деву (слева). [499] Черепом. [500] Цвет белый. [501] Кощея — Чернобога. [502] Вместо оного может быть чаша из черепа с напитком Забвения, водою Мёртвою, Кощным зельем. [503] То есть с распущенными волосами. [504] А тако же — знаками Рода Всебога, Рода Небесного и Рода Земного. [505] Красный угол. [506] Но только лишь из общей братины на обряде.
|