Краткий словарь родновера 5 страница
ХОРУГВЬ — общинный или дружинный стяг; укреплённый на шесте знак, эмблема. Также известны обрядовые ХОРУГВИ с изображёнными на них знаками и образами Богов. Чаще всего на ХОРУГВЯХ изображаются знаки Солнца (коловраты) или Сам Солнечный Лик (Хорс). ХРАМ — Хоромы Боговы, крытое Святилище (в отличие от Капища — Святилища под открытым небом). ЦВЕТЕНЬ — апрель-месяц, Кологодный Удел Огнебога Сварожича. ЦЕЛИТЕЛЬ — знающий человек, который помогает болящему устранить не только следствия, но и причины его недугов посредством восстановления целостности его тела, души и Духа. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО (Л А ЖЕНИЕ, ПРАВКА) — восстановление целостности тела, души и Духа человека. В отличие от л е карства, ЦЕЛИТЕЛЬСТВО устраняет не только следствия, но и причины недугов, болезней, хворей. ЧАРОДЕЙСТВО (ЧАРОВАНИЕ) — искусство насылания чар (см. ЧАРЫ); в широком смысле — то же, что и ВОЛШБА. Первоначально ЧАРОДЕЙСТВОМ называлась та волшба, которая была связана с использованием чар — обрядовых сосудов. ЧАРОСТАВЫ — мистические знаки, используемые в чародействе; плетёные (составные) чиры (см. ЧИРЫ). ЧАРЫ — тонкоматериальные, энергоинформационные влияния; обрядовые и иные сосуды. ЧЕЛО (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО, «ТРЕТИЙ ГЛАЗ») — узел яри в тонком теле человека, расположенный на уровне межбровья (нижней части плотского чела). ЧЕЛО связано в плотском теле человека с гипофизом, шейным нервным сплетением, головой и головным мозгом, а из волховских способностей — с ясновидением, возможностью воздействовать на других на расстоянии, шаманским даром и т.д. Нормальная работа ЧЕЛА способствует развитию ума и озарениям Разума (обретению Высшей Мудрости), а также развитию воображения, способности визуализации ярких зрительных образов и раскрытию других психических способностей. ЧЕРВЕНЬ — см. КРЕСЕНЬ. ЧЕРНОБОГ — Бог Тьмы, ночи, Владыка Нави, воплощение Разрушающей Силы Всебога Рода. Следующие Шуйным путём почитают ЧЕРНОБОГА как Силу, разрушающую всё отжившее не только в окружающем мире, но и в самом человеке (например, разрушающую наше невежество, страх, сомнения и т.п.). ЧЕРТИ — буквально: «те, кто за чертой», в том числе — за Кромкой, отделяющей Явь от Нави. Многочисленные беспутные духи-кромешники, обитающие на Кромке и за нею — в чертогах Тёмной Нави. Также ЧЕРТИ — изгои, отверженные Родом. ЧЕРТЫ И РЕЗЫ — древняя Славянская письменность, знаки которой чертили (например, шилом на доске) или резали (например, ножом по дереву), состоящая из продольных (ЧЕРТЫ) и вертикальных (РЕЗЫ) линий. В конце IX в. (не позднее самого начала X в.) в Болгарии монах Храбр писал: «Прежде убо словене не имяху книг, но чрътами и резями чьтяху и гадаху погани суще...» ЧЕТЫРЕ ВЕКА — оные суть: 1) Золотой век Сварога — описывается как век Правды, Божественного Знания, лада во всём, справедливости и мира; 2) Серебряный век Даждьбога — век, когда Знание и добродетель постепенно начали терять свою значимость; 3) Бронзовый век Перуна — век, когда нравственность пришла в упадок, и начались войны и борьба за власть; 4) Железный век Кощея (Кощный, Чёрный век) — нынешнее время, на протяжении которого преобладают Духовное невежество, безбожие, насилие и страдания. ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА — Утренняя Звезда, планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА). ЧИРЫ — мистические знаки, волховские буквицы-руны. В широком смысле, ЧИРЫ — всё то, что начертано (написано). ЧУР — то же, что и КАПЬ. Также ЧУР — дух Предка (Чур-Щур-Пращур), Родовой дух-хранитель. ШЕСТОК — Славянское название субботы, шестого день после недели (воскресенья — дня, начинающего седмицу). ШИРИНКА — короткий отрез ткани, полотенце, платок. ШУЙЦА — левая рука. ЩИТ ВЕЛЕСА — планета Меркурий (см. ВЕЩУН). ЩИТ ДАЖДЬБОГА — восьмилучевой колокрес (восьмиконечный крест в круге); Солнце красное. ЩИТ КОЩЕЯ — планета Сатурн (см. ЖНЕЦ). ЩИТ ЛАДЫ — планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА). ЩИТ МАРЫ (МОРЕНЫ) — Луна. ЩИТ ОГНЕБОГА СВАРОЖИЧА — четырёхлучевой колокрес (крест в круге). ЩИТ ПЕРУНА — шестилучевой колокрес (шестиконечный крест в круге); планета Марс (см. ГРОМОВИТ). ЩИТ СВАРОГА — двенадцатилучевой колокрес (двенадцатиконечный крест в круге); планета Юпитер (см. АЛАТЫРЬ). ЩИТ ЯГИ (БАБЫ-ЯГИ, БУРИ-ЯГИ) — в современном Родноверческом Звездознатстве (астрологии) — планета Прозерпина. Современный Астрологический энциклопедический словарь называет Прозерпину «гипотетической трансплутоновой планетой», то есть ещё не открытой современными учёными-астрономами, но вычисленной астрологами планетой, орбита которой лежит за пределами орбиты Плутона и имеет, согласно законам небесной механики, больший, чем у Плутона, период обращения. (Не путать с одноимённым астероидом, открытым астрономами в 1853 г. и являющимся, согласно астрологическим исследованиям, своего Рода посредником между Явью и Навью — миром Видимым и миром Невидимым.) В Славянской традиции Прозерпине соответствует образ Бабы-Яги Костяной Ноги (или Бури-Яги), Мудрой Ведуньи-Волшебницы, Которая одним может предстать в виде страшной Старухи, а другим — в образе прекрасной Девушки (старость — символ мудрости, девственность — символ Духовной чистоты). В Её избушке всегда eсть алхимическое оборудование, какие-то порошки, снадобья, травы, различные горшки, котлы, в которых это всё кипит. Кому-то Баба-Яга помогает, даёт молодость, неуязвимость, а кого-то может и съесть (см. ЯГА). ЯВЬ — всё Явленное, весь Зримый мир, мир Живых, Срединный мир. ЯГА (БАБА-ЯГА КОСТЯНАЯ НОГА) — один из Ликов Великой Матери Макоши в образе Тёмной Матери Морены. Относительно значения самого имени «ЯГА» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи полагают, что оно произошло от русского ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при р о дах». Другие склонны возводить его к санскритскому яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.) Связь БАБЫ ЯГИ (ЕЖИ-БАБЫ, ЯГОЙ БАБЫ, ЯГИ ЯГИШНЫ, ЛЕСНОЙ ЁШКИ, БУРИ-ЯГИ и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается также тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей, Мудрой Ведуньи-Волшебницы и Хранительницы Путей в Иной мир — Божественной Супруги Вещего Бога, Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь БАБЫ-ЯГИ с Навью — миром Мёртвых. Вместе с тем, такие атрибуты Её, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), позволяют увидеть в ЯГЕ — за внешним обликом злой колдуньи-людоедки — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви. Некоторые современные последователи индийского Ведизма в России видят в ЯГЕ олицетворение Йоги (от санскритского корня юдж, означающего «соединение»). ЯЗЫЧЕСТВО (от древнерус. язык — «народ») — Народная Вера. Есть иные яз ы ки — другие народы, и есть родной язык — свой народ. Таким образом, ЯЗЫЧЕСТВО вообще — это Народная Вера, Природная Вера, а ЯЗЫЧЕСТВО Родного народа — это Родная Вера, Родноверие. ЯДЫ СВЯЩЕННЫЕ ВЕЛЕСОВЫ — опьяняющие и одурманивающие вещества, используемые приверженцами Шуйного пути ради расширения границ сознания и постижения Запредельного. ЯЗЫК «ЗМЕИНЫЙ» — один из тайных языков волхвов, язык Подземья, предназначенный для следующих Шуйным путём. ЯЗЫКИ ВОЛХВОВ ТАЙНЫЕ — оные делятся на два больших подраздела: 1) «Тарбарщина» — неразборчивая речь, сознательное коверканье слов и т.п.; 2) Духовные иносказания. Так, например, на языке Духовных иносказаний «жертвоприношение животного» означает «подчинение животного начала человеческому», а «человеческое жертвоприношение» — «подчинение человеческого Божественному внутри нас». Также известны и используются в волховской практике: «Птичий» язык — для следующих Десным путём, «Змеиный» язык — для следующих Шуйным путём, и др. ЯЗЫК «ПТИЧИЙ» — один из тайных языков волхвов, Ирийский язык, предназначенный для следующих Десным путём. ЯЗЫЧНИК — человек, исповедующий Народную Веру. ЯЙЦО РОДА (ЯЙЦО ЗОЛОТОЕ, ЯЙЦО МИРОВОЕ, ПЕРВОЯЙЦО) — То Непостижимое Изначальное Бытие, из Которого произошло всё явленное бытие. Согласно Славянским сказам, ЗОЛОТОЕ ЯЙЦО зародилось в Лоне Великой Матери Тьмы (Вселенской формы Мары — Тёмной, Непостижимой Богини, Великой Матери всего сущего), и когда пришёл заповедный срок, Оно раскололось пополам, и из Него вышел Сам Род (в Лике Сварога — Отца Небесного). Из верхней части ЯЙЦА стало Небо и вышли лёгкие, «мужские» Стихии — огонь и воздух, а из нижней стала Земь и вышли тяжёлые, «женские» Стихии — земля и вода. Из желтка стала Сварга Златая — Небесная Обитель Богов, из белка — воздушное пространство, управляемое Могучим Стрибогом. ЯРИЛА (ЯРИЛО, ЯРБОГ) — Бог Весеннего Ярого Солнца (ЯРИЛА-Весень), Солнечной Яри, любовного пыла, воинской ярости, «священного безумия» и «буйства во хмелю» (Яр-Буен Хмель — один из Ликов ЯРИЛЫ). Также ЯРИЛА — Волчий Пастырь, Покровитель волков-оборотней, окруты (оборотничества), звериной ярости и ненасытной похоти. Согласно народным верованиям, весной ЯРИЛА в образе Юноши, держащего в правой руке живую ветвь (или житный колос), а в левой — мёртвую голову (череп), знаки Его владычества над жизнью и смертью, приезжает к людям на белом (золотом — цвета Солнца, или зелёном — цвета молодой травы) коне, привозя «жита колос и от Солнца добрую весть». В пору Зелёных Святок или на Купалу ЯРИЛА превращается в дряхлого старика (символ уходящей, «умирающей» весны), и Его шутейно «хоронят» (см. ПОХОРОНЫ ЯРИЛЫ). В некоторых Славянских сказах ЯРИЛА называется «Велесичем», то есть сыном Велеса. ЯРИЛО ВЕШНИЙ — см. ДЕНЬ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО. ЯРИЛО МОКРЫЙ (ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ) — см. ДЕНЬ ЯРИЛЫ МОКРОГО. ЯРЛО — узел яри в тонком теле человека, расположенный на уровне солнечного сплетения. ЯРЛО связано в плотском теле человека, помимо солнечного сплетения, с печенью, надпочечниками, поджелудочной железой и селезёнкой, а из волховских способностей — с умением переносить сильный жар и холод (ходить босиком по горячим углям, лежать на снегу). Его орган восприятия — глаза, орган действия — анус. Нормальная работа ЯРЛА придаёт человеку такие свойства души, как решимость, независимость, сила воли, яркая индивидуальность, а его разлаживание способствует возникновению раздражительности, неуверенности, жадности, комплекса вины («греховности») и т.п. ЯРЬ — Ярая, Солнечная, мужская сила; Жизненная сила, противостоящая мари (силе Смерти); «вдох» — течение восходящих животоков в тонком теле человека; внутренний «жар». ЯЩЕР-ЗМЕЙ — Владыка Подземья, живущий у корней Мирового Древа.
Слава Роду!
[1998-2007]
* * *
Книги, изданные Содружеством Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ» и Общиной «РОДОЛЮБИЕ», а также другие издания по Русскому Родноверию и традиционной Духовной культуре Славян — можно приобрести на книжной ярмарке по адресу: Москва, станция метро «Проспект мира», с/к «Олимпийский», 1-й этаж, место №16. Время работы: вся седмица кроме понедельника, с 10.00 до 15.00.
Интернет-лавка: www.bukivedi.ru Или пишите по адресу: ladolado@mail.ru
Связаться с Русско-Славянской Родноверческой Общиной «РОДОЛЮБИЕ» можно по адресу: rodolubie@mail.ru
Интернет-ресурсы: www.rodolubie.info http://community.livejournal.com/rodolub/ http://veleslav13.livejournal.com/ http://satyavan.livejournal.com/
[1] Сам волхв Велеслав предпочитает именовать Бога не Господом, а Владыкой: «Почему я не называю Бога «Господом»? Так уж сложилось в русском языке, что словам «Господь» и «господин» противопоставлено слово «раб». И утверждая существование господ, мы тем самым утверждаем существование рабов. Но ведь мы не рабы Бога, а Его дети! Он любит нас, а Любовь и рабство — несовместимы. Раб боится своего господина и служит ему не из любви, а из страха. Но если мы будем бояться своего Отца (Рода) и свою Мать (Природу) — что это будет за Семья? Говоря о Боге, о нашем Любящем Отце, я называю Его — Владыка. По существу, Владыка — это тот, кто властвует над чем-либо. Так, отец, глава семейства, является владыкой в семье, ибо несёт ответственность за своих родных. Бог — Владыка всего сущего, ибо заботится о душах всех живых существ, о Своих детях...» — Здесь и далее прим. редакции. [2] Влх. Велеслав. Учение волхвов: Белая Книга. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. [3] Т.е. за пределами. [4] Коротко сущность Родноверия можно определить как единство трёх составляющих: 1) Природность, то есть естественность мировоззрения; 2) Народность, то есть опыт народа, а не только лишь одного человека — пророка; 3) Недогматичность (верю и ведаю по мере глубины собственной души). — Здесь и далее прим. влх. Велеслава. [5] Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. I. С. 312. [6] Идол (от греч. είδος; — «образ») — Чур, Капь, обрядовое изваяние, Священный Образ Бога или Предка. Негативный оттенок это слово стало приобретать лишь в эпоху двоеверия, под влиянием христианства. [7] Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. С-Пб., 1914. С. 311. [8] Князь с дружиной, в отличие от остального народа — «всей Руси», по словам летописца, — более почитали Перуна. [9] Аничков Е.В. Язычество... С. 312. [10] А также английский Воден (Woden), голландский Водан (Wodan), германский Вотан (Wotan) — Мудрец и Волшебник, одновременно Бог-Воин, Бог-Шаман и Бог-Странник. [11] Крупнейших городов так называемой Хараппской (протоиндийской) цивилизации. [12] Само название «Волчьи Святки» происходит оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые волчьи свадьбы. [13] Деды — Предки. [14] Подробнее об этих путях — в «Книге Мудрости Владыки Шуйного пути» (см., напр., по изд.: Влх. Велеслав. Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов. — М., 2008. С. 267). [15] Скит — помещение для уединённых радений. [16] Размётывая зерно на север. [17] Размётывая зерно на восток. [18] Размётывая зерно на юг. [19] Размётывая зерно на запад. [20] Кий — молот. [21] Тако же Солнце — Око Рода или Око Сварога. [22] Не зря повелось, когда случается вдруг какая опасность, мы говорим: «Чур меня!» То есть: «Боги Родные и Предки Святые! Оберегите меня!» [23] Поворачиваться к Солнцу спиной на обряде могут лишь волхвы, да жрецы, да потворники их, кои, Силой Боговой облекшись, людям от Богов весть несут. [24] Ирий Светлый — Небесная Обитель Святых душ Предков. [25] Сварга Златая — Вышняя Обитель Родных Богов. [26] Приснобытие — Вечное Божественное Бытие (от древнерус. присно — «всегда»). [27] Бел-гора (Мер-гора, Мир-гора) — Мировая Гора, олицетворение Оси Мира. [28] Появившиеся в результате удара Перуновой молнии. [29] В Красном углу. [30] Как, например, на курганах в Царицыно. [31] Фаллоподобный. [32] Так, например, на Капище «Велесова Круга» под Малоярославцем (Капище Триглава Сварожьего — Сварога-Перуна-Велеса) — во время проведения крупных обрядов помимо волхва, ведущего действо, обычно присутствуют трое жрецов, служащих трём Богам Триглава, а также жрец Огнебога. [На следующий год после написания этих строк — силами «Велесова Круга» под Малоярославцем было возведено новое Капище, на котором были представлены Лики пяти Богов: Сварога, Перуна, Велеса, Лады и Макоши.] [33] Острие Иглы соотносится с мужским началом, а проушье — с женским. [34] Радеющие о Вере нашей. [35] Сие очистительное действо также предохранит древесину от гниения. [36] У Кукушки спрашивают: «Кукушка, Кукушка! Сколько мне осталось лет жизни?» Сколько раз Кукушка прокукует в ответ — столько и лет. Впрочем, в народной культуре (особенно в песнях) Кукушка являет собой образ вдовы, потому рекут, что покровительствует ей не только Светлая Жива, но и Тёмная Мара. [37] Именно белый цвет издревле считался у Славян поминальным. [38] В Калужской губернии по крайней мере до начала XX в. сохранялся обычай пригонять на Ильин день (так в эпоху двоеверия именовали Перунов день) к церкви молодых барашков. (Подробнее о сём — см., напр., замечательную книгу А.А. Коринфского «Народная Русь», впервые вышедшую в свет в 1901 г. и переизданную в 1994 г.) Тако же известно, что в обрядовую страву на Перунов день входили запечённые бараньи головы и вообще баранина. [39] Животные, на полюбовное дело вельми гораздые. [40] Волк-оборотень. [41] Птица из семейства утиных. [42] Нерасторжимое Духовное единство Всебожья и Всемирья. [43] Собь — наше Истинное (Духовное) Я — АЗ ЕСМЬ. [44] Ярь — сила Ярилина: вдох, дыхание жизни. [45] Марь — сила Моренина: выдох, дыхание смерти. [46] Перед началом оного должно обратиться к духам места, принести им малую требу, испросив позволения начать обрядиво. [47] Радеющими о Родноверии. [48] Либо тако: первое коло — во славу Родных Богов, второе коло — во славу Предков Святых, третье коло — во славу сородичей честных. [49] Либо: «От сохи до хлеба...» [50] Над. [51] Тще — «что». [52] Священное изображение — не Сам Бог, но Образ Бога. [53] Священные изваяния. [54] Красный кут — Красный угол в доме, домашняя Божница. [55] Окрута — оборотничество. [56] Священный слог «ГОЙ» — обрядовое обращение к Всетворящей Силе Самого Рода. Гой Рода — Ост Всемирья (Мировая Ось). Гойная Сила Рода — Столп Силы, пронизывающей все три мира (Явь, Навь и Правь). Возгласом «ГОЙ» завершаются все обрядовые славления, заговоры и заклятия, кроме сугубо женских, для коих существует свой священный слог — «МА» («МА-Я»). [57] «СВА» — священный слог Отца Сварога, Духовное звучание Сварги (Вышней Обители Боговой). [58] Сия строка речётся, если обряд происходит днём. Впрочем, иногда сии словеса рекут и в ночи, имея в виду Духовное Солнце Прави, восходящее в нашем Сердце. [59] Особливо в Родноверии почитаются Триглавы: 1) Великий Триглав Родов: Белобог-РОД-Чернобог; 2) Триглав Сварожий: Перун-СВАРОГ-Велес; 3) Триглав Всемирья: Явь-ПРАВЬ-Навь. [60] Кий — молот. Молот Сварожий — воплощение Силы Прави. [61] Также эти слова могут пониматься следующим образом: «Сварог, Великий Бог, Который мощь в десницы вложил...» [62] Каравай. [63] Поднося требу к Лику Капищного изваяния, жрец в Сердце своём обращается к Самому Богу. [64] Камень-жертвенник, обычно утверждённый у подножия Родового Столба (Чура, Капи), зримое воплощение самого Алатыря-камня — Сердца Мира. [65] От земли. [66] Ждать. [67] Подслащённым мёдом. [68] Пиво, обрядовое питие. [69] По-за Смертью — то есть в Навь. [70] Чур — Щур — Пращур. Тако же Чуром называют Капь — священное изваяние, образ Бога. [71] Духи-охранители Яви. [72] Духи-охранители Нави. [73] Стихия — белый свет (пространство). Как Всеединый Всебог Род единит в Себе всех Родных Богов, Кои суть Лики Его Одного — Единого, так белый свет вмещает в себя остальные четыре Стихии: воздух, огонь, воду и землю. [74] Стихия — воздух. [75] Духи Родового очага. Стихия — огонь. [76] Стихия — вода. [77] Стихия — земля. [78] Жрец либо его потворник обходит посолонь место, где вершится обряд, отваживая всю нечисть кованым топором. [79] Т.е. за пределами обыденного разумения. [80] Что от Рода. [81] Влх. Добромира. [82] Громада — Община. [83] Волхвы, жрецы. [84] Капище Общины «Родолюбие» с лета 1999 от н.х.л. и вплоть до времени написания сего. [85] Речь идёт о 1994 – 1998 гг. [86] Например, отдавать воде, зарывать в землю и иначе как-либо приносить, смотря по тому, к кому из Родных Богов особливо обращение ведётся. [87] Сей хоровод, как в «Уряде Обрядном» сказано было, не игровой, но обрядный. Творить его д о лжно не пустого развлечения для, но дабы Силу Божскую во коло принять. Потому и заводится он не на стороне от Капища, как игровой, но на самом Требище — пред Божскими Ликами. — Пояснение влх. Велеслава. [88] Чур — священное изваяние Образа Богова, высеченное из камня либо вырезанное из древа. [89] Свято — священное изображение Образа Богова, вышитое либо вымалеванное. [90] А через Него — ко Всебожью тако же, бо Оное Духом Родовым от веку Едино. [91] Воина. [92] Земледельца. [93] Велесовы. [94] Здесь речь идёт не о волховском посохе. [95] Таким образом, Волховской Посох — это Древо, растущее сверху вниз, с Небес на Землю. [96] Считается, что чем больше на Посохе горизонтальных черт, особенно завитых в свитни (спирали) и замкнутых в кольца — означающих собой женское лоно, — тем сильнее Посох. [97] Вообще, желательно, чтобы Посох, равно как и другие предметы Силы и обрядовые принадлежности, изготавливался самим человеком, а не на заказ. [98] Всякое слово, даже произнесённое ненароком, может стать заговором и наложиться на окружающие предметы. [99] См, напр., следующ. изд-я: 1) Влх. Велеслав. Обрядник. — М., 2003; 2) Влх. Велеслав и др. Обрядник Толковый. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2004. [100] Жертву. [101] Обрядовый хлеб — коровай — наиболее часто приносимая во время праздничных священнодействий жертва Богам. [102] Спустя рукава, т.е. не касаясь жертвы голыми руками, приносят требы Тёмным Богам. [103] Длинные мужские рубахи (ниже колен), согласно Славянскому Обычаю, могут носить только старики и священнослужители (волхвы и жрецы). [104] Крес — «огонь». [105] Внутренним Огнём. [106] Молнии. [107] Буквально: «Веда Их — больше знаний иных!» [108] Все собравшиеся рекут триславу, воздев десницы горе — от Сердца к Солнцу. [109] Чёрный цвет символизирует собой Непроявленное, Сокрытое — «тёмное» для разумения. [110] Перун — наша Защита. Червлёный — «окрашенный красным» (красный — обережный цвет, цвет Крови, символ Жизни). [111] Велес Дородный — Податель мирских благ, богатств и Хранитель Яви. Велес Кощный — грозный Навий Владыка, Повелитель Мёртвых. [112] Имеется в виду Духовный Жар, возникающий в узлах яри в тонком теле человека вследствие усердных Духовных практик. [113] Тёмная Навь разделяется на Огненные (Пекельные) Обители, в которых сгорает всё нечистое, а также на Хладные Обители, в которых замедляются все процессы и даже останавливается сам ход Времени. [114] Смага — Огонь. Здесь: внутренний мистический Жар. [115] Нерождённый — Сварожий Небесный Огонь, Нисходящий — Огонь Перуновых молний, на Благо рождённый — Огонь Земной. [116] Имеется в виду Мировое Древо. [117] В жертву приносится, восходит до Богов не сам обрядовый каравай (хлеб), но его тонкоматериальная суть. [118] Жертву. [119] Молитва — молвь до Богов. В древности молить означало также «приносить жертву»: ср. праславянск. modliti и modl - («молить» и «резать, убивать скотину»). Подробнее о сём — см., напр.: Седакова И.А. Судьба сакральных слов в славянских языках (между язычеством и христианством) // Славянское языкознание. 13 Международный съезд славистов. — М.: «Индрик», 2003. С. 534-535. [120] Либо, обращаясь по Именам к Мужскому и Женскому Ликам Всебога: Свароже-Отче, Лада-Мати!.. Либо (если радеющий следует Велесовой традиции): Велесе-Отче, Макошь-Мати!.. [121] Цит. по изд.: Полное собрание русских летописей. Т. 1. — С-Пб., 1846. С. 73. [122] Цит. по изд.: Русские достопамятности, издаваемые обществом истории и древностей российских. Ч. 1. — Москва, 1815. С. 114. [123] Цит. по изд.: Стоглав. Собор, бывший в Москве при государе царе и великом князе Иване Васильевиче. Изд. Д.Е. Кожанчикова. — С-Пб., 1863. С. 261-267. [124] А вот, для сравнения, что тот же Стоглав говорил о нравах самих церковнослужителей-христиан: «Поп ы и церковные причетники в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные всегда исходят из уст их, попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя». Миряне же, по свидетельству Стоглава, входили и стояли в церквах в шапках, словно «на пиру или в корчемнице, говор, ропот, всякое прекословие, беседы, срамныя словеса, песни божественныя не слушают в глумлении». (Цит. по изд.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа. — М.: «Индрик», 2003. С. 111.) [125] Цит. по изд.: Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 3. — С-Пб., 1841, № 92: VIII-X. С. 95-96. [126] Цит. по изд.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 3. — С-Пб., 1836, № 264. С. 402. [127] Цит. по изд.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон... С. 109. [128] Цит по изд.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон... С. 110-111. (Со ссылкой на изд-я: Иванов П.И. Описание Государственного архива старых дел. — М., 1850. С. 296; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 4. — С-Пб., 1842, № 35. С. 124-126.) [129] Цит. по изд.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон... С. 155. [130] Так в источнике. [131] Цит. по изд.: Йордан Иванов. Культ Перуна у южных Славян. — М.: Ладога-100, 2005. С. 15. (Впервые издано: България, София, 1903.) Со ссылкой на изд.: Иеромонах Спиридон. История во кратце о болгарском народе Славянском. Сочинися и списася в лето 1792. — София: изд. В.Н. Златарски, 1900. [132] Цит. по изд.: Влх. Велеслав. Родноверческий Искон. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. [133] Обережные заговоры см., напр., в следующ. изданиях: 1) Влх. Богумил. Славления Родных Богов. — Обнинск, 2003 (2-е, доп. изд. 2007); 2) Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М., 2005; 3) Славянский Заговорник. Извод волхва Велеслава. — М., 2007. [134] В другом варианте очищаемый произносит эти слова в самом начале обряда, после чего снимает с себя старую рубаху и бросает её в огонь, а по завершении обряда — облачается в новую. [135] Язычество — от древнерус. язык, что значит «народ». Есть иные яз ы ки — другие народы, и есть родной язык — свой народ. Таким образом, язычество вообще — это Народная Вера, Природная Вера, а язычество родного народа — это Родная Вера, Родноверие. [136] Как говорят современные Родноверы: «Мой Бог меня рабом не называл!» [137] Первоначально Православием называлось Русско-Славянское Родноверие. Быть православным означало словом и делом, правильно и праведно славить Правь — Извечные Законы Сварога, удерживающие в равновесии (в Ладу) Явь и Навь. С началом насаждения на Руси христианства, не по праву присвоившего себе одно из самоназваний Родноверия, существовавшие до того у славян Родовые устои пошатнулись, а древние праздники, обычаи и обряды под влиянием наступающего чужебесия начали вырождаться и терять своё глубинное значение, подменяясь нелепыми христианскими суевериями.
|