Крашение природными органическими и кубовыми красителями в сложные тона
Практика реставрации показывает, что произведения из текстиля, сохранившие без изменении свою первоначальную окраску, встречаются чрезвычайно редко. - 50 - Чтобы получить точную имитацию выцветшей древней ткани, дублировочный шелк необходимо тонировать в серый цвет теплого или холодного оттенка до нужной глубины. Таким образом, задача имитации цвета подлинника решается в два этапа: 1) крашение дублировочного шелка в "первозданный" цвет подлинника; 2) нанесение "патины времени" в виде серого тона нужной глубины и оттенка. Сложные голубые и зеленоватые тона получают окрашиванием шелка вначале кубовым красителем индиго (0,5-15% красителя от веса ткани), а затем тонированием в разные цвета растительными красителями по алюмокалиевой и железокупоросной протравам. Для тонирования наиболее подходящими оказались два растительных красителя, содержащих дубильные вещества: кора дуба и кора крушины. Используют отвары коры дуба и крушины или их смеси, разбавленные водой в нужных соотношениях. Дубовая кора окрашивает шелк в холодный серый тон по железо-купоросной протраве. Кора крушины по той же протраве дает оливковые тона. Смешивая эти отвары в разных пропорциях, можно получить богатую гамму разнообразных серых тонов. Разбавление отваров или их смесей водой в разных соотношениях дает возможность варьировать глубину серого тона выкрасок. (См. Приложение, табл. 15.)
|