Студопедия — Выводы. 4 страница. [264] "В кругу Малевича" — название выставки в Русском музее; "В рамках круга работ Московской семиотической школы" — начало статьи о
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выводы. 4 страница. [264] "В кругу Малевича" — название выставки в Русском музее; "В рамках круга работ Московской семиотической школы" — начало статьи о






[263] Хоровод // http:... /greif/simbol/h/horovod.htm; Толстая С. М. Там же.

[264] "В кругу Малевича" — название выставки в Русском музее; "В рамках круга работ Московской семиотической школы..." — начало статьи о текте Т. Николаевой (Николаева Т. Текст. Как путь и как многомерное пространство // Концепт движения...— С. 336).

[265] Ефремова Т. Ф. Новый словарь... Т. 1.— С. 658, 743. Если добавить производные слова: "округа", "окружной", то и еще больше. Cм.: Там же.— С. 1123. В. Н. Топоров отмечает меньшую выраженность сакральности в квадрате по сравнению с кругом (Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1.— М., 1987.— С. 631).

[266] Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры.— М., 1990.— С. 81–100.— (На с. 91 — изображение проекта-перспективы города Шо). Среди домов государственных служащих предполагался и "Дом садовника" в форме шара. О К. Леду и его проектах см. также: Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь имен. Т. 2.— СПб., 1996.— С. 489–492.

[267] Топоров В. Н. Квадрат // Мифы народов... Т. 1.— С. 631.

[268] Андреева В., Ровнер А. Круг // Энциклопедия символов...— С. 268. См. также: Квадрат // http:... /greif/simbol/k/kvadrat.htm.

[269] Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1.— СПб., 1995.— С. 296.

[270] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.— С. 65.

[271] Там же.— С. 328. См. также: Там же.— С. 332–333.

[272] Витрувий. Десять книг об архитектуре.— М., 1936.— С. 77.

[273] Возможно, соответствующий рисунок был и в оригинале, и рукописных копиях трактата Витрувия, но они не сохранились. Печатные издания трактата XV–XVI вв. иллюстрировались рисунками мастеров Возрождения. Так, издание Д. Барбаро (1556) иллюстрировано отчасти рисунками А. Палладио. ("От редакции" // Витрувий. Указ. соч.— С. 9‑13). Среди рисунков нет аналогичного рисунку Леонардо.

[274] Барбаро Д. Комментарии к десяти книгам об архитектуре Витрувия.— М., 1938.— С. 97, 406.

[275] Иванов В. В. К семиотическому изучению...— С. 9, со ссылкой на классическую работу В. Мюллера (Müller W. Die Heilige Stadt, Roma quadrata, himmlisches Jerusalem und Mythe von Weltnabel.— Stuttgart, 1961).

[276] Лагерь // Словарь античности.— М., 1989.— С. 305; Müller W. Ibid.

[277] См. образцы керамических моделей жилищ энеолита и их описание у Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. Язычество...— С. 218–223). О прямоугольных праславянских жилищах-землянках пишет и О. Н. Трубачев (Трубачев О. Н. Этногенез и культура...— С. 194–195).

[278]Цит. по: Мельникова Е. А. Образ мира...— С. 80.

[279] Ср. у М. С. Кагана: «В любой системе управления отношения управляющего и управляемых предстает как пирамидальная структура верха и низа аналогично мифологической концепции божественного устройства мира, аналогичено и специфическому строению человеческого тела, в котором прямохождение на задних конечностях сделало управляющий орган — голову — вершиной телосложения …» (Каган М. С. Философия культуры.— СПб., 1996.— С. 78.

[280] Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов.— М., 1996.— С. 117.

[281] Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 3-е изд.— М., 1953.— С. 111.

[282] Мазалова Н. Б. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских.— СПб., 2001.— С. 11–16.

[283] "В антропоморфной модели Вселенной голова считалась центром деторождения, в связи с чем слова со значением "разум, понимание, ум" соотносятся со словами, имеющими значение "родить, половые органы..." (Маковский М. М. Указ. соч.— С. 122).

[284] Логос // Философский энциклопедический словарь.— М., 1983.— С. 323–324.

[285] "Многие народы считают голову особо священной частью тела. Святость эта иногда связана с верой в то, что в голове обитает душа, которая весьма чувствительна к обидам и непочтительному отношению" (Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь.— 2-е изд.— М., 1983.— С. 222). В мифопоэтических представлениях славян голова — лишь одно из возможных мест обитания души. Такими местами, кроме головы (мозга, глаз, зрачков), могут быть: сердце (у мужчин), живот (у женщин), желудок, горло, легкие, печень, левый мезинец, кровь (Толстая С. М. Славянские мифологические представления о душе // Славянский и балканский фольклор: Народная демонология.— М., 2000.— С. 64–65).

[286] Шмелев А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики).— М., 1997.— С. 527.

[287] "Череп разрисовывался, украшался, и его сохраняли в доме. Этот череп или эта голова, конечно, представляла собой умершего. Имея власть над его головой, имели власть над всем его существом. Этот умерший был вынужден помогать живым" (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.— 2-е изд.— Л., 1986.— С. 152).

[288] См., в частности: Обезглавливание // http://www.apress.ru/pages/greif/simbol/o/obezglavl.htm

[289] Шмелев А. Д. Указ. соч.— С. 534.

[290] О черепе как эмблеме, символе см. более подробно, в частности: Куклев В. Череп // Энциклопедия символов, знаков, эмблем.— М., 2000.— С. 526–530.

[291] В "Автопортрете" Ларионова череп отчетливо проступает сквозь черты живого лица. У Дю Бюффе образ еще страшнее и безжалостнее: зритель видит высохший череп с остатками волос. (Данилова И. Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт".— М., 1998.— С. 53–54).

[292] Уши как орган слуха пространственно объединяют / разделяют лицо и затылок. Но их основное пространственное положение зафиксировано на одной из горизонтальных осей пространственных координат, оси правое / левое. Пограничное положение ушей и анатомические особенности органа слуха позволяют воспринимать информацию, идущую со всех направлений.

[293] Барбаро Д. Комментарии…— С. 96.

[294] См.: Дьяков Л. А. Рене Магритт: Живопись. Графика.— М., 1998; Gablik S. Magritte.— L., 1977; Magritte / Ed. by A. M. Larkin.— L., 1972.

[295] См. репродукции в кн.: "Казимир Малевич. 1878–1935 / Каталог выставки в Ленинграде 10. XI. 1988 — 18. XII. 1988, Москве — 29. XII. 1988 — 10. II. 1989, Амстердаме — 5. III. 1989 — 29. V. 1989.— Амстердам: Городской музей, б. г.

[296] См.: Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х гг. // Логос # 11-12 (1999) 21.— С. 144–145.

[297] Шмелев А. Д. Указ. соч.— С. 531–532, 536–537, 539.

[298] Дистанция дружеского общения в античных застольях обеспечивалась расположением пирующих, полулежащих на ложах для трапезы головой к столу, а следовательно и друг к другу. При этом актуальной для восприятия также была верхняя часть корпуса сотрапезника.

[299] Наверное, малый рост является дополнительным стимулом добиться высокого социального статуса для низкорослых, стремящихся к символической компенсации низкорослости и необходимости на всех смотреть снизу вверх.

[300] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета.— Л., 1990.— С. 71 и сл.

[301] См. об этом, в частности: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни.— М., 2000.

[302] См. об этом: Марков Б. В. Храм и рынок: Человек в пространстве культуры.— СПб., 1999.— С. 229–234.— (§ "Лад руки" (Хайдеггер)".

[303] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1.— СПб., 2000.— С. 128. (Речь идет об отпечатке руки в пещере Пеш-Мерль. Франция. Эпоха Мадлен). См. также: Каган М. С. Се человек... СПб., 2001. С. 69–70.

[304] Мазалова Н. Е. Состав человеческий…. С. 32.

[305] Примеры взяты из книги М. С. Кагана "Се человек... С. 70.

[306] Руднев В.Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 470.

[307] Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 34.

[308] Байбурин А. К., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 28–32.

[309] См. об этом, в частности: Anderer Sh. The Partition of Space // Gender. Space. Architecture: An interdisciplinary Introduction. L.; N. Y., 2000.P. 115–116; Introduction to Right and Left: Essays on Dual Symbolic Classification. Chicago, 1973.

[310] О рукопожатии подробно см.: Байбурин А. К., Топорков А. Л. Указ. соч.— С. 32–40.

[311] Там же.— С. 43–46.

[312] Относительно полный перечень жестов с участием руки, их толкование, условия употребления и др. характеристики даны в работе: Григорьева С. А. и др. Словарь языка русских жестов.— М.; Вена, 2001. Среди жестов, включенных в словарь: "Бить себя в грудь", "Воздушный поцелуй", "Всплеснуть руками", "Голосовать", "Закрыть лицо руками", "Ломать руки" и проч. Из 59 словарных статей в 36 участвуют руки. О жесте как участнике межличностной, в том числе невербальной коммуникации см. также: Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь.—М., 1991. В западной науке существует целое направление — "культурная история жеста". См. об этом: A cultural History of Gesture / Ed. by J. Bremmer and H. Roodenburg.— N. Y., 1992, а также реферат этой книги: Марасинова Е. Н., Бромберг Д. Э. Культурная история жеста // История ментальностей. Историческая антропология.— М., 1996.— С. 119–128.

[313] Ле Корбюзье принадлежит наиболее аргументированное и основанное на математических расчетах решение проблемы пропорций тела человека в свете идеи "золотого сечения". В качестве точки вертикального деления фигуры человека прославленный французский архитектор и теоретик искусства выбирает солнечное сплетение. При росте человека 175 см расстояние от земли до солнечного сплетения — 108 см, от солнечного сплетения до макушки головы — 66 см. Это примерно соответствует числовому ряду Фибоначчи, воплощающему принцип "золотого сечения" (каждое последующее число есть сумма двух предыдущих: 25,4 — 41,45 — 66, 6 — 108,2 — 175,0). (Ле Корбюзье. Модулёр // Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. — М., 1970. — С. 245 и сл. Показательно, что в графическом воплощении "модулёра" фигура человека с поднятой вверх рукой оказывается вписанной в прямоугольник, состоящий из двух квадратов со стороной в 108 см! О расчетах пропорций фигуры человека и "золотом сечении" ("золотой пропорции") существует немалое количество работ. Только на русском языке из публикаций последнего времени можно указать: Борисовский Б. Г. Эстетика и стандарт.— 3-е изд.— М., 1989; Васютинский Н. Золотая пропорция.— М., 1990; Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры.— М., 2000; Коробко В. И. Золотая пропорция: Некоторые философские аспекты гармонии.— М.; Орел, 2000.

[314] Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 38–39. Впрочем, представление о пупе как центре тела человека было свойственно и европейской «ученой» культуре. Вспомним «формулу Витрувия-Леонардо», о которой шла речь в связи с геометрией социальных пространств.

[315] Показательным в этом отношении является верование крестьян Полесья, что у обычного, "правильного" человека душа после смерти покидает тело, используя в качестве "выходного отверстия" глаза, нос, рот; душа умершей ведьмы, колдуна, самоубийцы выходит через задний проход (Толстая С. М. Славянские мифологические представления о душе // Славянский и балканский фольклор.— М., 2000.— С. 70).

[316] Скажем, в японском языке популярно оскорбление, буквально означающее "кривая задница", распространенная американская инвектива: "анальное отверстие". (Жельвис В. И. Инвектива: мужские и женские стереотипы // Этнические стереотипы мужского и женского поведения.— СПб., 1991.— С. 279–280).

[317] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.— М., 1990.— С. 414.

[318] Бахтин М. М. Указ соч.— С. 353. У Бахтина "гротескное тело" включает и органы, расположенные в верхней части тела: рот, нос. Но они представляют телесный низ. Рот взят лишь в функции поглощения пищи, а нос трактуется как "гротескный заменитель фалла". Аналогия носа с пенисом характерна и для народных представлений в русской культуре (Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 31). О бахтинской концепции гротескного тела см., в частности, мою работу: Лелеко В. Д. Антитеза гротескного и классического телесного канона у Бахтина и ее современное значение // Эстетика М. М. Бахтина и современность.— Саранск, 1989.— С. 67–70. Примером разгула гротескной телесности может служить не только роман Рабле, но и такая народная книга, опубликованная в XVI в., как "Занимательное чтение о Тиле Уленшпигеле", где сюжеты значительной части историй строятся вокруг дефекации и дерьма. Кульминационной среди новелл, посвященных этой теме, является история о том, как Уленшпигель переиграл шута польского короля, наваляв в центре зала кучу дерьма и пригласив шута его отведать. Тот отказался это делать. 20 золотых и богатое платье достаются главному герою книги. См.: Ein Kurzweilig Lesen von Till Eulenspiegel.— Lpz., 1976.

[319] Показательным в этом отношении является начавший выходить в 2001 г. в Санкт-Петербурге журнал "Протокол и этикет", привлекший для освещения "клозетной темы" философов и культурологов и посвятивший ей двадцать страниц № 2 за 2001 г.

[320] Сурова Е. Иероглифы М и Ж: граница между мирами // Протокол и этикет.— 2001.— № 2.— С. 70.

[321] Слотердайк П. Критика цинического разума..— Екатеринбург, 2001.— С. 169–185.

[322] Быховская И. М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии).— М., 1997. Из отечественных работ этого направления можно также указать: Жариков Л. В. Человеческая телесность: Философский анализ.— Ростов н/Д., 1998; Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции.— М., 2001; Телесность человека: Междисциплинарные исследования.— М., 1991.

[323] Михайлова М. В. О хлебе, слове и молчании.— С. 62.

[324] В оригинальном эссе П. Н. Лукичева и А. П. Скорика выдвинута гипотеза о многофункциональном предназначении фаллических изображений (фигурок, статуэток) в первобытном обществе. Как знак физической и психической энергии, проникающей в женское тело и превращающейся там в ребенка они служили объектом культового поклонения, а также помогали при родах, использовались при обрядовой дефлорации, мастурбации. Могли служить символом власти и оберегом. Последнее имеет место и в античности, о чем речь впереди (Лукичев П. Н., А. П. Скорик А. П. Фаллический культ: социоисторический анализ // Социол. исслед.— 1994.— № 12.— С. 80–83).

[325] Лосев А. Ф. Дионис // Мифологический словарь.— М., 1991.— С. 190.

[326] Приап — сын Диониса и Адониса (по другой версии — Зевса или Гермеса). Одно из его прозвищ — triphallus. Два фаллоса достались богу от двух отцов (Афродита, беременная Приапом от Диониса, вступила в связь с Адонисом). Третий фаллос — голова Приапа. (Гусейнов Г. Ч. Приап // Мифологический словарь.— С. 449).

[327] На амулетах прежде всего — для оберега от порчи, охраны от злых сил.

[328] Там же.

[329] Эвола Ю. Метафизика пола.— М., 1996.— С. 228.

[330] На существование такого рода светильников и фонтанов, найденных при раскопках Помпей, указывает, в частности, Н. Н. Суворов. См.: Суворов Н. Н. Искусство, вдохновленное Эросом.— СПб., 2000.— С. 6. [Рукопись, любезно предоставленная автором].

[331] Вид эрегированного полового члена, согласно верованиям многих народов, должен внушать страх и почтение. Эрекция как социальный знак агрессии или вызова практикуется уже высшими животными. С этим, возможно, отчасти связан обычай прикрывать наготу. Отсюда, по предположению Мак-Лина [Mac Lean P. D.],— фиговые листки и набедренные повязки, позволяющие избежать социального напряжения в ситуациях "демонстрации угрозы". По той же причине "... у античных скульптур, изображающих обнаженных мужчин, головка полового члена, даже если он эрегирован, обычно прикрыта". (Кон И. С. Введение в сексологию.— 2-е изд., доп.— М., 1990.— С. 96).

[332] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрир. энцикл.: В 3 т. Т. 1.— М., 1998.— С. 467.

[333] Эвола Ю. Там же.

[334] Суворов Н. Н. Там же.

[335] Эвола Ю. Там же.

[336] Cм.: Kriss-Rettenbeck L. Feige: Wort — Gebärde — Amulett.— B., 1955.

[337] Schnitzler N. “Vnformliche zeichen” und “freche Vngeborden”. Zur Ikonographie der Schande in spätmittelalterlichen Passionsdarstellungen // Körper-Geschichten: Studien zur historischen Kulturforschung V.— Fr. a. M., 1996.— S. 13–17. В примечаниях к статье (S. 223) — библиография немецких работ 50-х — 70-х гг. ХХ в. о языке жестов и невербальной коммуникации.

[338] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета.— С. 103–105.

[339] Жельвис В. И. Инвектива: мужские и женские стереотипы.— С. 271. Жестом-оберегом от ведьмы, колдуна и прочей нечисти было также плевание. Русские крестьяне верили в магическую силу слюны. Переходя опасное место, скажем, перекресток, нужно было плюнуть. Встретившись с колдуном, можно было на время лишить его колдовской силы, плюнув неожиданно ему в лицо и назвав колдуном (Мазалова Н. Е. Состав человеческий…— С. 29).

[340] Байбурин А. К., Топорков А. Л. Указ. соч.— С. 106.

[341] См. об этом более подробно: Жельвис В. И. Указ соч. (автору принадлежит и первое в российской науке фундаментальное исследование сквернословия, инвективных стратегий нескольких десятков языков. См.: Жельвис В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира.— 2-е изд.— М., 2001); Успенский Б. А. Мифологический аспект экспрессивной фразеологии // Успенский Б. А. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2.— 2-е изд.— М., 1996.— С. 67–161. (Б. А. Успенский считает, что истоки матерной ругани — в языческом заклинании матери-земли для плодородия); Назаров В. Д. "Срамословие" в топонимике России XV–XVI вв. // "А се грехи злые, смертные...": Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х — первая половина XIX в.).— М., 1999.— С. 551–556; Айрапетян В. Русские толкования.— М., 2000.— С. 133–138; Григорьева С. А. и др. Словарь языка русских жестов.— М., 2001.— С. 101–103.

[342] Погружение в сновидения — одна из пяти фаз сна. Оно происходит примерно каждые полтора часа. См.: Уэбб У., Дьюб М. [W. Webb, M. Dube] Временные характеристики сна // Биологические ритмы. Т. 2.— М., 1984.— С. 191–192. Традиционное сближение сна и смерти, осмысление смерти как сна находит неожиданное подтверждение в факте непроизвольной эрекции во время агонии, особенно при насильственной смерти, у повешенных. Этим наблюдением делится Леонардо, рассуждая о причинах эрекции. Таковые он видит в приливе артериальной крови: "... здесь не прибавляется ни мяса, ни воздуха, а артериальная кровь, которую я видел у мертвых, у которых член стоит, потому что многие так умирают, в особенности повешенные, анатомию коих я наблюдал..." (Леонардо да Винчи. Избр. произв.: В 2 т.— Т. 1.— С. 321.— [фрагм. 440]).

[343] Бехтел С., Стэйнс Л. Р. Энциклопедия мужской сексуальности.— М., 1999.— С. 221. О навязчивости мыслей о сексе свидетельствуют мужчины-респонденты сексологических исследований. Этот феномен отмечает гораздо большее число мужчин, чем женщин. (Donn B., Osland J. A. Sexual Fantasy and Erotica. Pornography: Internal and external imagery // Psychological perspectives of human sexuality.— N. Y., 2000.— P. 286).

[344] Imielinski T. Sekrety seksu.— Warszawa, 1990.— S. 52–53). Мифологизация будет, начиная с позднего Средневековья, использоваться при публичных демонстрациях наготы в театрализованных сценках. Об этом подробнее речь впереди.

[345] По данным современных исследований ведущей темой сексуальных фантазий мужчины является "генитальная тема". Мужчины часто представляют себе коллективный секс или отношения с некоей абстрактной партнершей, но с обилием конкретных телесных деталей. В женских же фантазиях моделируется общая положительная эмоциональная атмосфера отношений с данным конкретным мужчиной, но без сексуально-генитальной конкретики. (Byrne D., Osland J. A. Op. cit.— P. 287–288). Аналогичная констатация в другом источнике: Мужские фантазии обычно насыщены зрительными образами, особенно видами половых органов, в них чаще участвует множество анонимных партнерш, они отличаются большей активностью и агрессивностью и быстрее перерастают в открытый половой акт. (Бехтел С., Стэйнс Л. Р. Указ. соч.— С. 221). Подобные данные приводит и И. С. Кон, опираясь на американские источники. (Кон И. С. Указ. соч.— С. 226).

[346] Лукреций, Тит Кар. О природе вещей. IV, 1040.

[347] "Прочь убирайся, жена, или нраву нашему следуй:... Милы потемки тебе, забавляться люблю я при лампе / И услаждать свою плоть даже при свете дневном..." (Марциал. XI 104, 104 5). То же самое говорят современные мужчины: "Во многом возбуждение мужчины связано со зрительной стимуляцией, а не с прикосновениями или нежными ласками". (Последние лежат в основе женского эротического возбуждения.— В. Л.). "Иногда нам хочется, чтобы горел свет. Приятно видеть женщин обнаженными, а не скрытыми под простыней". (Приведено по: Бехтел С., Стэйнс Л. Р.Указ. соч.— С. 422.

[348] Американские психологи демонстрировали студентам картинки разного содержания, в том числе фигуры обнаженных мужчины и женщины, и изображение матери с ребенком. Степень заинтересованности регистрировалась замерами изменения величины зрачка (наименее контролируемая человеком реакция). Студенты примерно одинаково активно, расширением зрачка на 20–21 % реагировали на обнаженную фигуру представителя противоположного пола. Больше расширялся зрачок (до 28 %) лишь у девушек при созерцании изображения матери с ребенком. (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.— С. 82–83).

[349] В знаменитом "Шестом чувстве" Н. Гумилева есть такие строки: "Как мальчик, игры позабыв свои, / Следит порой за девичьим купаньем / И, ничего не зная о любви, / Всё ж мучится таинственным желаньем..." (Русские поэты "Серебряного века": Сб. стихотворений в 2 т. Т. 2: Акмеисты.— Л., 1991.— С. 145). Берег реки, моря, пляж "естественно" облюбовывает "естественная" нудистская, натуристская нагота.

[350] Хёйзинга Й. Осень средневековья.— М., 1988.— С. 347. См. также: примеры на след. стр. указ. работы; а также: Чернова А. "... Все краски мира, кроме желтой".— М., 1987.— С. 131.

[351] См. об этом более подробно: Лелеко В. Д. Эстетика повседневности.— С. 45–48.

[352] В XIX в. фотография ню не считалась произведением искусства. Специфические "языки" жанра фотографии ню начали формироваться с 20–х гг. ХХ в. (Фотография "ню" за 140 лет // Иностр. лит-ра.— 1989.— № 1.— С. 250). О документальности, "порнографичности" и художественности в фотографии ню см. также: Фарино Е. Введение в литературоведение.— Warszawa, 1991.— C. 199.

[353] В созданной в конце XIX в. "Иллюстрированной истории эротического искусства" Э. Фукса (М., 1995) помещено около 140 репродукций графических и живописных произведений. В современном альбоме "Nues. Ню. История. Живопись. Скульптура" (М., 1999) — около 700.

[354] Roman K. Venus // Uroda.— 1989.— № 5.— S. 38, 48.

[355] Лишь один выпуск журнала "Playboy" содержит более сорока ню-фотографий. Тираж русскоязычного выпуска — 100000 экз. (См., напр.: Playboy. Россия.— 2000.— Октябрь). Подобных журналов на сегодня, примерно с такими же тиражами, только русскоязычных — около десятка.

[356] Что касается театрализованных зрелищ, то в них также мифологизированная нагота уступает место наготе эстетизированной. Речь идет прежде всего о стриптизе, который представляет собой эротическую танцевальную "драму" постепенного обнажения. Тело актрисы-танцовщицы подвергается многократной, многоступенчатой эстетизации средствами искусства танца, музыки, света, прически, грима, костюма и т. д. Тело стриптизерши — эстетический миф. Это, по словам Ж. Бодрийяра, тело без изъянов, без отверстий. Нагота обволакивает это тело наподобие второй кожи. Это нагота "целлофанированная" (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.— М., 2000.— С. 199, 200).

[357] Связи эротического и природы, эротического и космоса должны, по мнению известного французского философа М. Дюфренна ("К космическому Эросу" 1984), стать одной из основ "нового эротизма". Эротизм, потесненный "сексуальной революцией", не должен быть утрачен. Он важен и для современного человека для его "отличия от животного" (Юровская Э. П. "Новый эротизм" — уже прошлое или предстоящее? // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: Перспективы нового века.— СПб., 2001.— С.88–89.

[358] См., напр.: "историю горничной", сыгранную М. Семкиной для русского "Плейбоя" (Указ. журн.— С. 92–98.

[359] Там же.— С. 16–19.

[360] XXL. 2001. Январь.— С. 22–25, 49–55; 84–87.

[361] Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной телерекламе // Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.— С. 59.

[362] Imielinski T. Erotyzm.— Warszawa, 1970.— S. 142.

[363] Бехтел С. Энциклопедия мужской сексуальности...— С. 105.

[364] Кавычки поставлены, чтобы показать условность такого определения. Условность, связанную с исторической изменчивостью моральных норм, отношения к сексуальности и т. п. О порнографии и эротике существует обширная научная литература. Из последних публикаций, в которых анализируются культурные реалии XIX–ХХ вв., взаимодействие массовой порно продукции и высокой культуры, в частности, творчества О. Бёрдсли, Д. Джойса, можно указать работу А Пиза (Pease A. Modernism, Mass Culture, and the Aesthetics of Obscenity.— Cambridge, 2000). Представление о современных психологических, моральных и правовых проблемах, возникающих в связи порнографией, в том числе порнографией в интернете, дают статьи: Воронина О. Проблемы эротики и порнографии с СМИ // Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.— С. 87–106; Гощило Е. Новые члены (members) и органы: политика и порнография // Там же.— С. 107–143.

[365] См.: Каллипига // Словарь античности.— М., 1989.— С. 243. Богиня, обнажив ягодицы, сильно повернула голову назад, пытаясь увидеть то, что без помощи зеркала увидеть невозможно. Копия этой статуи в Эрмитаже долгое время стояла в дальнем углу холла, у Иорданской лестницы, так, чтобы ее не видела основная масса посетителей.

[366] Брантом, сьёр де. Галантные дамы // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1.— М., 1981.— С. 483.

[367] "Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милые друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня. / Она, пророчествуя взгляду / Неоцененную награду, / Влечет условною красой / Желаний своевольный рой..." (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 6.— С. 18–19). Ножкам посвящены пять строф (с XXX по XXXIV) первой главы романа, в общей сложности 70 стихов. Видение женских ножек еще раз всплывает в воображении рассказчика в одном из авторских отступлений пятой главы (строфа XL): "В начале моего романа / (Смотрите первую тетрадь) / Хотелось вроде мне Альбана / Бал петербургский описать; / Но, развлечен пустым мечтаньем, / Я занялся воспоминаньем / О ножках мне знакомых дам. / По вашим узеньким следам, / О ножки, полно заблуждаться!.." (Там же.— С. 114).

[368] Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 471.

[369] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета.— Л., 1990.— С. 27.

[370] Wex M. "Weibliche" und "männliche körpersprache im Patriarchat // Feminismus: Inspection der Herrenkultur.— Fr. a. M., 1983.—S. 52 ff.

[371] Эйтвин Г., Бриза О. Фигурка мирового стандарта.— М., 1999.

[372] Эйтвин Г., Бриза О. Бюст мирового стандарта.— М., 2000. Они же. Ножки мирового стандарта.— М., 1999.

[373] Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания.— 2-е изд, перераб. и доп.— М., 1988.— С. 21.

[374] См., в частности: Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1.— М., 1980. (Тексты Н. Кузанского, М. Фичино, А. Фиренцуолы, Б. Варки, Т. Компанеллы, П. де Бурдея).

[375] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле...— С. 471.

[376] Приведено у П. де Бурдея. См.: Эстетика Ренессанса... Т. 1.— С. 481, а также "Комментарий" на с. 492.

[377] "Три узких: губы (и те, и другие), талия и щиколотки" (Эстетика Ренессанса... Т. 1.— С. 481).

[378] Schmerl К. Die Gewalt der Bilder: Frauenfotographie im Patriarchat // Feminismus: Inspektion...— S. 241.

[379] Schmerl K. Op. cit.— S. 240–244. См. также: Женщина и визуальные знаки.— М., 2000.

[380] Изображение женских гениталий в виде отдельной части тела встречается в анатомических, медицинских текстах, в практических руководствах по технике секса. Но это контексты принципиально иные, не сравнимые по культурному значению с указанными мужскими.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия