Великая Дидактика
Полное название книги звучит следующими образом: Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании. Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей. Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы. Педагогическая система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви. Но вместе с этой целью он определяет сверхзадачу своей дидактики: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» [7, с. 243] Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком. Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5, с. 260] "Человек и дерево находятся в одинаковом положении. Как плодоносное дерево (яблоня, груша, смоковница), хотя и может вырасти само по себе и через себя, но в диком стоянии принесет дикий плод, а чтобы дать плоды приятные и сладкие, оно должно быть посажено, орошаемо, обрезываемо опытным садовником, - так и человек, хотя он сам собой поднимается до человеческого образа, но подняться на ступень разумного, мудрого, нравственного и благочестивого существа он не может без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия" [Я.А. Коменский - "Великая дидактика", гл. VII]. Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24). Все рождающиеся создания имеют особенность, что пока они нежны, легче всего сгибаются и принимают форму; окрепнув же, оказывается не податливыми. Мягкий воск допускает лепку и перемену в ней, затвердевший довольно легко крошится. [Я.А. Коменский - "Великая дидактика", гл. VII] Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку). Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [5, с. 476] Заключение Оценивая его вклад в организацию школьной работы, можно смело сказать, что Коменский ввел большие изменения. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, он хотел, чтобы этот процесс был привлекательным для детей, чтобы он возбуждал у них интерес к знаниям. Поэтому Коменский нарушил все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью, так сказать, объяснял все на примерах. При общей оценке педагогических идей Коменского нельзя не заметить, что в этом отношении в мнениях многих педагогов-комментаторов Коменского мы имеем дело с двумя крайностями: с одной стороны, - недооценкой, а с другой, - переоценкой значения и роли Коменского в истории педагогики. Первые стараются либо обойти молчанием основные принципиальные вопросы Коменского, либо искусственно сузить его значение в истории развития теории воспитания, образования и обучения, приписывая выдвинутые и развитые Коменским передовые и прогрессивные педагогические идеи другим классикам педагогики. Другие толкователи педагогического наследства Коменского преувеличивают значение педагогических идей Коменского и приписывают ему почти все лучшие идеи и принципы, которые были выработаны педагогической мыслью всего человечества в продолжение многих веков. Однозначно можно сказать, что до Коменского никакого всеобщего обучения не было. Для того, чтобы достичь некоторого гарантированного результата, он простроил свою школу в соответствии с новейшими научными достижениями того времени. После Коменского естественным образом возникла антропология и психология, которые изучают естественное состояние и развитие ребенка, как материал, на который должно опуститься культурное содержание. Возникла методика, как форма работы на уроке с этим содержанием. И, соответственно, появляется дидактика, как способ организации учебного содержания.
|