РОДОВЫЕ САГИ
Иначе «саги об исландцах». Саги, посвященные событиям в Исландии в так называемый «век саг» (X–XI вв.) В этих сагах рассказывается о судьбах многочисленных исландских родов.
РУНЫ Идеограммы, первоначально, по всей видимости, употреблявшиеся не столько для передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечками и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун объясняется как раз тем, что первоначально они представляли собой насечки на дереве: вертикальные линии вырезались перпендикулярно направлению волокна, округлые и горизонтальные линии употреблять избегали. В мифопоэтической традиции обретение рун приписывается Одину, который семь дней провисел, пронзенный собственным копьем, на ясене Игддрасиль, после чего получил от великана Бельторна «знаки мудрости». Рунический алфавит обычно называют футарком — по транскрипциям первых шести букв. Романтики с их увлечением народным творчеством приписывали рунам сакральное, почти божественное значение, тем паче что некоторые руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и могильных камнях; это восприятие рун было подхвачено национал-социализмом, адепты которого объявили руны «исконно германским наследием» (на самом деле германские руны восходят к образцам средиземноморской письменности) и придали этим графическим знакам квазимагическое значение. Иными словами, в нацистской Германии руны превратились в символы «германского духа»; тот же смысл имеют и современные неонацистские рунические граффити. Некоторые «руны мудрости» перечисляются в эддических «Речах Сигрдривы»: Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны. Руны победы, коль ты к ней стремишься, — вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем Тюра! Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд — на ногте. Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу; тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят. Повивальные руны познай, если хочешь быть в помощь при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к дисам взывая. Руны прибоя познай, чтоб спасать корабли плывущие! Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах, — пусть грозен прибой и черны валы, — невредимым причалишь. Целебные руны для врачевания ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их. Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудье. Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт разгадал их и начертал их, он их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира. Стоял на горе в шлеме, с мечом; тогда голова Мимира молвила мудрое слово и правду сказала, что руны украсили щит бога света, копыто Альсвинна и Арвака уши и колесницу убийцы Хрунгнира, Слейпнира зубы и санный подрез, лапу медведя и Браги язык, волчьи когти и клюв орлиный, кровавые крылья и край моста, ладонь повитухи и след помогающий, стекло и золото и талисманы, вино и сусло, скамьи веселья, железо Гунгнира, грудь коня Грани, ноготь норны и клюв совиный. Руны разные все соскоблили, с медом священным смешав, разослали, — у асов одни, другие у альвов, у ванов мудрых, у сынов человечьих. То руны письма, повивальные руны, руны пива и руны волшбы, — не перепутай, не повреди их, с пользой владей ими; пользуйся знаньем до смерти богов[123]! С «САГА О ВЕЛЬСУНГАХ» Пожалуй, сама известная из так называемых «саг о древних временах». Эта сага представляет собой наиболее полное изложение сюжета о проклятом золоте карлика Андвари и трагической участи рода Вельсунгов.
«САГА ОБ ИНГЛИНГАХ» Одна из первых королевских саг, возводящая происхождение шведского королевского рода к богам Фрейру и Ньерду, и даже к Одину. В этой саге, несмотря на всю ее совершенно очевидную «неисторичность», содержится богатейший материал по языческой культуре древней Скандинавии. Боги «Эдд» в этой саге становятся людьми, пришедшими на север Европы откуда-то из Азии и потому звавшимися асами. По замечанию М.И. Стеблин-Каменского, «все сверхъестественное, о чем рассказывается в эддических мифах, сохранено, однако сделано приемлемым для тех, кто не хотел верить в языческих богов, но верил в колдовство».
|