МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Каждая страна осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности самостоятельно. Если заявитель желает получить правовую охрану в других странах, он должен получить ее в каждой из этих стран. Международная охрана прав на объекты интеллектуальной собственности призвана облегчить получение правовой охраны в зарубежных странах. Международно-правовая охрана авторского права осуществляется на основании Бернской конференции по охране литературных и художественных произведений, которая была принята 9 сентября 1886 года. (см. источн.права ИС РФ) Конвенция основана на трех принципах: первый – это принцип национального режима, в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-участниц Союза, должны получать во всех других странах-участницах Союза такую же охрану, какую эти страны предоставляют свои собственным гражданам. Второй – это принцип автоматической охраны, в соответствии с которым такой национальный режим не зависит от каких либо формальных условий; другими словами, охрана предоставляется автоматически без формальной регистрации, депонирования и т.д. Третий – это принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависит от существования охраны в стране происхождения произведения. Международно-правовая охрана смежных прав осуществляется на основе Римской конвенции по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вещания, принятой 26 октября 1961г. Учитывая тот факт, что использование литературных и художественных произведений обычно подразумевалось в работе исполнителей, индустрии звукозаписи и организации эфирного вещания, конвенция в Риме перебросила мостик к охране авторских прав. Первая статья Римской конвенции предусматривает, что охрана, предоставляемая в соответствии с ней, не затрагивает и никоим образом не влияет на охрану авторского права на литературные и художественные произведения. Аналогично Бернской конвенции охрана, предоставляемая Римской конвенцией, в основном сводится к национальному режиму, предоставляемому государствами-членами национальным исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответствии с национальным законодательством ст. 21. Действие национального режима, однако, ограничено требованиями предоставления минимального уровня охраны, гарантированного Конвенцией. Если международным договором, участником которого является Украина, установлены другие правила охраны, чем те, которые содержатся в Законе Украины «Про авторське право і суміжні права», то принимаются нормы международного договора [3, с. 58-59].
|