От автора 6 страница
[184] В.В.Розанов. Религия и культура. Т.1, М.,1990, с.359. [185] Н.Бердяев. Новое средневековье. М.,”Феникс”, 1990, с.13. [186] Вехи. М., 1990, с.124. [187] А.И.Солженицын. Россия в обвале. М., 1998, с.197. [188] John Fulton. Modernity and Religious Change in Western Roman Catholicism: Two Contrasting Paradigms. “Sосial Compass”, vol. 44, No.1, March 1997, p.117. [189] “Московские новости”. 28.09-5.10.1997, с.10. [190] Пауль Тиллих. Систематическое богословие. СПб., 1998, с.155. [191] В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1 М., 1989, с.418. [192] Там же, с.282. [193] Цит. по: “День”, 1993, Nо. 30. [194] “Завтра”, 37, 1998, с.8. [195] “Новая газета”, 28.12.1998-3.01.1999, с.6. [196] А.И.Солженицын. “Россия в обвале”. М., 1998, с.45. [197] “Независимая газета”, 31.01.1992. [198] “Независимая газета”, 29.07.1998. [199] “Независимая газета”, 20.06.1996. [200] “Российская газета”, 6.01.1994. [201] “Завтра”, 1998, Nо.37. [202] Г.А.Зюганов. География победы. Основы русской геополитики. М., 1997, с.104. [203] “Правда России”, 18.04.1996 (Приложение к газете “Правда”). [204] Stephen White, Ian McAllister. The Politics of Religion in Postcommunist Russia. “Religion, State and Society”, vol 25, No. 3, Sept. 1997, p.238. [205] Высказывается не лишенное оснований мнение, что электронная церковь — не просто ответвление прежних деноминаций, но совершенно новый институт с иным организационным строением и иными служителями. Говорят даже о новой догматике, соответствующей постиндустриальным требованиям. [206] Цит. по: “Русь Православная”. 1998, Nо.10, с.6. [207] Вехи. М., 1990, с.35. [208] Киммо Каариайнен, Д.Е.Фурман. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности). “Вопросы философии”, 1997, Nо. 6, с.38. [209] “Независимая газета”, 21.04.1998. [210] Ф.М.Достоевский. ПСС, Т. XXIII, Л., 1981, с.189. [211] См. И.В.Подберезский. Россия: из Европы в Азию и обратно. “Восток”, 1991, Nо. 3. с.21-22. [212] К. Леонтьев. Собрание сочинений. Т.8, М., 1912, с.189. [213] В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1, М.,1989, с.102. [214] “Русь Православная”. 1998, Nо.10, с. 3. [215] Цит. по: “Новый мир”. 1995, Nо. 4, с. 184. [216] Этот лозунг, который берут на вооружение нынешние фундаменталисты, представляется им исконно русским, но на самом деле это перевод с немецкого Fur Gott, Kaizer und Vaterland с характерной заменой “Бога” на “веру”, т.е. православие. [217] В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.2, М., 1989, с.458. [218] Е.Б.Рашковский. Современное мiрознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл.Соловьева. “Вопросы философии”, 1997, Nо.6, с.103. [219] В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1989, с. 365. [220] Там же, с. 492. [221] А.И.Солженицын. Россия в обвале. М., 1998, с.173. [222] Там же, с.155. [223] См. Сумский В.В. Триумфы ненасилия и испытания свободой. - “Свободная мысль”, М., 1993, №4, с. 51-54. [224] Рашковский Е.Б. Сатьяграха: революция ненасилия. - “Путь”, М., 1993, №4, с. 153-154. [225] См. Deats R. New Initiatives for Peace. - “Fellowship”, Nyack, NY, vol.65, №3-4, p. 3. [226] См. Øberg J. Reflections on the Future of Nonviolence. — In: Legacy and Future of Nonviolence. New Delhi, 1996, p. 268. [227] О смысловых оттенках термина “сатьяграха” см. подробнее Рашковский Е.Б. Сатьяграха: революция ненасилия, с. 155-156, 158-159. [228] См. Øberg J. Reflections on the Future of Nonviolence, pp. 270-274. [229] Подробнее о принципе ахимсы и его значениях см. Рашковский Е.Б. Сатьяграха: революция любви, с. 159-160. [230] См. Øberg J. Reflections on the Future of Nonviolence, pp. 274, 278-280. [231] См. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven - London, 1968, p. 264; Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999, с. 44-45. Один из разделов упомянутой книги С. Хантингтона посвящен доказательству того, что насилие - непременный спутник не только революций, но и модернизационного процесса вообще (op. cit., pp. 39-59). [232] Barber B. R. Jihad vs. McWorld. How Globalism and Tribalism are Reshaping the World. N.Y., 1995. [233] К этой теме постоянно обращается в своих публикациях А.И. Неклесса. [234] “Речь идет о сегменте населения, жизнь и социальное поведение которого регулируются не государством, не капиталом, не их институтами, не правом, а различными неформальными структурами и группами, прежде всего криминальными и квазикриминальными, агрессивными военными сектами и т. д.... Это Мир аномии. Мир усиливающейся асоциализации... Рядом с Социумом начинает формироваться его тень, его энтропия - Асоциум” (Фурсов А. Колокола истории. - “Рубежи”, М., 1995, № 5, с. 10-11). [235] См. написанную К.Л. Майдаником главу “Мафиозные структуры - суррогат гражданского общества?” в кн. “Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России” (М., 1998, с. 228-256). [236] См. постановку этой проблемы А. Фурсовым (цит. соч., с. 9-10). [237] См. “Введение. Техногенная цивилизация: от культа силы к диалогу и согласию” - текст, написанный В.С. Степиным для коллективной монографии “Ненасилие: философия, этика, политика” (М., 1993, с. 13-18). [238] См. Brittain V. The Rebel Passion. A Short History of Some Pioneer Peace-makers. Nyack, N. Y., 1964, pp. 29-30, 34-44; “IFOR Report”, Alkmaar, November 1984, p. 14. [239] См. Brittain V. The Rebel Passion, pp. 34-37, 51, 85-86, 107-109. [240] См. “IFOR Report”, November 1984, pp. 15-16; Morris A.D. The Origins of the Civil Rights Movement. Black Communities Organizing for Change. N.Y., 1986, pp. 157-166. [241] См. Brittain V. The Rebel Passion, p. 20. [242] См. Houver G. A Non-Violent Lifestyle. Conversations with Jean and Hildegard Goss-Mayr. L., 1989; Marked for Life: An Interview with Hildegard Goss-Mayr. - “Reconciliation International”, Alkmaar, 1988, vol. 3, № 4-5, pp. 3-6. [243] Университет, находящийся в ведении ордена иезуитов. [244] Хосе Рисаль (1861-1896) - основоположник современной филиппинской литературы, “отец нации” и духовный предтеча антиколониальной революции 1896 г. [245] Bernad M.A. An Unusual Bishop with an Unusual Shield - “Philippines Free Press” (PFP), Manila, 13.12.1969, p. 22, 168. [246] Ibid., p. 22. [247] См. Youngblood R.L. Marcos Against the Church. Economic Development and Political Repression in the Philippines. Quezon City, 1993, pp. 102-104. [248] См. “Far Eastern Economic Review”, Hong Kong, 04.11.1973, p. 19; Giordano P.T. Awakening to the Mission. The Philippine Catholic Church 1965-1981. Quezon City, 1988, pp. 51-54, 100-104, 155-160, 198-204. [249] См. Claver F. The Stones Will Cry Out: Grassroots Pastorals. Maryknoll, N. Y., 1978, pp. 124-128, 135-145; Liles W.W. Damming the Chico River: A Decree of Death. - “Diliman Review”, Quezon City, January-March 1979, pp. 32-33; Youngblood R.L. Marcos Against the Church, pp. 105-110. [250] Цит. по Подберезский И.В. Католическая церковь на Филиппинах. М., 1988, с. 178-179. [251] См. Giordano P.T. Awakening to Mission, pp. 27-29, 45-46, 92-95, 144-146, 187-188. [252] См. “Washington Post”, 12.05.1977; Youngblood R.L. Marcos Against the Church, pp. 94-95, 118-121. [253] См. Claver F. The Stones Will Cry Out, pp. 20-22; Giordano P.T. Awakening to the Mission, pp. 201-202. [254] Goss H., Goss J. Confidential: Report on Work in the Philippines, February 7-29, 1984. - Unpublished typewritten text, p. 2. [255] См. Ibid., pp. 1-4; Forest J., Forest N. Four Days in February. The Story of the Nonviolent Overthrough of the Marcos Regime. L., 1988, p. 41. [256] См. Active Non-Violence in Action. Manila, 1987, pp. 43-48. [257] Цит. по Forest J., Forest N. Four Days in February, p. 42. [258] См. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия; Госс-Майер Х. Методология практического ненасилия (с историческими примерами). - В кн.: Этика ненасилия. Материалы международной конференции. М., 1991; Ненасилие: философия, политика, этика. М., 1993, с. 19-26, 77-93; Goss-Mayr H., Goss-Mayr J. The Gospel and the Struggle for Peace. Training Seminar in Evangelical Non-Violence and Methods of Engaging in it. S.l., 1990; Houver G. A Non-Violent Lifestyle; Интервью автора с Хильдегард Госс-Майр, Вена, 20.04.1996. [259] См. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). М., 1994. [260] См. “Alaydangal. AKKAPKA Newsletter”, Manila, 1985, vol. 1, № 1, p. 4; Deats R. The Development of Active Nonviolence in the Philippines. - Unpublished typewritten text, pp. 11-12, 18-19. [261] См. Forest J., Forest N. Four Days in February, pp. 42-45. [262] См. “Alaydangal”, 1985, vol. 1, № 1, p. 2. [263] См. Deats R. The Development of Active Nonviolence in the Philippines, p. 12, 20; Goss-Mayr H., Goss-Mayr J. The Philippine Revolution, Stage Two. - “Reconciliation International”, 1987, vol. 2, № 5, p. 18. [264] См. Deats R. Nationalism and Christianity in the Philippines. Dallas, 1967; Deats R., Gorospe V. R. (eds.). The Filipino in the Seventies: An Ecumenical Perspective. Quezon City, 1973. [265] См. Deats R. The Christian and Revolution. Faith and Non-Violence vs. an Unjust Social Order. - PFP, 04.07.1970, p. 2, 47-50; см. также Deats R. The Christian and Marxism. - PFP, 12.12.1970, p. 26, 129-130. [266] Интервью автора с Ричардом Дитсом, Наяк, штат Нью-Йорк, 15.10.1995; Сиэттл, 28-29.04.1999. [267] См. Deats R. The Development of Active Nonviolence in the Philippines, pp. 11-12. [268] См. Ibid., pp. 11-12, 21-22; Deats R. The Filippines: Islands in Ferment. - “Fellowship”, Nyack, N. Y., June 1985, pp. 3-7. [269] См. Elwood D. Faith Encounters Ideology. Christian Discernment and Social Change. Quezon City, 1985, pp. 189-209, 272-283; Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Part One: Power and Struggle, Boston, 1984; Part Two: The Methods of Nonviolent Action. Boston, 1985; Part Three: The Dynamics of Nonviolent Action. Boston, 1985. [270] См. Quijano de Manila. Tiro al Blanco. The Stages in the Making of a Contemporary Filipino Jesuit. - PFP, 09.05.1970, pp. 3, 54. [271] Интервью автора с Хосе Бланко, Манила, 11.05.1994; см. также Carroll J.J. Philippine NGOs Confront Urban Poverty. - Computer printout, pp. 5-8; Fabros W. The Church and Its Social Involvement in the Philippines, 1930-1972. Quezon City, 1988, pp. 160-161; Quijano de Manila. Tiro al Blanco, p. 54. [272] Sison J.M. (with Werning R.) The Philippine Revolution. The Leader’s View. N. Y., 1989, p. 64; см. также Putzel J. A Captive Land. The Politics of Agrarian Reform in the Philippines. L., 1992, p. 171. Хосе Мария Сисон - основатель маоистской Компартии Филиппин. [273] См. Kiunisala E. R. Questions for the Cardinal. - PFP, 12.04.1969, pp. 4, 69; Carroll J.J. Testing the Limits of Reform. The Jesuit Social Apostolate in the Philippines. - “Intersect”, Quezon City, 1991, vol. 5, № 1, p. 16; Wurfel D. Filipino Politics. Development and Decay. Ithaca - London, 1988, p. 215. [274] Илоканцы - народность, населяющая северо-западные районы острова Лусон. [275] См. “New York Times”, 05.03.1970; Locsin T.L. That “Revolutionary” Talk. - PFP, 14.03.1970, pp. 12, 39-40; Kiunisala E.R. Roots of Discontent. - PFP, pp. 8, 56; Quijano de Manila. Tiro al Blanco, p. 54; Excepts from the Marcos Diaries. - “Smart File” (Animal Farm Series 008 & 009), Metro Manila, 1993, pp. 40-41; Rempel W.C. Delusions of a Dictator. The Mind of Marcos as Revealed in His Secret Diaries. Boston, 1993, pp. 62-63. [276] См. “New York Times”, 25.08.1974, 27.08.1974; Youngblood R.L. Marcos Against the Church, pp. 126-127. [277] Интервью автора с Ромео Интенганом, Кэсон-сити, 17.08.1990; ТАСС, Бюллетень периодической информации (БПИ) № 65, 02.04.1981, с. 38; Deats R. The Development of Active Nonviolence in the Philippines, p. 19; Giordano P.T. Awakening to the Mission, pp. 174-175, 223-229. [278] См. Blanco J.C. Active Non-Violence. - The “Miracle” of the Philippine Revolution. Interdisciplinary Reflections. A Symposium Organized by the Loyola School of Theology. Manila, 1986, p. 91; Deats R. The Development of Active Nonviolence in the Philippines, p. 17. [279] См. Blanco J.C. Darkness to Dawn. Collected Writings, 1983-1986. S. l., 1987, pp. 5-14. [280] См. Blanco J.C. Active Non-Violence, pp. 91-92. [281] См. Blanco J.C. Darkness to Dawn, pp. 21-24, 33-58, 62-66. [282] См. Gorospe V.R. The New Christian Morality and the Filipino. - The Filipino in the Seventies, pp. 314-320. [283] Рашковский Е.Б. Сатьяграха: революция ненасилия. - “Путь”, М., 1993, № 4, с. 165. [284] Там же. [285] См. “Veritas”, Quezon City, 29.04-05.05.1984, p. 8; Blanco J.C. Active Non-Violence, p. 92. [286] Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991, с. 64. [287] Quijano de Manila. Tiro al Blanco, p. 54. [288] Ibid., p. 2-3. [289] Blanco J.C. Darkness to Dawn, p. 23. [290] Salanga A.N., Pacheco E. (eds.). Versus. Philippine Protest Poetry, 1983-1986. Quezon City, 1986, p. 1; см. также Salanga A.N. (ed.). Writings in Protest 1972-1985. Quezon City, 1993; “Asiaweek”, Hong Kong, 24.02.1984, pp. 52-53; “Veritas”, 23.12.1984, p. 25. [291] Андрес Бонифасио (1863-1897) — предводитель вооруженного восстания в окрестностях Манилы, с которого началась революция 1896 г., национальный герой Филиппин. [292] См. “Veritas”, 23.12.1984, p. 25; Stuart Santiago A. Duet for EDSA. 1986: Chronology of a Revolution. Manila, 1995, p. 85. [293] См. Joaquin N. Cave and Shadows. Metro Manila, 1983; Sionil Jose F. Mass. A Novel. Manila, 1983; Хоакин Н. Избранное. М., 1988. [294] См. “Asiaweek”, 26.04.1985, pp. 24-25; “International Herald Tribune” (IHT), Paris, 19.03.1986. [295] См. IHT, 05.03.1986. [296] См. Fernandez D.G. Philippine Political Theater in the Marcos Era: Worlds Concentric: A Reading of Buwan At Baril. - Paper presented at the First European Conference on Philippine Studies, Amsterdam, April 22-25, 1991. [297] См. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969, с. 475-480; Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1989, с. 248-256; Fischer L. Gandhi. His Life and Message for the World. N. Y., 1954, pp. 107-124. [298] См. “Veritas”, 23.12.1984, p. 25; Tanseco R.M. Disturbing Options. In Quest of a Filipino Political Spirituality. Quezon City, 1992. [299] См. “Veritas”, 23.12.1984, pp. 25-26. [300] Ibid., p. 25. [301] См. Ганди М.К. Моя жизнь, с. 475-480; Роллан Р. Махатма Ганди. Ленинград, 1924, с. 27-28, 31-33.
|