Студопедия — КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ






В виде вступления к моему докладу я бы хотел пояснить термин “коллективное” в сочетании слов “коллективное управление”.

Это термин, широко используемый в законодательных текстах Европейского Сообщества для обозначения типа управления правами авторов и владельцев смежных прав самими держателями этих прав.

Сфера значения этого термина чисто экономическая и административная и не несет никакой идеологической нагрузки. Это тип управления, используемый обществами прав интеллектуальной собственности, который близок типу управления на кооперативной основе.

Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года содержит раздел, озаглавленный “Коллективное управление имущественными правами”, который отражает тот же тип управления имущественными правами, составляющими собственный имущественный фонд автора, наряду с личным и неимущественным правом автора, не участвующим в товарно-денежном обмене.

Как вам известно, обладатель авторского права или смежных прав признается законом.

Закон признает наличие у обладателя авторского права и смежных прав личных и имущественных признаков.

Действительно, индивидуальное и обобщенное использование этих прав встречается все реже, и появление лица, уполномоченного правообладателем для этой цели, является все более частым и распространенным явлением как в области авторского права, так и в области смежных прав.

Действительно, в некоторых категориях управления авторы и исполнители быстро заметили, что они или не обладают знаниями, опытом и специальными профессиональными навыками, или не имеют достаточно технических и административных возможностей для того, чтобы держать под контролем свои произведения или выступления, так как появление все более современных технических средств распространения не избежно делает практическое управление своими произведениями недоступным в индивидуальном порядке.

По этим причинам неудивительно, что правообладатели:

• с одной стороны, переуступают эту деятельность агентам хозяйственно-коммерческой сферы, таким как издатели литературных и музыкальных произведений, публикаторы, директора театров, а также продюсеры фонограмм, кинофильмов и аудиовизуальной продукции;

• с другой стороны, объединяются между собой с тем, чтобы создать или вступить в организации коллективного управления, или называемые по-другому “организации профессионального управления”, которые обладают материальными средствами и кадрами, достаточными для обеспечения управления и контроля их прав посредством передачи прав или предоставления полномочий.

Организации управления на коллективной основе не представляют собой новое явление. Первое общество такого типа было основано во Франции в 1777 году Бомарше в виде Главного Агентства. Это было Общество авторов художественных произведений (SACD). Второе общество было основано Бальзаком и Виктором Гюго в 1837 году. Это было Общество литераторов (SGDL). И, наконец, в 1850 году было учреждено Общество авторов, композиторов и издателей музыкальных произведений (SАСЕМ).

Среди всех этих объединений быстрее всех начали процветать организации управления музыкальными репертуарами. И это легко объяснимо. Если в прошлом веке автор или театральный агент еще мог держать под контролем театральные представления, то композиторы не могли претендовать на эффективный надзор за исполнением их сочинений во всех концертных залах, кафе, ресторанах, танцевальных залах и на балах.

Франция недолго оставалась единственной страной, где существовали эти объединения. В прошлом веке сеть обществ распространилась в Германии, Англии, Италии и, затем, в остальной части Европы.

На сегодняшний день GESАС объединяет 160 авторских обществ. С момента последнего мирового конфликта появились, сначала в виде синдикатов, затем организаций коллективного управления, общества, объединяющие артистов исполнителей музыкальных произведений, число которых продолжает увеличиваться. Эти новые организации объединяются в международные федерации.

Сегодня такое явление стало социальным фактом и представляет собой важный фактор экономической и культурной жизни стран с демократическим развитым строем или стран, идущим по пути развития. Благодаря гибкости функционирования и разнообразию представленных социальных структур эти общества могут приспосабливаться к потребностям владельцев прав интеллектуальной собственности и технологической эволюции новых средств распространения.

Три части доклада будут посвящены следующим темам:

• Причины, позволившие и позволяющие системе коллективного управления получить признание.

• Типичная организационная структура таких организаций коллективного управления.

• Анализ различных типов организаций коллективного управления.

1. ПРИЧИНЫ, ПОЗВОЛИВШИЕ И ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ

Причина того, что рассматриваемая система получила признание, заключается в том, что она отвечает общим запросам держателей прав интеллектуальной собственности и смежных прав, запросам пользователей различных репертуаров и требованиям государственных органов власти, в достаточной степени уравновешивая как частные, так и общественные интересы разных сторон.

Затруднения, которые в прошлом веке заставили объединиться авторов и композиторов музыкальных произведений, хорошо известны в конце нашего века всем правообладателям различных репертуаров в условиях технического прогресса новых средств распространения.

1. Необходимость для правообладателей

I. Постоянные причины

а) большое число потенциальных пользователей

• Право на публичное исполнение, а также право на воспроизведение путем механической записи

• Пиратство

• Невозможность успеть везде

б) экономическая слабость

• Переговоры / подача исков в судебные инстанции / расходы

в) сложное и дорогостоящее управление

• Разрешение

• Сбор вознаграждений

• Одновременные различные множественные распространения

г) интернационализация распространения

д) Бернская конвенция

• “Национальный режим” — если автор, являющийся гражданином другой страны, пользуется такими же правами защиты во всех странах Бернского союза, как и гражданин одной из этих стран.

1.2. Новые технические методы распространения и новые права

• Фонограммы Артисты-исполнители и продюсеры

• Аудиовизуальная продукция

• Кабельное вещание АGICOA

• Частные копии

• Репродуцирование (тиражирование)

• Спутниковые средства связи

• Передача в прокат/аренда

• Мультимедиа

• Программные обеспечения

Закон РФ от 1993 года учитывает все эти новые технологические средства распространения.

2. Необходимо для распространителей — пользователей

2.1. В общем случае

• Простой и законный доступ к достаточно широкому репертуару (международному и/или национальному), в противном случае очень усложненные поиски правопреемников.

• Гражданско-правовая обеспеченность: ТВ — кабельное вещание -спутниковая передача.

• Отсутствие дискриминации между пользователями в силу правил ограничения конкуренции.

• Установление общей системы тарификации для широкой публики в результате переговоров с правомочными организациями.

• Сниженные расходы по переговорам и управлению. Закон РФ от 1993 года рассматривает эти функции в статьях 45.3 и 46.3.

2.2. Новые технологии

• Повышение сложности по причине выхода на международный уровень.

• Разнообразие репертуаров.

• Увеличение числа обладателей прав (авторы, продюсеры, артисты).

• Организации управления на коллективной основе являются банками данных относительно произведений и владельцев прав.

3. Национальные и международные органы власти

3.1. Признание роли организаций коллективного управления национальными и международными законодательными системами

а) в национальном плане

• Смежные права

• Частные копии

• Тиражирование

б) в международном плане

• Европейские директивы

• 1992 год: сдача в прокат и аренда

Рекомендуется система коллективного управления.

• 1993 год: передача через спутник / кабельное вещание

Для передачи через спутник система коллективного управления является обязательной.

3.2. Позволить органам государственной власти избежать недобровольного предоставления лицензий на использование права

• Не пользуется популярностью среди обладателей прав.

• Не обосновано в условиях свободных рыночных отношений с угрозой дискриминации в пользу капиталистических интересов.

• Организация управления на коллективной основе = добровольная договорная лицензия.

3.3. Взамен этого создание систем обеспечения поддержки

• Разрешения на осуществление деятельности обществ авторов.

• Надзор за управлением, осуществляемым авторскими организациями, со стороны Министерства.

• Система посредничества в случае конфликтов с пользователями.

• Находится под юрисдикцией по делам о конкуренции. Статьи 85 и 86 Римского договора. Однако результат творчества не равен просто продукту.

• Расширение рамок контракта и его распространение на не членов организации.

Следует упомянуть, что если российский закон позволяет организациям коллективного управления действовать в пользу не членов, то в соответствии с этим законом на них не распространяются положения в отношении ограничения конкуренции.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В этом разделе мы последовательно рассмотрим следующие вопросы: первая часть будет посвящена организационно-правовой форме обществ управления на коллективной основе в том виде, в каком оно существует в большинстве стран с демократическим режимом. Во второй части будет рассмотрена деятельность этих обществ с целью выполнения функций, доверенных членами этих организаций, в рамках рыночной экономики и законодательной системы, ориентированной на защиту прав всех граждан.

2.1. Организационно-правовая форма организаций коллективного управления имущественными правами или профессионального контроля

В общем случае организации управления имущественными правами на коллективной основе учреждаются законодательными органами власти государств-членов Европейского Союза в качестве структур, не преследующих коммерческие цели и не извлекающих коммерческую выгоду из осуществляемой ими деятельности. По этой причине большинство организаций коллективного управления выступает в виде юридических лиц гражданского права (ассоциации в странах, где эта форма организации обществ не существует). Закон РФ от 1993 года делает это правило императивным.

Хотя гражданские общества обладают компетенцией для осуществления хозяйственной деятельности, большинство законодательных систем подразумевает, что контракты, заключенные гражданскими обществами авторов, являются гражданско-правовыми сделками. Именно по этой причине органы законодательной власти диктуют правило, в соответствии с которым членами вышеуказанных организаций должны быть авторы, артисты-исполнители, режиссеры-постановщики, продюсеры фонограмм или видеозаписей, издатели, публикаторы или их правопреемники, для того, чтобы устранить из этой сферы обычных инвеститоров, изыскивающих возможности для действий спекулятивного характера.

Кроме компетентности судебных органов в области общественного нрава, гражданско-правовой характер этих авторских организаций не поз воляет применить к ним правила налогообложения, существующие для коммерсантов, а также нормы и правила коммерческого законодательства.

Эти общества являются владельцами авторских и смежных прав их членов либо путем передачи прав, либо путем наделения полномочиями.

Понятие передачи прав означает юридическое действие, посредством которого члены вышеуказанных организаций доверяют этим организациям управление их имущественными правами и наделяют их правом участвовать в распределении собранных сумм. В обмен на передачу прав, члены организации получают не часть выручки, как это имеет место в обществах коммерческого типа, а сумму, как можно более близкую к той сумме, которую они должны были бы получить, если бы могли обеспечить в индивидуальном порядке использование своих произведений или осуществление исполнений.

Предоставление прав интеллектуальной собственности организациям коллективного управления может также производиться с помощью доверенности, предоставляющей исключительное право осуществления определенных операций, выдаваемой членом организации с тем, чтобы она занималась управлением правами, остающимися в собственности членов организации.

Как указано в вышеупомянутом случае, доверитель после вычета отчислений, предусмотренных уставом, получит доход, полученный в результате использования произведения или исполнения. Закон РФ от 1993 года рекомендует этот тип организации.

Правопреемник, то есть организация коллективного управления, будет использовать уступленное произведение не для своей собственной выгоды, а в интересах уступившего лица, которое выражает свое согласие на передачу только при условии, что организация коллективного управления получает и передает этому лицу вознаграждения, полученные при использовании его произведения.

Особенности организаций коллективного управления имущественными правами в общем случае заслуживают того, чтобы общепринятые правила, установленные для обществ, были приспособлены к их специфичности для обеспечения их нормальной деятельности.

Эти общества организованы согласно общим правилам, существующим для обществ, управляемых на демократической основе, тем более что законодательные органы власти признают положительное значение этих организаций для жизни общества.

Общества должны быть доступными для всех владельцев прав, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Это четко предусматривается законом РФ от 1993 года.

Предмет деятельности общества должен быть установлен таким образом, чтобы не противопоставлять интересы его членов: избегать принятия в члены владельцев прав и пользователей этих владельцев прав; право голосования всех членов общества при назначении на ответственные должности; регулярное проведение общего собрания; участие всех членов в общем собрании; избрание правления общества и профессиональных комиссий; избрание бюро; выборы Президента.

Закон должен уточнить состав и функционирование руководящих органов обществ коллективного управления правами.

2.2. Функционирование организаций управления правами на коллективной основе

Эта глава касается в равной степени всех обществ гражданского типа, но организации коллективного управления правами интеллектуальной собственности относятся к специальной категории.

2.2.1. Отношения с членами организации

а) Участие в общем собрании

Все члены общества должны быть в состоянии участвовать в общем собрании.

• Повестка для участия в общем собрании.

Принимая во внимание большое число членов организации коллективного управления и в противоположность другим обществам, эти организации имеют право созывать своих членов с помощью объявления, опубликованного с определенным запасом времени до даты проведения собрания, в газетах, распространяемых в общенациональном масштабе и уполномоченных размещать законные объявления такого рода. Для обществ было бы слишком тяжелой и дорогостоящей задачей созывать своих членов, число которых часто достигает нескольких десятков тысяч, заказной корреспонденцией.

• Проведение общего собрания

На заседании общего собрания правление через своего президента представляет отчет о своей деятельности за отчетный годовой период, после чего собрание голосует за принятие или неодобрение этого отчета. Правление также избирается на общем собрании.

Для того чтобы учитывать профессиональные особенности некоторых членов организации по сравнению с новыми ее членами, произведения которых мало используются, некоторые законодательные системы допускают принятие большего или меньшего числа голосов в зависимости от профессиональных критериев. Эти положения характерны для авторских обществ во Франции.

б) Информирование членов организации

Законодательной властью часто предусматривается, что каждый член организации имеет право в установленных условиях получить доступ к информации о деятельности организации, осуществляемой в интересах ее членов, а именно: годовым расчетам, отчетам и т.д. Это четко предусматривается законом РФ.

в) Бухгалтер-ревизор

В то время как гражданские общества не обязаны иметь бухгалтера-ревизора, законодательствами некоторых государств для обеспечения защиты интересов членов организации, а также пользователей, предусмотрено назначение бухгалтера-ревизора, как это обычно делается в случае коммерческих организаций. Бухгалтер-ревизор осуществляет свои функции путем выполнения своих обычных профессиональных обязанностей.

2.2.2. Отношения с иностранными государствами

Во всех странах современного демократического и экономического режима существуют общества авторов с ограниченной компетенцией, включающей одну категорию репертуара (музыкальный, театральный, аудиовизуальный, визуальные формы искусства), или распространяющейся на несколько категорий.

Компетенция этих организаций является национальной. Однако распространение литературных и художественных произведений производится в международном масштабе и не задерживается государственными границами.

Организации авторов и артистов-исполнителей должны были предпринять действия для собственной защиты и осуществления представительства каждой категории творческой деятельности. Они заключили между собой договоры о взаимном представительстве согласно одной модели, установленной для авторов произведений организацией С18АС (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов).

Каждая организация является участником нескольких десятков договоров о соответствующих представительских функциях.

Таким образом, она может предпринять действия и оказать защиту членам иностранных организаций, как она это делает для своих собственных членов. И каждый автор-член национальной организации может, таким образом, рассчитывать на защиту своих интересов за границей и получать вознаграждение за использование объекта своего права в случае воспроизведения (репродуцирования) или распространения своего произведения в других странах, Такая организация, действующая на договорной основе в международном масштабе, участвует в эффективной реализации главного принципа Бернской конвенции: национальный правоохранный режим распространяется на всех авторов, которые являются гражданами одной из стран-участниц Бернской конвенции.

2.2.3. Взаимоотношения с пользователями

а) Контракты с пользователями;

б) информирование пользователей;

в) гражданско-правовая защита прав;

г) присяжные агенты организаций коллективного управления;

д) полномочие организации подавать иск в судебные инстанции от имени своих членов.

Закон РФ от 1993 года содержит положения, регулирующие эту область, не наделяет инспекторов организаций коллективного управления правами присяжных агентов.

2.3 Взаимоотношения с органами государственной власти

Государство оценило необходимость защиты интересов авторов и артистов-исполнителей и обеспечения им возможности существования за счет результатов их профессиональной деятельности в сфере культуры в мире, в котором доминирующее значение все больше принадлежит новым технологиям.

Государство сознает общественно важную роль, выполняемую организациями коллективного управления. По этой причине законодательные органы власти предусматривают в новых областях приложения прав интеллектуальной собственности императивное участие организаций управления правами на коллективной основе в отношениях между пользователем и обладателем прав интеллектуальной собственности.

Так было и в случае принятия директив ЕЭС в таких областях, как право предоставления в прокат и аренды (1992 г.), передача средствами спутниковой связи и передача по кабелю (1993 г.), авторско-правовая охрана баз данных (1996 г.) и проекты права следования и информационного общества.

Законодательные системы государств-членов, которые приняли эти директивы, включают, как следствие, определенное обеспечение поддержки организаций коллективного управления правами, предусматривая условия учреждения, управления и функционирования.

Эти условия подтверждаются уведомлением о согласии, а их выполнение констатируется периодическим сбором информации и проведением контроля. Эти функции обеспечиваются государственными учреждениями: судебными инстанциями, министерствами, институтами. Таким образом, государство может освободить себя от прямого управления правами интеллектуальной собственности, что в некоторых случаях могло бы создать возможность ограничения свободы слова, и предоставить правообладателям и правопреемникам объективный контроль для создания для них определенной безопасности при отсутствии злоупотребления доминирующих ситуаций и в условиях транспарантности финансового законодательства этих общественно полезных организаций.

3. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Эта классификация может быть сделана на основании следующих точек зрения:

Степени партнерских отношений

Степени свободы, предоставленной членам организации, относительно сохранения сферы индивидуального управления

Определение объема деятельности организации управления правами на коллективной основе

Свободы принятия участия в отношениях с пользователями.

3.1. С точки зрения коллективизации

3.1. 1. Коллективное представительство

- Разрешение на основе индивидуального подхода (система категории театрального репертуара): расспросить о драматическом произведении автора, который устанавливает свои конкретные условия = эксклюзивность.

- а также система воспроизведения или визуальные виды искусства = прямое распространение.

Коллективное представление позволяет в рамках организации обеспечить индивидуальный подход в отношении управления правами, но Увеличивает стоимость реализации управления.

3.1.2. Полное управление правами (музыкальная сфера)

- Полная заранее обговоренная лицензия на весь репертуар.

- Распределение объема между правообладателями согласно системе кассы или программы.

3.1.3. Коллективная зашита прав (артисты-исполнители — переводчики - частные копии)

- Общая лицензия (равнозначное вознаграждение).

- Распределение не между отдельными владельцами использованных прав, а между всей массой членов организации.

3.2. С точки зрения свободы выбора среди правопреемников между формами индивидуального и коллективного управления (передача прав - наделение полномочиями)

3.2.1. Правообладатели могут свободно выбрать вступать или нет в организацию коллективного управления правами, хотя они практически не имеют другого выбора (Франция — SАСЕМ / SАСD - Представительские права).

3.2.2. Обязательное коллективное управление, предписанное законом: частные копии, репродуцирование, передача по кабелю.

3.2.3. Закон определяет единственную уполномоченную организацию (узаконенная монополия).

3.3. С точки зрения положения бенефициариев коллективного управления

3.3.1. Организация коллективного управления занимается только правами своих членов, а также правами иностранных организаций коллективного управления, которые предоставили им полномочия представления своих интересов на территории компетенции первой организации.

3.3.2. Законодательная власть может разрешить не членам организации обратиться к организации, чтобы получить причитающееся вознаграждение

- обширное коллективное управление как обязательное, так и не обязательное (Директива 1993 года в отношении спутниковой связи)

- коллективное управление не обязательное. Это предусматривается законом РФ от 1993 г.

3.3.3. Обширное коллективное управление без возможности отказа (вне организации невозможно заявить о своих правах в индивидуальном порядке).

Директива спутник — кабель /частная копия / репрография

3.4. С точки зрения свободы для общества коллективного управления устанавливать условия выдачи разрешений пользователям.

3.4.1. Свободные переговоры. Разрешение конфликта в гражданском суде.

3.4.2. Установление условий переговоров между организациями коллективного управления и организациями, представляющими пользователей:

• при необходимости утверждения органами государственной власти;

• в случае разногласий вмешательство специального суда по вопросам авторского права, который устанавливает условия.

3.4.3. Шкала ставок и условия установлены нормами закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На заре нового века в период развития новых технологий связи, направленных на то, чтобы создать всемирное общество моментальной передачи информации, можно подумать, что система управления правами на коллективной основе, зародившаяся 150 лет тому назад, изжила себя во Франции. При этом забывают, что она появилась в рамках опережающего законодательства для обеспечения условий распространения в международном масштабе музыкальных произведений, которые играют роль единственного международного языка немедленного взаимопонимания.

Поэтому логично и закономерно, что распространение этой характеристики на все сферы литературы, художественного творчества и информатики было связано с необходимостью системы защиты прав, сбора вознаграждений и их распределения между владельцами прав, оправдавшей себя за многие десятилетия, обеспечивая те же функции и принося те же удовлетворительные результаты.

Если вернуться к началу моего доклада, можно увидеть, что причины рождения и становления системы коллективного управления те же самые, а ее укрепленная надежность делает ее необходимой в условиях современного информационного общества 21-го века, для того, чтобы поддержать и сохранить сферу культуры во всем своем разнообразии при соблюдении уважения к ее создателям и творцам.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия