О Божественном провидении
1. Бог, благой Создатель всего(1), в Своей безграничной силе и мудрости(2) поддерживает, направляет, распоряжается и управляет(3) всем материальным миром и всеми тварями от самых великих до самых малых(4) посредством Своего премудрого и святого провидения(5), достигая той цели, для которой они были сотворены(6), в соответствии с Его безошибочным предвидением (предузнанием) и свободным, неизменным изволением Его собственной воли(7), к похвале славы Его мудрости, силы, справедливости, безграничной доброты и милости(8). 1) Быт.1:31; 2:18; Пс.118:68. 2) Пс.144:11; Прит.3:19; Пс.65:7. 3) Евр.1:3; Ис.46:10-11; Дан.4:31-32; Пс.134:6; Деян.17:25-28; Иов 38-41. 4) Мтф.10:29-31. 5) Прит.15:3; Пс.103:24; 144:17. 6) Кол.1:16-17; Деян.17:24-28. 7) Пс.32:10-11; Еф.1:11. 8) Ис.63:14; Еф.3:10; Рим.9:17; Быт.45:7; Пс.144:7. 2. Хотя в соответствии с предвидением и постановлением Бога, являющегося первопричиной, все сбывается неизменно и безошибочно, так что ничего не происходит случайно или вне Его провидения(1), однако посредством того же провидения Он предопределяет всем событиям происходить в соответствии с природой вторичных причин, следуя необходимости, свободно или же в зависимости от условий(2). 1) Деян.2:23; Пр.16:33. 2) Быт.8:22; Иер.31:35; Исх.21:13; Втор.19:5; Ис.10:6-7; Лук.13:3,5; Деян.27:31; Мтф.5:20-21; Фил.1:19; Прит.20:18; Лук.14:25 и далее; Прит.21:31; 3 Цар.22:28,34; Руфь 2:3. 3. Бог в Своем обычном провидении использует разные средства(1), однако Он свободен действовать и без них(2), выше их(3), и вопреки им(4), по Своему желанию. 1) Деян.27:22,31,44; Ис.55:10-11; Осия 2:21-22. 2) Осия 1:7; Лук.1:34-35. 3) Рим.4:19-21. 4) Исх.3:2-3; 4 Цар.6:6; Дан.3:27. 4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и безграничная доброта Бога настолько глубоко проявляются в Его провидении, что Его определенный план охватывает даже первое падение и все другие греховные деяния как ангелов, так и людей(1), которые происходят не из-за простого попустительства, и которые Он также премудро и всесильно ограничивает, предопределяет и обусловливает в многоразличной милости для достижения Своих самых святых целей(2). Однако же греховность дел происходит только от самих творений, а не от Бога, Который, будучи самым святым и праведным, не является и не может быть ни виновником (автором) греха, ни тем, кто одобряет грех(3). 1) Рим.11:32-34; 2 Цар.24:1; 1 Пар.21:1; 3 Цар.22:22-23; 2 Цар.16:10; Деян.2:23; 4:27-28. 2) Деян.14:16; 4 Цар.19:28; Быт.50:20; Ис.10:6,7,12. 3) Иак.1:13,14,17; 1 Ин.2:16; Пс.49:21. 5. Премудрый, праведный и милостивый Бог нередко подвергает на время Своих детей разнообразным искушениям и допускает развращенность в их собственных сердцах, чтобы подвергнуть их наказанию за их прошлые грехи или же показать им скрытую силу развращенности и лживость их сердец. Этим Он побуждает их к смирению для их же поддержки, к более полной и постоянной зависимости от Него, чтобы сделать их более бдительными в отношении всех будущих проявлений греха, а также для других праведных и святых целей(1). Поэтому все, что бы ни случилось с любым из Его избранных, происходит согласно Его определению, для Его славы и для их пользы(2). 1) 2 Пар.32:25,26,31; 2 Цар.24:1; Лук.22:34-35; Марк.14:66 и далее; Ин.21:15-17. 2) Рим.8:28. 6. Что касается нечестивых и безбожных людей, то Бог, как праведный Судья, за совершенный ими грех ослепляет и ожесточает их(1). Он не только удерживает от них Свою благодать, посредством которой они могли бы быть просвещены в своем разуме, и которая могла бы работать над их сердцами(2), но иногда Он даже забирает у них те дары, которые они имели(3), и оставляет их незащищенными по отношению к их развращенности, ведущей их ко греху(4). К тому же Он их предает их же собственным похотям, искушениям этого мира и власти сатаны(5). Поэтому происходит так, что они ожесточаются при тех обстоятельствах, которые Бог использует для смягчения других людей(6). 1) Рим.1:24-26,28; 11:7-8. 2) Втор.29:4. 3) Мтф.13:12; 25:29. 4) Втор.2:30; 4 Цар.8:12-13. 5) Пс.80:12-13; 2 Фесс.2:10-12. 6) Исх.7:3; 8:15,32; 2 Кор.2:15-16; Ис.6:9-10; 8:14; 1 Петр.2:7; Деян.28:26-27; Ин.12:39-40. 7. Как провидение Божие обращено ко всем творениям вообще, так оно намного более и особым образом обращено к Его церкви и управляет всем для ее блага(1). 1) Прит.2:7-8; Ис.43:3-5,14; Амос 9:8-9; Рим.8:28; Еф.1:11,22; 3:10-11, 21; 1 Тим.4:10.
|