Незаконный характер.
Во-первых, приватизация началась без общенародного референдума (опроса, имеющего силу закона); Во-вторых, согласно закону РФ о приватизации, право граждан на участие в приватизации должно было оформляться в виде именных приватизационных чеков и этим гарантировалось присвоение каждым участников своей доли общенародного имущества. Вместо этого были выпущены ваучеры – анонимные приватизационные чеки, позволившие мгновенно перераспределить госсобственность и сконцентрировать ее в руках преимущественно получателей нетрудовых доходов. Например, цена 324 крупнейших заводов в среднем составила менее 4 млн. долл. за 1 предприятие. Так, «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3 млн. 700 тыс. долл. Для сравнения средняя хлебопекарня в Европе стоит около 2 млн. долл. Далее – залоговые аукционы, на которых были проданы основные нефтяные компании по мизерным ценам за 4% от реальной стоимости. 2. Ускоренный характер. За 3,5 года (с 1992 г. по май 1995 г.) было приватизировано почти 50% предприятий. Для сравнения: за 10 лет (1979-1088 гг.) в Великобритании госсектор, составлявший около 11% национальной экономики, сократился всего лишь на 4%. При этом необходимо учитывать различные стартовые условия, в которых осуществлялась приватизация: в России – отсутствие опыта практических рыночных отношений, в Великобритании – многовековое господство частной капиталистической собственности. 3. Номенклатурный характер. Преимущественными правами приватизации обладали руководящие работники предприятий.
Этими особенностями обусловлены основные социально-экономические последствия приватизации: 1) Низкая экономическая эффективность приватизированных предприятий. 2) Дробление крупных производственных комплексов, разрыв технологических цепей. 3) Разрыв сложившихся хозяйственных связей между предприятиями смежниками (поставщиками и потребителями). 4) Нарушение социальной справедливости. Общенародную собственность присвоили 5-7% населения, не вложив собственных трудовых усилий. 5) Осложнение проблемы дефицита государственного бюджета. 6) Стимулирование финансовой спекуляции – перепродажи ценных бумаг (ваучеров, акций инвестиционных фондов и т.п.) и недвижимости без роста производительного капитала, отток инвестиций в сферу обращения. 7) Стимулирование инфляционных тенденций. Ваучеры не обладали реальной стоимостью. 8) Рост зависимости национальной экономики от иностранного капитала. Инвестиционный спрос на приватизируемые предприятия предъявляли преимущественно иностранные компании, в т.ч. через подставные фирмы, а также российские банки, представлявшие иностранные интересы. 9) Криминализация экономики, прежде всего незаконные методы перераспределения собственности, рост взяточничества, коррумпированности государственного аппарата. Приватизация в России имеет следующие существенные социально-экономические результаты: 1.полное отчуждение работников от государственной собственности; 2.деиндустриализация российской экономики, выразившаяся в разрушении ранее конкурентоспособных отраслей и утяжелении структуры национальной экономики за счет гипертрофированного развития добывающей промышленности и первичной переработки сырья.
Частная собственность может быть инструментом структурной перестройки экономики, но только в том случае, если она возникает естественным путем и дополняет, а не вытесняет другие необходимые формы собственности. В противном случае частная собственность не может выполнить какие-либо общественно полезные функции. В этой связи, в нашей стране, начиная с 2000-х годов, наблюдается расширение государственной собственности. Сначала в энергетическом секторе. Покупка Сибнефти и Юганскнефтегаза. Доля государства в Газпроме была доведена до контрольного пакета. Сургутнефтегаз. Процессы укрепления позиций госкорпораций осуществлялись в банковской сфере. Недавно сформированы холдинги в высокотехнологичных отраслях, например, холдинг в авиастроении «ОАК» с сильными позициями государства. Эти процессы можно обозначить корпоративной национализацией. Вмешательство государство в распределение собственности – это реакция на слабость национального капитала, который оказался не готов инвестировать в национальную экономику в долгосрочной перспективе и даже на определенном этапе, начиная с 2003 года, российская буржуазия не вся, но предпочла выйти из бизнеса, обезопасить полученный капитал через оффшорный механизм. Это также и показатель слабости самого государства, которое опасается, что не сможет обеспечить суверенитет над национальным производством. Зависимость от иностранного капитала растет. В последнее время вопрос об эффективности госкорпораций поднимается с особой остротой, вызывает горячие споры.
Эволюция форм капиталистической собственности: A. В 17-19 вв. господствует индивидуальная капиталистическая собственность. Субъект – единоличный капиталист. Соединение в одном лице права собственности и экономических функций собственности (организация производственного процесса, распределение продукта, накопление капитала). b. В последней трети 19 в. устанавливается господство акционерной собственности. Наряду с реальным капиталом, представленным в виде средств производства, появляется новая форма капитала – фиктивный капитал, в виде ценных бумаг, которые сами по себе стоимости не имеют, но имеют рыночную цену. Т.о. возникает новый объект собственности. Изменения в субъектах акционерной собственности: -появление коллективного капиталиста в лице верхушки акционерного общества;
|