Студопедия — КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения 2 страница






Но введение её должно идти с осторожностью. Уже при Столыпине были строгие ограничения, чтобы земля попадала именно в руки крестьян-земледель­цев, а не крупных спекулянтов или на подставные имена, через «акционерные общества». А сегодня искоренено наше крестьянское сословие, вымерло; и больше развязанной ловкости у анонимных спеку­лянтов из теневой экономики, уже накопивших пер­вичные капиталы; и нынешняя подкупная админи­страция не способна на чёткий контроль, — сегодня, под маркой же «акционерных обществ», «организа­ций», «кооперативов», могли бы скупать едва ли не латифундии и затем сажать арендаторов уже от себя. (Не говоря уже о покупке земли иностранцами.) Такие покупки во всяком случае не должны быть допу­щены. Если земля окажется расхватана крупными владельцами — это сильно стеснит жизнь остальных. (Да и не можем мы такое допустить в предвидении близкого перенаселения всей планеты, тогда и нашей страны.)

Покупка земли должка производиться со льготами многолетней рассрочки, и в налогах тоже. Ограниче­ние земельного участка предельными (для данной местности) размерами — само по себе никак не стес­няет трудового смысла и трудовой свободы. Напро­тив: усилия каждого хозяина будут направлены не на широту владения, а на улучшение обработки, ин­тенсивность методов. Что наши люди могут при этом — и в самых изнудительно-враждебных стесне­ниях от власти — творить чудеса, уже показано на крохотных приусадебных клочках, кормивших стра­ну при дутой колхозной системе.

Ограничение размеров оставляет земельные резер­вы для раздачи малых участков земли — и рабочим, желающим иметь свой огородный урожай, и горожа­нам, ищущим отдушину от закупоренной жизни. И эта раздача — должна быть бесплатной (только бы обрабатывали!); этот же размер входил бы бесплат­ной частью и земледельцам, покупающим землю.

И для всех них — земля должна найтись.

ХОЗЯЙСТВО
Столыпин говорил: нельзя создать правового госу­дарства, не имея прежде независимого гражданина: социальный порядок первичней и раньше всяких по­литических программ.

А — независимого гражданина не может быть без частной собственности.

За 70 лет в наши мозги втравили бояться собствен­ности и чураться наёмного труда как нечистой си­лы — это большая победа Идеологии над нашей че­ловеческой сущностью. (Как и весь облик западной экономики внедряли в наши мозги карикатурно.)

Но обладание умеренной собственностью, не подав­ляющей других, — входит в понятие личности, даёт ей устояние. А добросовестно выполненный и спра­ведливо оплаченный наёмный труд — есть форма вза­имопомощи людей и ведёт к доброжелательности между ними.

И зачем нам ещё цепляться за централизованную холостую, идеологически «регулируемую» экономи­ку, приведшую всю страну к нищете? — только что­бы содержать паразитический аппарат, иначе ему не останется и последнего оправдания?

Конечно, тот удар, который испытают миллионы неготовых непривычных людей от перехода к рыноч­ной экономике, должен быть предельно смягчен. К счастью (к несчастью!) у нас есть для этого тот мно­го-многомиллиардный валютный отток бюджета, только что перечислено, на что мы его распропащаем.

Скоро шесть лет — а шумливая «перестройка» ещё ведь и не коснулась целебным движением ни сельско­го хозяйства, ни промышленности. А ведь эта ра­стяжка — это годы страданья людей, вычёркиваемые из жизни.

Но и перенимать бездумным перехватом чужой тип экономики, складывавшийся там веками и по стади­ям, — тоже разрушительно. Я не имею экономических знаний и менее всего отваживаюсь тут на точные предложения. Какой именно процедурой возможен переход от сплошь государственных предприятий к частным и кооперативным; какие тут финансовые условия должны быть предусмотрены; что именно из нынешнего государственного имущества останет­ся в руках государства, в том числе из транспорта, флота, лесов, вод, земель, недр, а в какой доле они должны быть уступлены вéдению областному и ме­стному; на чьём бюджете будет социальное обеспе­чение, образование, жилищное строительство; какие потребуются новые трудовые законы, — о том есть уже много конкретных разработок у экономистов, хо­тя друг с другом и сильно несогласных.

Но в общем виде мне кажется ясным, что надо дать простор здоровой частной инициативе и поддер­живать и защищать все виды мелких предприятий, на них-то скорей всего и расцветут местности, — од­нако твёрдо ограничить законами возможность без­удержной концентрации капитала, ни в какой отрас­ли не дать создаваться монополиям, контролю одних предприятий над другими. Монополизация грозит ухудшением товаров: фирма может позволить себе, чтобы спрос не угасал, выпускать изделия недолго­вечные. Веками гордость фирм и владельцев вещей была неизносность товаров, ныне (на Западе) — ог­лушающая вереница всё новых, новых кричащих мо­делей, а здоровое понятие ремонта — исчезает: едва подпорченная вещь вынужденно выбрасывается и по­купается новая, — прямо напротив человеческому чув­ству самоограничения, прямой разврат.

К этому надо добавить ещё и психологическую чу­му роста цен — это в развитых-то странах: при росте производительности труда — цены не падают, а рас­тут! пожирающее экономическое пламя, а не прог­ресс. (Старая Россия по веку жила с неизменными ценами.)

Нельзя допустить напор собственности и корысти — до социального зла, разрушающего здоровье общест­ва. Противомонопольным законодательством необхо­димо в пределах любого вида производства регули­ровать непомерный рост сильно укрупнёнными нало­гами. Банки — нужны как оперативные центры фи­нансовой жизни, но — не дать им превратиться в ро­стовщические наросты и стать негласными хозяева­ми всей жизни.

Так же в общем виде кажется ясным, что ценою нашего выхода из коммунизма не должна быть ка­бальная раздача иностранным капиталистам ни на­ших недр, ни поверхности вашей земли, ни, особен­но,— лесов. Это опаснейшая идея: чтó загублено на­шим внутренним беспорядьем — теперь пытаться спа­сать через иностранный капитал. Он будет литься к нам тогда, когда обнаружит у нас для себя высокую прибыльность. Но не заманивать к нам западный ка­питал на условиях, льготных для него и унизитель­ных для нас, только придите и володейте нами,— этой расторговли потом не исправить, обратимся в колонию. (Хотя: за советские три четверти века мы и скатились на уровень колонии, а какой же иной?..) Допускать его — в твёрдом русле: чтобы вносимое им экономическое оживление не превышалось ни уно­симой прибылью, ни разорением нашей природной среды. Тогда и мы ускорим наше качественное вы­равнивание с развитыми странами.

Но — не окончательно же забиты и забыты трудо­вые свойства нашего народа. Видим мы, как японцы вышли из падения и даже взнеслись не иностранны­ми вливаниями, а своей высокой трудовой моралью. Как только снимется государственный гнёт над каж­дым нашим действием и оплата станет справедли­вой — сразу поднимется качество труда и повсюду засверкают наши умельцы. Если и нескоро мы до­стигнем такого уровня, чтоб наши товары имели меж­дународный спрос, — то для страны нашего размера и богатства возможно немалое время обходиться и внут­ренним рынком.

Однако никакая нормальная хозяйственная жизнь, разумеется, несовместима с нынешней рабской мили­цейской «пропиской».

Надо нам научиться уважать (и отличать от хищ­ничества, на взятках, в обокрад управленческой рухляди) — здоровую, честную, умную частную торгов­лю: она — живит и скрепляет общество, она нужна нам из первых.

Я вовсе не берусь высказывать предположений по вопросам финансовым, бюджетным и налоговым. Но ясно, что наряду со строгим природоохранным над­зором и ощутимыми штрафами за порчу окружаю­щей среды — должны финансово поощряться все при­родоустроительные усилия и восстановление традици­онных производственных ремёсел.

провинция
Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей — решительно зависит не от Москвы, Пет­рограда, Киева, Минска, — а от провинции. Ключ к жизнеспособности страны и к живости её культу­ры — в том, чтоб освободить провинцию от давле­ния столиц, и сами столицы, эти болезненные гиган­ты, освободились бы от искусственного переотягоще­ния своим объёмом и необозримостью своих функ­ций, что лишает и их нормальной жизни. Да они не сохранили и нравственных оснований подменять со­бой возрожденье страны, после того как провинция на 60 лет была отдана голоду, унижениям и ничтож­ности.

Вся провинция, все просторы Российского Союза вдобавок к сильному (и всё растущему по весу) са­моуправлению должны получить полную свободу хо­зяйственного и культурного дыхания. Наша родина не может жить самоценно иначе, как если укрепятся, скажем, сорок таких рассеянных по её раскинутости жизненных и световых центров для своих краёв, каж­дый из них — средоточие экономической деятельно­сти и культуры, образования, самодостаточных биб­лиотек, издательств, — так чтобы всё окружное насе­ление могло бы получать полноценное культурное питание, и окружная молодёжь для своего обучения и роста — всё не ниже качеством, чем в столицах. Только так может соразмерно развиваться большая страна.

Вокруг каждого из таких сорока городов — выникнет из обморока и самобытность окружного края. Только при таком рассредоточении жизни начнут повсюду восстанавливаться загубленные и строиться новые местные дороги, и городки, и сёла вокруг.

И это особенно важно — для необъятной Великой Сибири, которую мы с первых же пятилеток ослеплённо безумно калечили вместо благоденственного развития.

И здесь, как и во многом, наш путь выздоровле­ния — с низов.

СЕМЬЯ И ШКОЛА
Хотя неотложно всё, откуда гибель сегодня, — а ещё неотложней закладка долгорастущего: за эти годы нашего кругового навёрстывания — что будет тем вре­менем созревать в наших детях? от детской медици­ны, раннего выращивания детей — и до образования? Ведь если этого не поправить сейчас же, то и ника­кого будущего у нас не будет.

О многобедственном положении женщины у нас — знают все, и все уже говорят, тут нет разнотолковщины, и нечего доказывать. И о падении рождаемо­сти, о детской смертности, и о болезненности рож­дённых, об ужасающем состоянии родильных домов, ясель и детских садов.

Нормальная семья — у нас почти перестаёт суще­ствовать. А болезнь семьи — это становая болезнь и для государства. Сегодня семья — основное зве­но спасения нашего будущего. Женщина — долж­на иметь возможность вернуться в семью для воспи­тания детей, таков должен быть мужской заработок. (Хотя при ожидаемой безработице первого времени это не удастся так прямо: иная семья и рада будет, что хоть женщина сохранила пока работу.)

И такая ж неотсрочная наша забота — школа. Сколько мы выдуривались над ней за 70 лет! — но редко в какие годы она выпускала у нас знающих, и то лишь по доле предметов, да и таких-то — только в отобранных школах крупных городов, а Ломоносо­ву провинциальному, а тем более деревенскому — се­годня никак бы не появиться, не пробиться, такому — нет путей (да прежде всего — «прописка»). Подъятие школ должно произойти не только в лучших столич­ных, но — упорным движением от нижайшего уров­ня и на всех просторах родины. Эта задача — никак не отложнее всех наших экономических. Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопу­стимо, чтобы должность классного воспитателя бы­ла почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учеб­ники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеисти­ческое вдалбливание должно быть прекращено не­медленно.

А начинать-то надо ещё и не с детей — а с учите­лей, ведь мы их-то всех забросили за край прозяба­ния, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учитель­ства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается всё наше будущее. (А — в каких институтах мы учили нынешних, и какой идеологиче­ской дребедени? Начинать менять, спасать истинные знания — надо с программ институтских.)

В скором будущем надо ждать, очевидно, и част­ных платных школ, обгоняющих общий подъём всей школы, — для усиления отдельных предметов и сто­рон образования. Но в тех школах не должно быть безответственного самовольства программ, они долж­ны находиться под наблюдением и контролем зем­ских органов образования.

Упущенная и семьёй и школой, наша молодёжь растёт если не в сторону преступности, то в сторону неосмысленного варварского подражания чему-то, за­манчивому исчужа. Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестеснённости, уважения к личности, разнообразия личной деятель­ности, от всеобщего благосостояния, от благотвори­тельных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жи­жа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности, — и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделённая мо­лодёжь: западная — дурит от сытости, а наша в ни­щете бездумно перехватывает их забавы. И наше ны­нешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом. Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культур­ная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными про­дуктами», «западным интеллектуальным мусором».)

Уже всё известно, писалось не раз: что гибнут книжные богатства наших библиотек, полупустуют читальни, в забросе музеи. Они–то все нуждаются в государственной помощи, они не могут жить за счёт кассовых сборов, как театры, кино и художественные выставки. (А вот спорт, да в расчёте на всемирную славу, никак не должен финансироваться государст­вом, но — сколько сами соберут; а рядовое гимнасти­ко-атлетическое развитие даётся в школе.)

всЁ ли дело В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ
Приходится признать: весь XX век жестоко проиг­ран нашей страной; достижения, о которых трубили, все — мнимые. Из цветущего состояния мы отброше­ны в полудикарство. Мы сидим на разорище.

Сегодня у нас горячо обсуждается: какое государ­ственное устройство нам отныне подходит, а какое нет,— а этим, мол, всё и решится. И ещё: какая б но­вая хлёсткая партия или «фронт» нас бы теперь пове­ли к успехам.

Но сегодня воспрять — это не просто найти удобней­шую форму государственного строя и скороспешно со­чинить к нему замечательную конституцию, параграф 1-й, параграф 45-й. Надо оказаться предусмотритель­ней наших незадачливых дедов-отцов Семнадцатого года, не повторить хаос исторического Февраля, не ока­заться снова игрушкой заманных лозунгов и захлёб­чивых ораторов, не отдаться ещё раз добровольно на посрамление.

Решительная смена властей требует ответственности и обдуманья. Не всякая новозатейщина обязательно ведёт прямо к добру. Наши несравненные в 1916 году критики государственной системы — через несколько месяцев, в 1917, получив власть, оказались совсем неготовы к ней и всё загубили. Ни из чего не следует, что новоприходящие теперь руководители окажутся сразу трезвы и прозорливы. Вот, победительный критик гнусной Системы (как он назвал её из обходливой ос­торожности), едва избравшись к практическому делу, тут же и проявил нечувствие по отношению к ро­дине, питающей столицу. Москва уже 60 лет кор­мится за счёт голодной страны, с начала 30-х годов она молчаливо пошла на подкуп от влас­тей, разделить преимущества, и оттого стала как бы льготным островом, с другими материальными и культурными условиями, нежели остальная корен­ная Россия. Оттого переменилась и психология мо­сковской имеющей голос публики, она десятилетиями не выражала истинных болей страны.

Вот, в кипении митингов и нарождающихся партиек мы не замечаем, как натянули на себя балаганные одежды Февраля — тех злоключных восьми месяцев Семнадцатого года. А иные как раз заметили и с не­зрячим упоением восклицают: «Новая Февральская революция!» (Для точности совпадения высунулись уже и чёрные знамёна анархистов.)

После людожорской полосы в три четверти века, ес­ли мы уже так дорого заплатили, если уж так сложи­лось, что мы оказались на том краю государственного спектра, где столь сильна центральная власть, — не следует нам спешить опрометчиво сдвигаться в хаос: анархия — это первая гибель, как нас научил 1917 год.

Государству, если мы не жаждем революции, неиз­бежно быть плавно-преемственным и устойчивым. И вот уже созданный статут потенциально сильной президентской власти нам ещё на немалые годы ока­жется полезным. При нынешнем скоплении наших бед, ещё так осложнённом и неизбежным разделением с окраинными республиками, — невозможно нам сра­зу браться решать вместе с землёй, питанием, жильём, собственностью, финансами, армией — ещё и государ­ственное устройство тут же. Что-то в нынешнем государственном строе приходится пока принять просто потому, что оно уже существует.

Конечно, постепенно мы будем пересоставлять госу­дарственный организм. Это надо начинать не всё сра­зу, а с какого-то краю. И ясно, что: снизу, с мест. При сильной центральной власти терпеливо и настой­чиво расширять права местной жизни.

Конечно, какая-то определённая политическая фор­ма постепенно будет нами принята,— по нашей пол­ной политической неопытности скорей всего не сразу удачная, не сразу наиболее приспособленная к потреб­ностям именно нашей страны. Надо искать свой путь. Сейчас у вас самовнушение, что нам никакого собст­венного пути искать не надо, ни над чем задумывать­ся,— а только поскорей перенять, «как делается на Западе».

Но на Западе делается — ещё ой как по-разному! у каждой страны своя традиция. Только нам одним — не нужно ни оглядываться, ни прислушиваться, что го­ворили у нас умные люди ещё до нашего рождения.

А скажем и так: государственное устройство — вто­ростепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве — допустим любой добро­порядочный строй, при людском озлоблении и шкур­ничестве — невыносима и самая разливистая демокра­тия. Если в самих людях нет справедливости и честно­сти — то это проявится при любом строе.

Политическая жизнь — совсем не главный вид жиз­ни человека, политика — совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране по­литическая жизнь — тем более утрачивается душев­ная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуж­дается отстоять и душу, освободить её для жизни ума и чувств.

А САМИ-ТО МЫ — КАКОВЫ?
Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уровень промышленно­сти. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изо­билие — не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений — основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы — ни­какое наилучшее государственное устройство и ника­кое промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возмож­ных свобод — на первое место всё равно выйдет сво­бода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмот­ришь никакими законами. Чистая атмосфера общест­ва, увы, не может быть создана юридическими закона­ми.

Разрушение наших душ за три четверти столетия — вот что самое страшное.

Страшно то, что развращённый правящий класс — многомиллионная партийно-государственная номен­клатура — ведь не способна добровольно отказаться ни от какой из захваченных привилегий. Десятилетия­ми она бессовестно жила за счёт народа — и хотела б и дальше так.

А из бывших палачей и гонителей — кто хоть потес­нён с должностей? с незаслуженного пенсионного до­статка? До смерти кохали мы Молотова, ещё и теперь Кагановича, и сколько неназванных. В Германии — всех таких, и куда мельче, судили, — у вас, напротив, они же сегодня грозят судами, а иным — сегодня! — ставят памятники, как злодею-чекисту Берзину. Да где уж нам наказывать государственных преступни­ков? да не дождаться от них и самого малого раская­ния. Да хоть бы они прошли через публичный мораль­ный суд. Нет, видно поползём и так...

А — славные движущие силы гласности и перестрой­ки? В ряду этих модных слов — нет слова очище­ние. И вот в новую гласность кинулись и все гряз­ные уста, которые десятилетиями обслуживали тотали­таризм. Из каждых четырёх трубадуров сегодняш­ней гласности — трое недавних угодников брежневщины, — и кто из них произнёс слово собственного раскаяния вместо проклятий безликому «застою»? И с вузовских гуманитарных кафедр поныне самоуверенно вещают всё те же, кто десятилетиями оморачи­вал студентам сознание. Десятки тысяч образованцев у нас огрязнены лицемерием, переметчивостью, — и мы ни от кого не ждём раскаяния, и весь этот душев­ный гной пусть так и тянется с нами в будущее?

А — душетлительная казарменная «дедовщина» для наших сыновей? Разве это изгладится когда-нибудь с них?

А всеобщая озлобленность наших людей друг ко другу? — просто так, ни за что. На тех, кто ни в чём не виноват.

Да удивляться ли и взрыву уголовной преступно­сти — среди тех, кому всю их молодую жизнь были закрыты честные пути?

У прежних русских купцов было купеческое слово (сделки заключались без письменных контрактов), хри­стианские представления, исторически известная размашная благотворительность,— дождёмся ли мы та­кого от акул, взращённых в мутном советском подво­дьи?

Западную Германию наполнило облако раскаяния — прежде, чем там наступил экономический расцвет. У нас — и не начали раскаиваться. У нас надо всею гласностью нависают гирляндами — прежние тяжёлые жирные гроздья лжи. А мы их — как будто не заме­чаем.

Криво ж будет наше развитие.

Хотелось бы подбодриться благодетельными возмож­ностями Церкви. Увы, даже сегодня, когда уже всё в стране пришло в движение — оживление смелости мало коснулось православной иерархии. (И во дни все­общей нищеты надо же отказаться от признаков бо­гатства, которыми соблазняет власть.) Только тогда Церковь поможет нам в общественном оздоровлении, когда найдёт в себе силы полностью освободиться от ига государства и восстановить ту живую связь с об­щенародным чувством, какая так ярко светилась даже и в разгаре Семнадцатого года при выборах митропо­литов Тихона и Вениамина, при созыве Церковного Собора. Явить бы и теперь, по завету Христа, пример бесстрашия — и не только к государству, но и к обще­ству, и к жгучим бедам дня, и к себе самой. Воскресительные движения и тут, как во всей остальной жиз­ни, ожидаются — и уже начались — снизу, от рядо­вого священства, от сплочённых приходов, от самоот­верженных прихожан.

САМООГРАНИЧЕНИЕ
Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно по­вторяем: «права человека». (Хотя очень разное все имеем в виду. Столичная интеллигенция понимает: свобода слова, печати, собраний и эмиграции, но многие возмущены были бы и требовали бы запретить «права», как их понимает чернонародье: право иметь жилище и работать в том месте, где кормят, — отчего хлынули бы миллионы в столичные города.)

«Права человека» — это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. Если мы не хотим над собой насильственной власти — каждый должен обуз­дывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширять­ся и хватать — то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве со­противлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

Только при самоограничении сможет дальше суще­ствовать всё умножающееся и уплотняющееся челове­чество. И ни к чему было всё долгое развитие его, ес­ли не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человече­ская же свобода включает добровольное самоограниче­ние в пользу других. Наши обязательства всегда долж­ны превышать предоставленную нам свободу.

Только бы удалось — освоить нам дух самоограни­чения и, главное, уметь передать его своим детям. Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невзмутности его души.

И тут — много внутренних возможностей. Например, после нашего долгого глухого неведения — естестве­нен голод: узнавать и узнавать правду, что же имен­но было с нами. Но иные уже сейчас замечают, другие заметят вскоре, что сверх того непосильный современ­ный поток уже избыточной и мелочной информации расхищает нашу душу в ничтожность, и на каком-то рубеже надо самоограничиться от него. В сегодняш­нем мире — всё больше разных газет, и каждая из них всё пухлей, и все наперебой лезут перегрузить нас. Всё больше каналов телепередач, да ещё и днём (а вот в Исландии — отказались от всякого телевидения хоть раз в неделю); всё больше пропагандистского, коммер­ческого и развлекательского звука (нашу страну ещё и поселе измождают долбящие радиодинамики над просторами), — да как же защитить право наших ушей на тишину, право наших глаз — на внутреннее вúде­ние?

Размеренный выход из полосы наших несчастий, который Россия сумеет или не сумеет теперь осуще­ствить,— трудней, чем было встряхнуться от татарско­го ига: тогда не был сокрушён самый хребет народа, и не была подорвана в нём христианская вера.

В 1754 году, при Елизавете, Пётр Иванович Шува­лов предложил такой удивительный — Проект сбере­жения народа.

Вот чудак?

А ведь — вот где государственная мудрость.

ПОДАЛЬШЕ ВПЕРЕД
Нельзя надеяться, что после нынешнего смутного времени наступит некое «спокойное», когда мы «ся­дем и подумаем», как устраивать будущее. Истори­ческий процесс — непрерывен, и таких льготных пе­редышек нам никто «потом» не даст, как не дали «сесть и подумать» Учредительному Собранию. И как ни жжёт сегодняшнее — о нашем будущем устройст­ве всё же надо думать загодя. (Мне же — и возраст мой не даёт уверенности, что я ещё буду участво­вать в обсуждении этих вопросов.)

До революции народ наш в массе не имел полити­ческих представлений — а то, что за тем пропагандно вбивали в нас 70 лет, вело лишь к одурению. Сейчас, когда мы двинулись к развитию у нас поли­тической жизни, уже обсуждаются и формы буду­щей власти,— полезно, чтоб избежать возможных ошибок, уточнить содержание некоторых терминов.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЕ
Освальд Шпенглер верно указывал, что в равных культурах даже сам смысл государства разный и нет определившихся «лучших» государственных форм, которые следовало бы заимствовать из одной великой культуры в другую. А Монтескьё: что каж­дому пространственному размеру государства соот­ветствует определённая форма правления и нельзя безнаказанно переносить форму, не сообразуясь с размерами страны.

Для данного народа, с его географией, с его про­житой историей, традициями, психологическим обли­ком,— установить такой строй, который вёл бы его не к вырождению, а к расцвету. Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа. «Так говорит Господь: остановитесь на пу­тях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему.» (Иерем. 6, 16).

Народ имеет несомненное право на власть, но хо­чет народ — не власти (жажда её свойственна лишь процентам двум), а хочет прежде всего устойчивого порядка. Даже христианский социалист Г. П. Федотов после опыта 1917 года настаивал, что власть должна быть сильной и даже, писал он: не зависеть от совета законодателей и отчитываться перед ним лишь после достаточного срока. (Это, пожалуй, уже и слишком.)

Если избрать предлагаемый далее порядок пост­роения институтов свободы снизу, при временном сохранении центральной власти в тех формальных чертах, как она уже существует,— то это займёт у нас ряд лет, и ещё будет время основательно обсу­дить здоровые правила государственного построения.

О будущем сегодня можно высказываться лишь предположительно, оставляя простор для нашего предстоящего опыта и новых размышлений. Оконча­тельная государственная форма (если она вообще может быть окончательной) — дело последователь­ных приближений и проб.


Платон, за ним Аристотель выделили и назвали три возможных вида государственного устройства. Это, в нормальном ряду: монархия, власть одного; аристократия, власть лучших или для лучших целей; и политейя, власть народа в малом государстве-по­лисе, осуществляемая в общем интересе (мы теперь говорим — демократия). Они же предупредили о формах деградации каждого из этих видов, соответ­ственно: в тиранию; в олигархию; в демократию, власть толпы (мы теперь говорим — в охлократию). Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, — и все три искажаются, когда преследуют частные интересы.

С тех пор, кажется, никто и не создал практиче­ски ничего, что не вошло бы в эту схему, лишь дополняли её формами конституций. И если обминуть ещё полное безвластие (анархию, власть каждого сильного над каждым слабым); и не попасться сно­ва в капкан тоталитаризма, изобретённого в XX ве­ке; то нельзя сказать, чтоб у нас был широкий вы­бор: по всему потоку современности мы изберём, не­сомненно, демократию.

Но, выбирая демократию, — надо отчётливо пони­мать, чтó именно мы выбираем и за какую цену. И выбираем как средство, а не как цель. Современ­ный философ Карл Поппер сказал: демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродете­лями, а только чтоб избежать тирании. Выбираем — с сознанием её недостатков и поиском, как их пре­одолевать.

Хотя в наше время многие молодые страны, едва вводя демократию, тут же испытывали и крах — именно в наше время демократия из формы государ­ственного устройства возвысилась как бы в универ­сальный принцип человеческого существования, почти в культ.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 283. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия