Студопедия — КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения 3 страница






Постараемся всё же уследить точный смысл тер­мина.

ЧТÓ ЕСТЬ ДЕМОКРАТИЯ И ЧТÓ НЕ ЕСТЬ
Алексис Токвиль считал понятия демократии и свободы — противоположными. Он был пламенный сторонник свободы, но отнюдь не демократии. Дж. С. Милль видел в неограниченной демократии опас­ность «тирании большинства», а для личности нет разницы, подчинилась ли она одиночному тирану или множественному,

Г. Федотов писал, что демократию исказил атеис­тический материализм XIX века, обезглавивший че­ловечество. И австрийский государственный деятель нашего века Иозеф Шумпетер называл демокра­тию — суррогатом веры для интеллектуала, лишён­ного религии. И предупреждал, что нельзя рассмат­ривать демократию вне страны и времени приме­нения.

Русский философ С. А. Левицкий предлагал различать:

дух демократии: 1) свобода личности; 2) право­вое государство;

и вторичные, необязательные признаки её: 1) пар­ламентский строй; 2) всеобщее избирательное право. Эти два последние принципа совсем не очевидны.

Уважение к человеческой личности — более широ­кий принцип, чем демократия, и вот оно должно быть выдержано непременно. Но уважать человече­скую личность не обязательно в форме только пар­ламентаризма.

Однако и права личности не должны быть взнесе­ны так высоко, чтобы заслонить права общества. Папа Иоанн-Павел II высказал (1981, речь на Филип­пинах), что в случае конфликта национальной без­опасности и прав человека приоритет должен быть от­дан национальной безопасности, то есть целости бо­лее общей структуры, без которой развалится и жизнь личностей.

А президент Рональд Рейган (1988, речь в Москов­ском университете) выразил так: демократия — не столько способ правления, сколько способ ограни­чить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера.

У нас сегодня слово «демократия» — самое мод­ное. Как его не склоняют, как им не звенят, гре­мят (и спекулируют).

Но не ощутимо, чтобы мы хорошо задумались над точным смыслом его.

После горького опыта Семнадцатого года, когда мы с размаху хлюпнулись в то, что считали демок­ратией, — наш видный кадетский лидер В. А. Макла­ков признал, и всем нам напомнил: «Для демокра­тии нужна известная политическая дисциплина на­рода».

А у нас её и в Семнадцатом не было — и нынче как бы того не меньше.

ВСЕОБЩЕЕ-РАВНОЕ-ПРЯМОЕ-ТАЙНОЕ
Когда в 1937 Сталин вводил наши мартышечьи «выборы» — вынужден был и он придать им вид всеобщего-равного-прямого-тайного голосования («четырёххвостки»),— порядок, который в сегодняшнем мире кажется несомненным как всеобщий закон при­роды. Между тем, и после первой Французской ре­волюции (конституция 1791 г.) голосование ещё не было таковым: оставались ограничения в неравенст­ва в разных цензах. Идея всеобщего избирательного права победила во Франции только в революцию 1848. В Англии весь XIX век находились видные борцы за «конституционный порядок» — такой, ко­торый бы обеспечивал, чтобы никакое большинство не было тираном над меньшинством, чтобы в парла­менте было представлено всё разнообразие слоёв об­щества, кто пользуется уважением и сознаёт ответ­ственность перед страной, — это была задача сохра­нить устои страны, на которых она выросла. С 1918 сползла ко всеобщему избирательному и Англия.

Достоевский считал всеобщее-равное голосование «самым нелепым изобретением XIX века». Во всяком случае, оно — не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усумниться. «Всеобщее и рав­ное» — при крайнем неравенстве личностей, их спо­собностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укоренённости в этой местности и в этой стране? То есть — торжество бессодержательного количества над содержательным качеством. И ещё, такие выборы («общегражданские») предполагают неструктурность нации: что она есть не живой организм, а механи­ческая совокупность рассыпанных единиц.

«Тайное» — тоже не украшение, оно облегчает ду­шевную непрямоту или отвечает, увы, нуждам бояз­ни. Но на Земле и сегодня есть места, где голосуют открыто.

«Прямое» (то есть депутаты любой высоты избира­ются прямо от нижних избирательных урн) особенно спорно в такой огромной стране, как наша. Оно обрекает избирателей не знать своих депутатов — и преимущество получают более ловкие на язык или имеющие сильную закулисную поддержку.

Все особенности избирательной системы и способов подсчёта голосов подробнейше обсуждались в России комиссиями, партийными комитетами весной и летом 1917, из-за чего Учредительное Собрание и упустило время. И все демократические партии вы­сказались против выборов 4-х — 3-х или даже 2-х-степенных: потому что при таких выборах тянется цепочка личного знания кандидатов, избираемые представители теснее связаны со своей исходной ме­стностью, «с местной колокольней», — а это лишало все партии возможности вставлять своих кандидатов из центра. Лидер кадетов П. Н. Милюков настаивал, что только прямые выборы от больших округов «обеспечат выбор интеллигентного и политически подготовленного представителя».

Кому что нужно.

СПОСОБЫ ГОЛОСОВАНИЯ
Цель всеобщего голосования — выявить Волю На­рода: ту истинную Волю, которая будет всё направ­лять лучшим образом для народа. Существует ли та­кая единая Воля и какова она? — никто не знает. Но замечательно, что при разной системе подсчёта голосов мы узнаём эту волю по-разному и даже про­тивоположно.

Большинству у нас сейчас не кажется важным, как именно устроена система голосования, а между тем она влияет существенно.

Состязуются в мире по крайней мере три системы подсчёта: пропорциональная, мажоритарная и абсо­лютного большинства.

Пропорциональная система почти не проводится ина­че, как по спискам (разумеется, партийным): в каждом округе (на несколько депутатских мест сразу, так пар­тиям удобнее агитировать и контролировать) от каждой партии предлагается список кандидатов, И отдельный кандидат уже тем лишён личной ответственности перед избирателями, а только — перед партией; избиратели же лишены выбрать сами определённого представите­ля, кому доверяют, а выбирают только партию. (Разли­чают две под-системы: «связанных списков», когда из­биратель не может переставлять порядок желательно­сти в списке, партия сама отберёт, такой способ осо­бенно применяется при малой грамотности населения; и под-система «свободных списков», где избиратель может отдать предпочтение кандидатам внутри списка или даже предложить свой список, что, и правда, очень затрудняет технику подсчёта. Есть третий вариант, когда округа делятся на под-округа, лишь с одним именем в каждом, но всё равно затем окружная комиссия произ­водит подсчёт по партиям и, по пропорции, предостав­ляет места именно партиям, а не лицам. Во всех случа­ях выбор лиц достаётся в основном партиям.)

В 1917 все партии от кадетов до большевиков пред­почитали именно этот способ, и при многокандидатных округах. Это усиленно одобрял влиятельный кадет И. В. Гессен: партиям так наиболее удобно организоваться и действовать, а «при системе единоличных выборов ру­ководящая роль нередко ускользает из рук партий»; одобрял и всем нам известный В. И. Ульянов-Ленин: он назвал «одним из самых передовых способов выби­рать», когда выбираются «не отдельные лица, а партий­ные представители». Видно, не зря этот способ ему нравился. Пропорциональные выборы по спискам чрез­мерно усиливают власть партийных инстанций, состав­ляющих списки кандидатов, и дают перевес большим и организованным партиям. И это особенно потому вы­годно партиям, что они могут рассовать своих цент­ральных активистов по дальним округам, где те не жи­вут, и так обеспечить их избрание. На этом — чтобы не требовалось от кандидата жить в своём округе — осо­бенно настаивал кадетский съезд летом 1917: это «даёт возможность для ЦК централизовать производство вы­боров». Да и все другие партии — на том же. Так ска­зать, централизованная демократия.

При пропорциональной системе малые меньшинства обычно могут получить какой-то голос в представитель­ном собрании, но создаётся множество парламентских фракций, и силы распыляются в раздор. Или это толка­ет партии поправлять своё положение через бесприн­ципные коалиции с изъянами для своей программы — но лишь бы набрать голосов и захватить правительство. В сегодняшнем мире есть разительные примеры такой государственной слабости и долгих правительственных кризисов.

При мажоритарной системе тоже бывают такие про­тивоестественные компромиссы между партиями, но в виде ещё предвыборных блоков. При этой системе пар­тия (или блок), едва опередившая других, получает по­давляющее число мест, а едва позади — полный проиг­рыш: даже получив 49% голосов — бывает можно сов­сем не получить парламентских мест. А при неточном распределении избирательных округов может случить­ся и так, что мажоритарная система даёт победу мень­шинству. Так было, например, во Франции в 1893, 1898, 1902: некоторые победившие депутаты получили мень­ше голосов, чем побеждённые; в двух последних слу­чаях совсем не были представлены в палате депута­тов — 53% избирателей.

Зато при этой системе создаётся устойчивое прави­тельство.

Вводимая теперь у нас система выборов по абсолют­ному большинству (для чего возможен 2-й тур) также выталкивает мелкие партии, но даёт возможность тор­говать голосами между 1-м и 2-м турами.

При системе двух партий, как в Соединённых Штатах, независимые кандидаты ничего не решают, избиратель несёт свой голос одной из двух партий (обе — с силь­ным партийным аппаратом и богатейшей поддержкой). Не сразу, не всегда в одну избирательную кампанию, но при этой системе общественное недовольство нахо­дит выход, однако негативный: только бы сменить вот эту, правящую, партию — без гарантии, чтó сделают сменщики.

Итак, всего лишь от способа подсчёта голосов мо­жет ошеломительно измениться и состав правительст­ва и его программа, выражающая, разумеется, Волю Народа.

Но вообще и всякое голосование, при любом спо­собе подсчёта, — не есть поиск истины. Здесь всё сводится к численности, к упрощённой арифметиче­ской идее, к поглощению меньшинства большинством, а это опасный инструмент: меньшинство никак не менее важно для общества, чем большинство, а большинство — может впасть и в обман. «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отсту­пая по большинству от правды» (Исход, 23, 2).

К тому ж избирательные кампании при большой численности голосующих, среди незнакомых избира­телей, бывают столь суетливы, визгливы, да при ча­стом пристрастии массовых средств информации, что даже отвращают от себя значительную часть населе­ния. Телевидение хотя и выявляет внешность канди­дата, манеру держаться, но не государственные спо­собности. Во всякой такой избирательной кампании происходит вульгаризация государственной мысли. Для благоуспешной власти нужны талант и творче­ство — легко ли избрать их всеобщим голосованием на широких пространствах? Сама по себе — такая система не понуждает политических деятелей дейст­вовать выше своих политических интересов, и даже наоборот: кто будет исходить из нравственных прин­ципов — легко может проиграть.

А. Токвиль, изучая США в XIX веке, пришёл к выводу, что демократия — это господство посредственности. (Хотя чрезвычайные обстоятельства стра­ны выдвигают и в ней сильные личности.)

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
А уж пройдя избрание — кандидат становится народным представителем.

Афинская демократия отвергала всякое «предста­вительство» как вид олигархии. Но она могла себе это позволить при своей малообъёмности.

Напротив, французские Генеральные Штаты в 1789, едва собравшись, провели закон, что отныне каждый депутат есть лишь часть этого коллективно­го собрания, которое и есть воля народа. Тем самым каждый депутат отсекался от своих избирателей и от личной ответственности перед ними.

Наши четыре последовательных Государственных Думы мало выражали собой глубины и пространст­ва России, только узкие слои нескольких городов, большинство населения на самом деле не вникло в смысл тех выборов и тех партий. И наш блистатель­ный думец В. Маклаков признал, что «воля народа» и при демократии фикция: за неё всего лишь прини­мается решение большинства парламента.

Да и невозможны точные народные наказы своим депутатам на все будущие непредвидимые случаи. И — нет такого импульса, который заставлял бы ны­нешних избранцев стать выше своих будущих выборных интересов, выше партийных комбинаций и служить только основательно понятым интересам родины, пусть (и даже неизбежно) в ущерб себе к своей партии. Делается то, что поверхностно нравит­ся избирателям, хотя бы по глубокому или дальне­му смыслу это было для них зло. А в таком обшир­ном государстве, как наше, тем меньше возмож­ность проверять избранцев и тем большая возмож­ность их злоупотреблений. Контрольного механизма над ними нет, есть только возможность попытки от­казать в следующем переизбрании; иного влияния на ход государственного управления у народного большинства не остаётся. (А ведь ни при каком дру­гом представительстве — гражданском, коммерче­ском, поверенные не могут иметь больше прав, чем доверители, и теряют мандат, если выполняют его нечестно.)

Но и так, парадоксально: при той, частой, систе­ме, когда правительство формируется на основе большинства в парламенте, члены этого большинства уже перестают быть независимыми народными пред­ставителями, противостоящими правительству, — но всеми силами услужают ему и подпирают его, что­бы только оно держалось любой ценой. То есть: за­конодатели подчинены исполнительной власти.

(Впрочем, принцип полного разделения законода­тельной, исполнительной и судебной власти — не без спорности: не есть ли это распад живого государст­венного организма? Все три распавшиеся власти нуж­даются в каком-то объединяющем контроле над со­бой — если не формальном, то этическом.)

И ещё: все приёмы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного во­дительства — совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие, вторые мешали бы ему в предвыборном состя­зании.

А между тем, «представительство» становится как бы профессией человека, чуть не пожизненной. Образуется сословие «профессиональных политиков», для кого политика отныне — ремесло и средство дохода. Они лавируют в системе парламентских комбина­ций — и где уж там «воля народа»...

В большинстве парламентов поражает — перевес юристов, адвокатов. «Юрократия». (Тем более, что за­конов такое изобилие, их система и юридическая про­цедура так сложны, что рядовой человек становится не способен защитить себя перед законом и на каж­дом шагу нуждается в дорогостоящем покровительст­ве адвоката.)

И ЧЕМ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ
Конечно, демократическая система даёт возмож­ность острого наблюдения за действиями чиновников. Хотя, как ни удивительно, и современные демократии обросли грузной бюрократией.

Однако: и во всеобщих выборах большинство дале­ко не всегда выражает себя. Голосование часто про­является вяло. В ряде западных стран больше поло­вины избирателей и даже до двух третей — порой во­обще не являются голосовать, что делает всю проце­дуру как бы и бессмысленной. И числа голосующих иногда раскалываются так, что ничтожный перевес достигается довеском от крохотной малозначительной партии — она-то как бы и решает судьбу страны или курс её.

Как принцип это давно предвидел и С. Л. Франк: И при демократии властвует меньшинство. И В. В. Розанов: «Демократия — это способ, с помощью которо­го хорошо организованное меньшинство управляет не­организованным большинством.»

В самом деле, гибкая, хорошо приработанная демо­кратия умеет лишить силы протесты простых людей, не дать им звучного выхода. Несправедливости тво­рятся и при демократии, и мошенники умеют усколь­зать от ответственности. Эти приёмы — распыляются по учреждениям демократической бюрократии и стано­вятся неуловимы. Сегодня и из самой старинной в ми­ре демократии, швейцарской, раздаётся тревожное предупреждение (Ганс Штауб): что важные решения принимаются в анонимных и неконтролируемых ме­стах, где-то за кулисами, под влиянием «групп давления», «лоббистов».

И при всеобщем юридическом равенстве остаётся фактическое неравенство богатых и бедных, а значит более сильных и более слабых. (Хотя уровень «бедно­сти», как его сегодня понимают на Западе, много, много выше наших представлений.) Наш государствовед Б. Н. Чичерин отмечал ещё в XIX веке, что из аристократий всех видов одна всплывает и при демо­кратии: денежная. Что ж отрицать, что при демокра­тии деньги обеспечивают реальную власть, неизбежна концентрация власти у людей с большими деньгами. За годы гнилого социализма накопились такие и у нас в «теневой экономике», и срослись с чиновными тузами, и даже в годы «перестройки» обогатились в путанице неясных законов и теперь на старте ринуть­ся в открытую, — и тем важней отначала строгое сдерживание любого вида монополий, чтоб не допу­стить их верховластья.

А ещё удручает, что рождаемая современной состя­зательной публичностью интеллектуальная псевдо-элита подвергает осмеянию абсолютность понятий Добра и Зла, прикрывает равнодушие к ним «плюрализмом идей» и поступков.

Изначальная европейская демократия была напоена чувством христианской ответственности, самодисцип­лины. Однако постепенно эти духовные основы вывет­риваются. Духовная независимость притесняется, при­гибается диктатурой пошлости, моды и групповых интересов.

Мы входим в демократию не в самую её здоровую пору.

ПАРТИИ
Ныне пришло к тому, что мы так же не мыслим себе политическую жизнь без партии, как личную без семьи.

Троцкий за месяц до октябрьского переворота воз­гласил: «Что такое партия? Это группа людей, кото­рая добивается власти, чтобы иметь возможность вы­полнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией.»

Конечно, большевицкая партия — это образчик уни­кальный. Однако само явление партий — древнее, и уже настолько давно было пóнято, что ещё Тит Ливий написал: «Борьба между партиями есть и всегда будет гораздо худшая беда для народа, чем война, голод, мор или любой другой гнев Бога.»

«Партия» — значит часть. Разделиться нам на пар­тии — значит разделиться на части. Партия как часть народа — кому же противостоит? Очевидно — осталь­ному народу, не пошедшему за ней. Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для се­бя и своих. Национальный интерес затмевается пар­тийными целями: прежде всего — что нужно своей партии для следующего переизбрания; если нечто по­лезное для государства и народа проистекло от враж­дебной нам партии — то допустимо и не поддержи­вать его. Интересы партий да и само существование их — вовсе не тождественны с интересами избирате­лей. С. Крыжановский считал, что пороки и даже крушение парламентского строя происходят именно из-за партий, отрицающих единство нации и само по­нятие отечества. Партийная борьба заменяет где уж там поиск истины — она идёт за партийный престиж и отвоевание кусков исполнительной власти. Верхушки политических партий неизбежно превращаются в олигархию. А перед кем отчитываются партии, кроме своих же комитетов? — такая инстанция не предус­мотрена ни в какой конституции.

Соперничество партий искажает народную волю. Принцип партийности уже подавляет личность и роль её, всякая партия есть упрощение и огрубление лич­ности. У человека — взгляды, а у партии — идеоло­гия.

Что можно тут пожелать для будущего Российского Союза?

Никакое коренное решение государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям. При буйстве партий — кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня. Не дать возможности «профессиональным политикам» подменять собою голоса страны. Для всех профессио­нальных знаний есть аппарат государственных слу­жащих.

Любые партии, как и всякие ассоциации в союзы, не более того, существуют свободно, выражают и от­стаивают любые мнения, на свои средства могут иметь печать,— но должны быть открыты, зарегистрированы со своими программами. (Всякие тайные союзы, на­против, преследуются уголовно как заговор против общества.) Но недопустимо вмешательство партий в производственный, служебный, учебный процесс: это всё — вне политики.

Во всяких государственных выборах партии, наряду с любыми независимыми группами, имеют право вы­двигать кандидатов, агитировать за них, но — без со­ставления партийных списков: баллотируются не пар­тии, а отдельные лица. Однако выбранный кандидат должен на весь срок своего избрания выбыть из своей партии, если он в таковой состоит, и действовать под личную ответственность передо всей массой избирате­лей. Власть — это заповеданное служение и не может быть предметом конкуренции партий.

Как следствие: во всех ступенях государственного представительства, снизу доверху, воспрещается обра­зование партийных групп. И, само собой, перестаёт существовать понятие «правящей партии».

ДЕМОКРАТИЯ МАЛЫХ ПРОСТРАНСТВ
Из высказанных выше критических замечаний о современной демократии вовсе не следует, что буду­щему Российскому Союзу демократия не нужна. Очень нужна. Но при полной неготовности ваше­го народа к сложной демократической жизни — она должна постепенно, терпеливо и прочно строиться снизу, а не просто возглашаться громковещательно и стремительно сверху, сразу во всём объёме и шири.

Все указанные недостатки почти никак не относятся к демократии малых пространств: небольшого горо­да, посёлка, станицы, волости (группа деревень) и в пределе уезда (района). Только в таком объёме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способностям и по душев­ным качествам. Здесь — не удержатся ложные репу­тации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации.

Это — именно такой объём, в каком может начать расти, укрепляться и сама себя осознавать новая рос­сийская демократия. И это — самое наше жизненное и самое ваше верное, ибо отстоит в нашей местности: неотравленные воздух и воду, наши дома, квартиры, ваши больницы, ясли, школы, магазины, местное снабжение, и будет живо содействовать росту мест­ной нестеснённой экономической инициативы.

Без правильно поставленного местного самоуправле­ния не может быть добропрочной жизни, да само по­нятие «гражданской свободы» теряет смысл.

Демократия малых пространств тем сильна, что она непосредственная. Демократия по-настоящему эф­фективна там, где применимы народные собрания, а не представительные. Такие повелись — ещё с Афин и даже раньше. Такие — уверенно действуют сегодня в Соединённых Штатах и направляют местную жизнь. Такое посчастливилось мне наблюдать и в Швейцарии, в кантоне Аппенцель. Я писал уже об этом в другом месте, не удержусь тут повторить кратко. На городской площади собраны, плотно друг ко другу стоят все имеющие право голоса («способные носить оружие», как предлагал в Аристотель). Голосование — открытое, поднятием рук. Главу своего кантонального правительства, ландамана, переизбрали очень охотно, с явной любовью, — но из предложенных им законо­проектов тут же вслед проголосовали против трёх: доверяем тебе! правь нами — но без этого!

А ландаман Раймонд Брогер в программной речи сказал: Вот уже больше полутысячелетия наша об­щина не меняет существенно форм, в которых она правит сама собою. Нас ведёт убеждение, что свобода связана с нашими обязательствами и нашим само­сдерживанием. Не может быть свободы ни у личности, ни у государства без дисциплины и честности. На­род — решающий судья во всех важных вопросах, но он не может ежедневно присутствовать, чтоб управ­лять государством. И поэтому в управлении неизбеж­на примесь аристократического или даже монархиче­ского элемента. (То же говорил и Аристотель.) Прави­тельство, продолжал Брогер, не должно спешить за колеблющимся переменчивым народным голосовани­ем, только бы переизбрали вновь, не должно произно­сить зазывных речей избирателям, но двигаться про­тив течения. Задача правительства: действовать так, как действовало бы разумное народное большинство, если бы знало всё во всех деталях, — а это становится всё невозможнее при растущих государственных пере­грузках. Именно демократическая система как раз и требует сильной руки, которая могла бы государствен­ный руль направлять по ясному курсу.

Демократия малых пространств веками существова­ла и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мiр, а в иные поры — городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и про­делала немалый путь ещё одна форма его — земство, к сожалению, только уездное и губернское, без кор­ня волостного земства и без обвершения всероссий­ским. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его советами, от самого нача­ла подмятыми компартией. Всей историей с 1918 эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком-либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не мо­гут эту форму спасти: она не обеспечивает местных интересов с их влиянием черезо всю структуру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой.


Много лет занимавшись государственной историей предреволюционной России, я использую тут опыт на­ших лучших практических деятелей и умов, соединён­ный с моей посильной разработкой. Разумеется, тот опыт не может быть просто перенесен в сегодняшнюю растерзанную страну, где искажены самые основы жизни, но и без него вряд ли наш подъём произой­дёт здоровыми путями.

Я использую тут и предреволюционные русские по­нятия в выражения, чтобы не строить ещё третий ряд. Какие-то из них жизнь заменит, другие — приживут­ся.

земство
Будем различать четыре ступени его:

— местное земство (некрупный город, район круп­ного, посёлок, волость)

— уездное земство (нынешний район, крупный го­род)

— областное земство (область, автономная респуб­лика)

— всероссийское (всесоюзное) земство.

Нам, совершенно отученным от действительного са­моуправления, надо постепенно осваивать этот ход, с низших ступеней его. От залётных политиканов хра­ни нас Бог — но иметь политические навыки полезно многим в многим в населении.

Голосование может производиться только за отдель­ных лиц. В объёме местного земства они, обычно, избирателям хорошо знакомы. Избирательные кампании желательны самые скромные и краткие: лишь дело­вое оповещение о личных программах, биографиях и убеждениях; на эту процедуру не должны тратиться никакие государственные средства, а местные — по усмотрению местных сил. Также и многие подробно­сти процедуры должны решаться на местах, и они мо­гут весьма разниться от местности к местности.

Но всеобязателыны должны быть:

1) Ценз возрастной. Какого возраста должен до­стичь избиратель, чтобы быть допущенным к реше­нию народной судьбы? В наше время незрелая юность не получает устойчивого воспитания ни в се­мье, ни в школе, поверхностно нахватана в образова­нии и порой шатка к самым безответственным влия­ниям. Не следует ли повысить порог до 20 лет? (По суждению местностей или национальных областей этот возраст может быть установлен и выше.) А быть избранным — лишь с 30 лет? с 28?

2) Ценз оседлости. И избиратели, и тем более изби­раемые должны быть укоренены в данной местности, тесно связаны с её интересами, основательно их пони­мать; недавние приезжие или вовсе случайные — не могут тут иметь ответственности суждения. Для изби­рателей оседлость не должна бы быть меньше трёх последних полных, без существенного перерыва, лет. (Каждая местность может устанавливать у себя и вы­ше.) Для избираемых — не меньше пяти последних лет (или, допустим: три последних года непрерывно плюс пять лет в прежнее время).

В местное земство избирается какое-то число зако­нодателей («гласных»). Они утверждают администра­тивных лиц, постоянно ответственных перед ними в своей деятельности. В волости, малом посёлке это мо­жет быть всего один человек. На уровне уезда это: уездная земская управа, которую выделяет из себя или набирает из специалистов уездное земское собра­ние.

Новоизбранные — перенимают власть от существую­щих местных и районных советов депутатов, а те упраздняются.

Выборы в местное земство — только прямые, выбо­ры в уездное — зависят от размеров уезда и надёж­ной всеизвестности кандидатов. При значительной территории и густоте населения — надёжнее приме­нить двухстепенные выборы: местные земства тотчас же заменяют собой местные советы, работают полови­ну своего срока, а затем, сознакомясь в себе, выделя­ют из себя пропорциональную долю в уездное земское собрание до конца срока, до следующих выборов (На эти полсрока продляется существование прежнего райсовета и райисполкома.)

На первый избирательный срок (2 года?) ничто вы­ше уездного земства не избирается. При нашей поли­тической неумелости — местное и уездное земство в ходе практического управления своею местностью станут и школой управления, и в них начнут прояв­ляться и формироваться деятели, способные к более широкому охвату. Убеждает и пример недавних шах­тёрских забастовочных комитетов и «союзов трудя­щихся», проявивших такое сознание и такую органи­зованность.

СТУПЕНИ ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ
При географической обширности и бытовых услови­ях нашей страны прямые всегосударственные выборы законодателей в центральный парламент не могут быть плодотворны. Только выборы трёх-четырёх­степенные могут провести кандидатов и уже оправдав­ших себя и укоренённых в своих местностях. Это бу­дут выборы не отдалённых малознакомых людей, только и пофигурявших в избирательной кампании, но выборы по взаимному многолетнему узнаванию и доверию.

В конце первого (или даже второго) избиратель­ного срока проводятся выборы третьей ступени: областного земского собрания. Их производят уездные земские собрания (и земское собрание областного го­рода): из своей изученной среды выделяют отведённую им для области пропорциональную долю на весь следующий срок: сами же после этого подвергаются очередному переизбранию.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия