Из чего складывается цена программы
Разработка включает в себя все работы по созданию системы и её компонент в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д. Таким образом, разработка информационной системы включает в себя, как правило, анализ предметной области, постановку задачи, проектирование и реализацию (программирование).
Как видно, разработка ПО является сложным, распределенным во времени процессом, требующим значительных трудовых (до нескольких сотен или даже тысяч человеко-лет) и финансовых (до нескольких миллионов долларов на один проект) ресурсов.
Таким образом, стоимость каждой копии тиражируемого ПО складывается из двух составляющих: во-первых, из себестоимости производства самой копии (как правило, лицензионное ПО поставляется либо в специализированных коробках, либо в фирменной упаковке для компакт-дисков, содержит документацию типа руководства пользователя и т.д.) и, во-вторых, из части перенесенной на данную копию стоимости разработки ПО.
Для примера можно рассмотреть жизненный цикл тиражного продукта для автоматизации бухгалтерского учета или корпоративной информационной системы. Разработка качественного продукта командой специалистов занимает несколько лет, на финальном этапе разработки продукт тестируется внутри самой компании, ее партнерами и клиентами и дорабатывается до "продажного" состояния. Начинаются продажи, которые необходимо поддерживать грамотной рекламной кампанией, развитием своей сбытовой сети, квалифицированной поддержкой пользователей. Работа разработчиков с выходом программы в продажу и исправлением замеченных недочетов не заканчивается — они вынуждены постоянно на протяжении многих лет адаптировать программу под законы, разрабатывать методики переноса данных и перехода пользователей на новые условия учета. Зачастую обновления программы для пользователя в течение всего срока работы программы или в течение гарантийного срока производителя бесплатны, поэтому это прямые издержки производителя. Со временем программа морально устаревает, отстает от новых модных технологий, и разработчики переключаются на создание более современной версии. Но пользователи уже привыкли работать на старой программе, не всем нужны возможности интернет-поддежки или XML-технологий, они вполне довольны своей текущей программой. Поэтому разработчики параллельно еще долгое время продолжают одновременно поддерживать старую линейку продуктов. Процесс длится годами, нарастая как снежный ком. Таким образом, к стоимости каждой копии тиражируемого ПО следует добавить также часть стоимости дополнительных услуг, гарантируемых фирмой-разработчиком.
Приведем небольшой пример.
Пусть стоимость разработки делового тиражного ПО составляет 2 миллиона долларов США (вполне реальные цифры при разработке нового сложного программного продукта), а себестоимость тиражирования каждой новой копии этого ПО при тираже 20 тысяч экземпляров составляет 20 долларов. Тогда реальная себестоимость каждой копии такого ПО, с учетом затрат на разработку, составит 120 долларов (20 долларов составляет себестоимость копии и 100 долларов — доля стоимости разработки ПО в целом). Таким образом, рассуждения о том, что затраты на копию программы малы, а цена на нее искусственно завышена производителем, не совсем корректны, так как не учитывается стоимость самой разработки. Кроме того, в розничной цене следует учитывать затраты на хранение, транспортировку и сбыт ПО, на рекламу, на содержание службы поддержки пользователей и другие. Будем считать, что эти расходы составляют 25% от себестоимости и равны 30 долларам. Заложим валовую прибыль в размере 30% и получим розничную цену 195 долларов (100 — разработка, 20 — производство копии, 30 — накладные расходы, 45 — прибыль).
Посмотрим теперь, какой реальный вред наносит фирме-разработчику пиратство. При условии продажи всего планируемого в примере тиража данного ПО при розничной цене на экземпляр 195 долларов (для простоты будем считать, что фирма продает ПО только сама) фирма-разработчик получит валовый доход в размере 20000х195=3900000 долларов. При этом прибыль фирмы составит плановые 30%.
Даже если предположить, что произведено не 20 тысяч, а всего 10 тысяч копий ПО (с учетом поправки на пиратство), то доход уменьшится вдвое и, следовательно, фирма-разработчик практически при одних и тех же трудовых и финансовых затратах на разработку ПО получит вдвое меньше, что резко снижает рентабельность бизнеса в целом и эффективность использования ресурсов. Имеет место упущенная из-за пиратства выгода.
Процесс разработки компьютерной игры отличается некоторыми особенностями.
Цена нелицензионного CD-ROM с игрой составляет в среднем 3 доллара. Значительную долю в этой цене составляет стоимость самого носителя с упаковкой, поэтому с каждой копии разработчик получает считанные центы дохода. Только очень большие тиражи могут окупить затраты на разработку, локализацию (перевод), издание и продвижение игры. Из-за пиратства не всегда удается продавать тиражи, на которые издатель рассчитывал изначально, в результате рентабельность игрового проекта вообще может оказаться под вопросом.
|