Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2007 гг.)
Новой точкой отчетности временем активного формирования нового исторического этапа в развитии радиовещания России стало начало 90-х гг. Политические, экономические и социальные преобразования в стране привели к серьезным изменениям в структуре и функционировании всех средств массовой информации, в том числе и электронных. Их демократизации, делению по различным формам собственности (государственной, муниципальной, общественной и частной), возникновению широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий. Прежде всего, подверглась изменениям структура бывшего Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 г. вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК. В ноябре-декабре 1991 г. Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую телерадиокомпанию «Останкино», В состав которой входили следующие редакционные коллективы: · «Радио-1 Останкино» (бывшая 1 программа Всесоюзного радио); · Информационно-музыкальная программа «Маяк» (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию; · Программа «Молодежный канал» радиостанции «Юность»; · Радио «Орфей» - классическое музыкальное наследие.
Теория и практика массовой информации_____________________________97
Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное «Останкино» и набиравшее силу«Радио России» - две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту. Надо сказать, что обе организации в своейпрограммной политике развивались в целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояло главным образом в том, что «Радио-1» двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно плодотворную, тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля «Рампа у микрофонa», проводившегося осенью 1995 г. к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; «Радио России», «Эхо Москвы» посвятили ему несколько программ. Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания. Более молодое, конкурирующее с «Радио-1» и другими каналами «Радио России» вступает в 1992 г. в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. «Радио России» превращается в главный государственный канал информации. На волнах «Радио России» звучат выпуски новостей, аналитические передачи, литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. «Радио России» вобрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного Радио, «Маяка», «Юности», иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Сикалашвили, Д. Ушканов и др.). В основу программной концепции «Радио России» было положено деление вещательного дня на ряд так называемых «каналов» - вещательных блоков. Здесь надо сделать терминологическое уточнение с конца 80-х и особенно в начале 90-х гг. и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова «канал», «передача», «программа» стали употребляться как, синонимы одного и того же явления, одной и 98______________________________________________________А.Г.Киселев
той же формы вещания. Появились и новые определения, вроде «передача на первой кнопке» или просто «третья кнопка» с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государственную значимость программы или уровень опеки и патроната властей. Это, мол, первая кнопка! А это - только третья значит, менее важная. И уже не всегда можно было понять, что имели в виду журналист или его начальники, употребляя слово «канал», - техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение - передачу, соединяющую разные по жанрам журналистские материалы, объединенные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания). Утром на «Радио России» звучал двухчасовой блок канала «Начало», включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу «Домашняя академия». В программах авторского канала «От первого лица» обсуждались проблемы политики и экономики. Поздно вечером выходил молодежный развлекательный канал «4/4», включавший ставшие быстро популярными джазовые программы А. Колосова, цикл передач «Корни И ветви» - о жизни и судьбах известных людей. Программы для детей выходили в эфир утром под общим названием «Детский остров». Для подростков существовал «Шалтай-Болтай»; для старшеклассников - познавательные программы, программа психологической помощи подросткам «Счастливый билет», а также «Танцы на ужин» - дискотека с диджеем. Отдел религиозных программ знакомил своих слушателей с деятельностью различных религиозных концессий на: территории России. Существовали также рубрики по письмам слушателей: «Час письма», «Из России с любовью», «Преодоление» и др. С тех пор как «Радио России» стало главной государственной компанией, оно постепенно теряло свой «альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться о программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом «Радио России» превратилось в официальный источник информации важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом Президента России «О совершенствова-
Теория и практика массовой информации_____________________________99
нии телерадиовещания» от 6 октября 1995г. «Телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована. «Радио России», оставшуюся в составе ВГТРК, Радио-1, «Маяк», «Юность» и «Орфей» получили статус общероссийских каналов с равными льготными и правами на использование технических средств, принадлежащих государству. Было подтверждено создание российcкой радиовещательной компании «Голос России» (образована в 1993 г.) - иновещания. Таким образом, были созданы единые условия для развития всей государственной системы радиовещания в Российской радиостанции. Можно констатировать также закрепление автономизации отдельных эфирных каналов в этот период, их полную самостоятельность в проведении программной и кадровой политически и как следствие - безусловно, усиление конкуренции в сфере государственного радиовещания. Однако реорганизация не сработала, и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных структур, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской в информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности. Да и отсутствии необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании. Помимо этого важного психологического фактора сыграла свою роль и объективная ситуация в стране: не только недостаточное финансирование электронных СМИ. Но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, интеpec к радиовещанию появляется у правительства в моменты либо кризисных ситуаций, либо выборов или других общенациональных политических кампаний) Смелее откликнулся на требования времени стремительно информировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением, возникла качественно новая ситуация, радикальноизменившая старую структуру радиовещания в стране. После того как в 1991 г. было разрешено частное, коммерческое радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в област-
100________________________________________________А.Г.Киселев
ных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 г. в Москве функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, в 1992 - 21, в 1993-м - 27, в 1994 г. - 33 станции. В целом же к середине 1994 г: государством было выдано более 4 лицензий на коммерческое телерадиовещание. При этом ряд станций исчез из эфира, например «Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина - первый прорыв отечественных вещателей в еще не освоенную сферу музыкального УКВ- FM - диапазона. На рубеже 80-90-х гг. стал заполняться диапазон (отечественный стандарт). Это связано было с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребления была рассчитана только на его прием. Но по мере насьпцения российского рынка западной и японской техникой аудиторией стал уверенно осваиваться FМ-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие как «Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы», обладали частотами в обоих диапазонах. О росте негосударственного вещания к концу 90-х гг. говорят и такие, цифры: Федеральная служба телевидения и ради вещания Российской Федерации выдала к 1998 г. более 15 лицензий на право вещания, главным, образом частным лица так, в Москве к концу 90- х гг. работали более 40 негосударственных радиостанций, из них в УКВ- FM -диапазоне – около 25 и т.д. Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим особенности некоторых из них. Музыкальная радиостанция «Русское радио» начала вещание в августе 1995 г. Эта станция вскоре вырвалась в лидер коммерческого вещания, оставив позади и «Европу Плюс», «Радио-7», и радио «Максимум». Феномен «Русского ради заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие, а глав-
Теория и практика массовой информации____________________________101 ное «музыка для души» - отечественная музыка минувшего времени и наших дней - все это обеспечило ей успех. Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по частичной или полной переориентации на российскую или русскоязычную музыку. Социологические исследования показали, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел. Изменило свою музыкальную политику радио «Максимум», предназначенное прежде всего для молодежи, таким образом это удержало свои позиции в группе лидеров FМ-диапазона. Особое место занимают радиостанции так называемого «общего и новостного формата». Это станции, в программах которых было серьезное место отведено информации, аналитическим задачам, художественным и др. Таков, в частности, формат радиостанции «Эxo Москвы». «Свободное радио для свободных людей» - таков девиз и принцип, выдвинутый создателями радиостанции «Эхо Москвы», начавшей свои передачи в эфире 22 1111 уста 1990 г. Верность девизу, профессионализм в его практической реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции не только в Москве, но и в десятках городов и регионов России, где была организована ретрансляция программ радиостанции. Для журналистов «Эха» с первого выхода в эфир не существовало запретных или невыгодных тем - самые острые включая болезненные и трагические, вопросы жизни обществa и отдельных людей, такие как путч 1991 г., террористические акты в России и за рубежом, война в Чечне, катастроф, положение в армии, городские проблемы, вопросы социальной и правовой защиты граждан и др., постоянно становятся объектами внимания «Эха Москвы». Наряду с программами просветительского характера по истории страны и мира, с передачами об искусстве и культуре, литератуpe и музыке, которые готовят А. Агамиров, А. Варгафтик К. Ларина, Р. Валиуллин, М. Пешкова, В. Рамм, М. Королева, Б. Алексеев, М. Багдасарян, Н. Болтянская, Т. Невская и их коллеги, практически все журналисты «Эха Москвы» успешно соединяют в своей ежедневной практике навыки репортеров и обозревателей, специализирующихся на той или иной проблеме.
102________________________________________________А.Г.Киселев
С первых дней сyществавания «Эха Москвы» были определенные основополагающие критерии информационных материалов: четкое разделение факта и комментария, показ события наиболее полном и многогранном его, проявлении, оперативность иногда опережающая информация, достоверность, максимальное использование, различных источников, выделение основного события дня. Динамичное развитие информационного вещания, постоянные инновации, эксперименты привели к созданию насыщенного информационного поля – утреннего, дневного вечернего каналов. К ним примыкают сделанные в оригинальной разговорной форме обзоры газет, новости экономики, спортивный канал. Аналumuческuе программы отличает не только злободневность обсуждаемых вопросов, но и их ограниченное включение в новостные передачи по свежим следам событий, а также, привлечение к обсуждению в форме живого, диалога эксперта политиков, общественных деятелей, журналистов и др. Особую привлекательность дискуссиям общественно-политического характера в программах «Рикошет», «Персонально ваш» и другие придает возможность для слушателя включиться в передачу, выказать свое мнение в прямом эфире, принять участие интерактивном голосовании. В эфире «Эха» можно услышать интервью с крупнейшими политическими деятелями разных стран. Просвеmumельскuе, культурные, nознаваmельные программы имеют, также специфический характер. Это воспоминания потомков известных личностей («Непрошедшее время»), новости театра и кино, «Театральная площадь», «4 минуты театрам», «25-й кадр»), «Арбатский АРС», «Саунд трек» снискавшая всеобщую популярность передача М. Королевой «Говорим по-русски», исторические передачи, наконец, викторин и конкурсы «Книжное казино» и «Все на выход». Существуют и сnецuалuзuрованные программы для автомобилистов, садоводов, пользователей Интернета. Интерактивность - важнейшее качества программ «Эхо Москвы». Эта первая радиостанция, которая нашла удачную постоянную совершенствуемую форму диалога са 'слушателе причем бесспорными лидерами здесь являются передача главного редактора А. Венедиктова и его заместителя С. Бунтмана
Теория и практика массовой информации____________________________103
«Без посредников» и программа «Рикошет». Важное место занимают игры и радиошоу с использованием новейших технологий, позволяющих соединить в эфире вeдyщeго в студии, - радиослушатателей по телефонной линии и шоумена и участников передачи, находящихся вне студии («Большая конан-дойлевская игра», «Бендер-шоу», «Большая фандоринская игра» и др.). Добавим к этому, что, на рубеже XXI в. аудитория «Эха Москвы» составила десятки миллионов человек, ибо к- 2000 г. передачи станции распространялись регулярно почти в 70 крупных городах страны и прилегающих к ним регионах. Интерес к политике, экономическим проблемам, повседневным вопросам жизни побудил некоторые станции музыкального профиля обратиться к новым темам, пригласив наиболее приоритетных и известных журналистов. Так, «Радио-7» организовало еженедельную программу «Давайте это обсудим» с В. Познером, посвященную актуальным проблемам. Эта передача резко подняла престиж станции. Интересное явление в негосударственном секторе радиовещания - религиозные радиостанции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Благовест», «Алеф», «София», «Голос ислама», «Радиоцерковь», относящиеся также к числу разговорных, и др. Путь, пройденный коммерческим вещанием, достаточно сложен. Многие станции родились и развивались под сильным влиянием государственных, особенно это относится к тем из них, основателями которых стали журналисты, работавшие в единственной в стране государственной радиоструктуре. Некоторые начинали просто с нуля, не зная специфики радио, его труды, закономерностей. Ряд каналов осваивал западные модели - сначала в чистом виде, а затем с пониманием необходимости их модификации, адаптации к российским условиям. Государственным станциям пришлось значительной мере рассматривать свои программные концепции, корректировать радиовещания, вводить новые программы. И это в весьма бедственных условиях, в которых оказались государственные станции особенно после президентских выборов 1996 г. На пресс-конференции в феврале 1997, г. выяснилось, что в 1996 г. государственныe радиостанции получили всего, лишь 4% от положенных им бюджетных средств.
104_________________________________________________А.Г.Киселев
Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствую постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая централизованная государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с телеканалами вошли «Радио России», «Маяк», соединенный с «Юностью», «Голос России», 89 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиоцентров на местах. Воссоздается жестко централизованная вертикаль государ- ственного телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР). «Радио России» - неизменным лидер отечественного веща ния, имеющий высокий рейтинг и потенциала доверия аудитории. Программы «Радио России» слушают на территории все страны. Это многопрофильная радиостанция, на волнах которая звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демографической направленности. Она имеет полноценное информационное и информационно-аналитическое вещание: выпуски новостей - «Вести», канал «От первого лица», который ведет Н. Бехтина, ток-шоу В. Ушканова «Персона грата», в котором принимают участие наиболее видные политические деятели, крупные экономисты, ведущие ученые, артисты и др. Серьезное мecтo среди общественно-политических передач занимает «Пресс-клуб», «Мир за неделю» с А. Бовиным, «Открытия студия», комментарии Л. Борзяк. У слушателей популярны «Домашняя академия», «3доровье», «ХХ век Люди. События. Идеи. Золотой запас России» (В. Соколовская) - программы о людях - наших современниках, «Детский остров», музыкально-развлекательные программы (Т. Визбор и др.), познавательна передача Л. Азарха «Алфавит». «Радио России» сумело сохранить то лучшее, что было в отечественном радиовещании: культурный и музыкальный пласты, традиции постановочных передач. В эфире «Радио России» звучит как классическая музыка («Опера для публики» Л. Азарха), так и лучшие образцы современной литературно-музыкальные композиции, спектакли радиотеатра, передачи постановочного чтения. Серьезную эволюцию претерпела информационно-развлекательная радиостанция «Маяк». К началу 2002 г.«Маяк» объединяет три канала. Во-первых, традиционный федеральный
Теория и практика массовой информации____________________________105 «Маяк», существующий с августа 1964 г. (занесен в книгу ре- кордов Гиннеса как единственная радиостанция, не менявшая почти за 40 лет своего названия и мелодии позывных). «Маяк» насчитывает огромный поток информации, каждые 15 мин звучат новости, за сутки можно услышать 55 оригинальных звуковых материалов, репортажи, интервью с политиками, учеными, экспертами в различных областях. Располагая сетью корпунктов регионах, «Маяк» имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости, оперативные комментарии. Ключевое направление государственной радиостанции «Маяк» - освещение нарушений правительства. Государственной Думы, министерств. Среди аналитических программ особенно популярна передача политического обозревателя Ю. Семенова «Народ и власть» - в режиме прямого эфира слушатели имеют возможность задавать вопросы высшим чиновникам. Внимательно изучая радиорынок, «Маяк» меняет сетку, разрабатывает свои проекты, в том числе иинформационно-музыкальные. Второй канал - радиостанция «Юность», программы которых рассчитаны на молодежь 15-25 лет. И, наконец, новый специализированный информационный проект - «Маяк24», начавший вещание 26 апреля 2000 г. Это радио для социально активных людей 30-40 лет, которых интересуют последние новости: политические, экономические, позитивная оперативная информация из разных регионов страны и зарубежья. В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу - важнейший источник существования радиостанций. Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты; свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика любой современной радиостанции. Интересен опыт московской радиостанции «Авторадио», работающей для тех, кто находится за рулем. «Авторадио» стре-
106________________________________________________А.Г.Киселев
мится дать максимально оперативно всю необходимую для водителя информацию: о состоянии дорог, об аварийности, преступности, экологических проблемах и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех станции, которая расширила свою аудиторию за счет музыкальных, развлекательных игровых программ. Важные черты развития СМИ на рубеже ХХ и ХХI вв. концентрация капитала, медиасобственности, образование мощных вещательных корпораций, борьба за передел собственности - все это в значительной мере определяет состояние радиорынка. В московском эфире в 2002 г. работали 25 15 из них входили в пять разных холдингов. В 1996 г. был создан первый мультимедийный холдинг «Медиа-Мост», охватывавший все направления деятельности СМИ в том числе и радио. Эту корпорацию можно былo бы постав в ряд с крупнейшими западными аналогами, если бы не возникшие после финансового кризиса 1998 г. экономические, финансовые, юридические и другие трудности, которые привели тому, что все производящие и вещательные составляющих холдинга перешли к новому владельцу - «Газпром-Медиа (включая радиостанции «Эхо Москвы» и др.). Самым крупным холдингом к началу ХХI в. стало ЗАО «Российская медиагруппа» (РМГ), удостоенное в 2001 г. прем Правительства РФ в области науки и. техники за создание общероссийской вещательной сети «Русское радио». В состав холдинга - имеющее высокий рейтинг среди коммерческих станций «Русское радио», станции «Монте-Карло», «Динамит-FМ», а также «Русское радио-2», начавшее вещание в 2001 г. Корпорация «Европа Плюс» схожа по своей структуре РМГ. Помимо первой в России коммерческой радиостанции «Европа Плюс» в нее входит «Радио Ретро». «Авторадио - Народная марка», радиостанции «Новости оn- line» (выходит в эфир мая 2001 г.) и «Энергия» принадлежат информационно-издательскому холдингу. «Проф-Медиа». Наконец, в холдинг «New Corporation» входят музыкальные радиостанции «Наше радио» и «Ультра». Одна из сформировавшихся тенденций радиорынка - развитие сетевых станций. (Это «головные» станции, имеющие фи- Теория и практика массовой информации____________________________107
лиалы на местах и охватывающие вещанием обширную территорию.) В государственном секторе к ним относятся прежде всего «Радио России» и «Маяк», вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это станции «Русское радио» (700 городов России и зарубежья, в том числе шесть городов США, где есть многочисленная русская диаспора), «Русскoe радио-2» (18 городов России и СНГ), «Европа Плюс» (300 городов страны), «Наше радио» (130 городов России). Крупными сетевыми станциями являются «Эхо Москвы» (70 городов страны и зарубежья), «Шансон» (37 городов). Стратегии, направленной на постоянный рост зон влияния, следуют все холдинги и высокорейтинговые станции. К числу важных явлений развития радиорынка на рубеже XX-XXI вв. следует отнести создание новых станций и исчезновение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, концерн «Русская медиагруппа» расширил свою структуру за счет радиостанции «Станция», которая вскоре передала свою частоту «Русскому радио-2». Вытесненные из эфирного пространствa радиостанции «Надежда», «Ностальжи», «Радио-l0l», «Престиж» и ряд других сменили «Love радио»; «Шансон», в наше время на милицейской волне», радио «Арсенал» (созданное как дочерний канал «Эха Москвы»), «Тройка» и «Энергия». Процесс поглощения небольших станции крупными медиа-холдинга- характерный феномен развития радиобизнеса в начале XXI в. Внедрение высоких информационных технологий открыло широкие возможности для совершенствования качества вещания, экспериментов в области создания новыx программ и яркостью звукового решения и оформления программ полностью перешли на цифровое вещание не только крупные коммерческие радиостанции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Однако возник серьезный разрыв между станциями; оснащенный новейшими информационными технологиями и современной техникой, и радиоорганизациями, таких возможностей не имеющими, - особенно в регионах. Тем не менее, радио по-прежнему играет огромную роль в жизни страны. Это обстоятельство объясняется рядом причин. Исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в «глубинке» России. Именно поэтому оно
108________________________________________________А.Г.Киселев
способно сыграть важнейшую интегрирующую роль. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио и 77% из числа опрошенных отмечают, что радиовещание в целом их удовлетворяет. А это значит, что требования к работе журналиста у микрофона, критерии успеха и уровень контакта с аудиторией требуют постоянной заботы, а следовательно, повышения мастерства. Основу радиовещания в описываемый период составляет прямой эфир с элементами интерактивного общения с аудиторией. Вполне естественно, что такие возможности меняют, постоянно ускоряя, ритм вещания. В то же время стало очевидным, что чрезмерное увлечение «высокими технологиями» приводит порой к снижению качества профессиональной практики радиожурналиста у микрофона. Журналисты все чаще сталкивались с собственным неумением формулировать мысли, не говоря уже об общем резком снижении культуры речи. Не случайно возник живой интерес к наиболее ярким обpaзцaм отечественного радио. «Русское радио» передавало в эфир для детей знаменитую «Радионяню», «Клуб знаменитых капитанов» возродился на волнах радиостанции «Эхо Москвы» готовятся художественные передачи на радиостанции; «Арсенал». Радио XXI в. все чаще обращается к лучшим традициям отечественного вещания. Это касается всех. направлений вещания и в информационной деятельности радио, и в публицистике, и в организации просветительских и развлекательных передач. Анализ отечественного радиовещания на рубеже веков позволяет сделать следующие выводы. • В условиях широкого выбора каналов сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. • Возросли оперативность, динамичность информационного радиовещания благодаря использованию постоянно расширяющихся источников информации, новейших технологий. • Продолжают развиваться разговорные программы тип шоу, появилось множество развлекательных, «игровых» пере-
Теория и практика массовой информации____________________________109
Теория и практика массовой информации____________________________111
стал Б.Л. Розинг. Стремясь преобразовать электромагнитные колебания в световые, он в 1907 г. создал катодную (электронно-лучевую) трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электронов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует ее торец, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Ученик Розинга В. 3ворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реализации электронной системы. телевидения. Считается, что электроннoe много строчное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания - в 1936 г. в США и Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР. Первая разработка по цветному телевидению была завершена в США в годы Второй мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой скоростью вращался диск со светофильтрами; при этом изображение получалось слишком малого размера, да и принимать его нельзя было на обычном телевизоре. Эти проблемы были устранены только к 1953 г., одна из электронных систем была выбрана в качестве стандартной для США. Она известна как НТСЦ по названию Национального комитета телевизионных систем. А в СССР первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 г. в Ленинградe, и завод имени Козицкого выпустил тогда небольшую партию цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром18см. и вращающимся трехцветным диском. Работы по созданию системы цветного телевидения по типу НТСЦ велись на кафедре телевидения Ленинградского электротехнического университета, связи (под руководством П. Шмакова) и во ВсесоюзномНИИ телевидения (В. Крейзер). Вскоре были выявлены недостатки, показавшие нецелесообразность введения в стране системы НТСЦ. Тем временем французский инженер Анри де Франс создал систему СЕКАМ («поочередность цветов с памятью»), а немецкий специалист В. Брух - систему ПАЛ «перемена фазыпо строкам»). СССР, а также ряд европейских, африканских и азиатских стран присоединились к системе СЕКАМ, другая группа государств выбрала ПАЛ. Телевизионные центры советских городов были оснащены соответствующим оборудованием, по радиорелейным и спутниковым линиям связи программы цветного телевидения стали подаваться сначала по 6 часов в неде-
112____________________________________________________А.Г.Киселев
лю (1968 г.), затем по 12 (1969 г.), а в 1970 г. - уже по 20 часов в неделю. Но до конца 70-х гг. существовавшие трех различных систем цветного телевещания было причиной возникновения сложных проблем. Только потом были созданы телекамеры, приемники и видеомагнитофоны, способные передавать, принимать и записывать цветное изображение, сформированное по любому из трех стандартов. Уже давно российские телезрители, как и телезрители во всем мире смотрят практически все передачи в цвете. В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 г. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ, а 7 ноября впервые с Красной площади в Mосквe состоялась внестудийная (в цвете) передача военного парада демонстрации с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции цветного телевидения, 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, размещенная в уникальной свободно стоящей башне из предварительно напряженного монолитного железобетона (железобетонный ствол башни заканчивается на высоте 386 м, а далее его продолжают трубчатый металлические конструкции, на которых размещены антенные сооружения. Все радиотехническое (телевизионное и радийное) оборудование станции расположено внутри ствола башни. Подобное сооружение не имело равных в мировой строительной практике. На башне устроена смотровая площадка и знаменитый трехэтажный ресторан «Седьмое небо» с вращающимся полом; 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизионный центр, а 2 ноября - сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизионных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1». Аудитория телевидения увеличилась сразу на 20 миллионов человек. Сегодня «Орбита», а также системы «Экран», «Москва» базируются на космических аппаратах «Горизонт», «Экран-М», «Экспресс» и позволяют осуществлять вещание программ по пяти временным зонам. Система «Москва глобальная» передает российские программы почти во все страны мира. В ряде регионов (Европейская часть России, Урал, Сибирь) распространяются программы ТРК «Петербург», НТВ, и ТВ-6. На базе спутникого непосредственного вещания «Галe» с 1996 г. начались переда- Теория и практика массовой информации____________________________113
чи четырех программ «НТВ-ПJIЮС». В стране к 1997 г. была созданa уникальная распределительная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тыс. км наземных радиорелейных линий связи, 12 тыс. телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание - доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до которого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98% населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94% - две программы и 36% - три и более программ. Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вcкope этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметровых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжает возникать немало негосударственных телекомпаний. Предоставить каждой из них канал становился все более сложной задачей. Проблему стали peшать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непо
|