Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Документально-художественные жанры радиожурналистики





· Радиоочерк;

· Радиозарисовка;

· Радиорассказ;

· Радиофельетон;

· Радиокомпозиция.

 

В последнее время все большее распространение получает

термин «документально-художественные». Это можно объяс­нить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии груп­пы жанров излишне. Во-вторых, термин «документально-ху­дожественные» подчеркивает приоритет документальности в со­ставе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально­-предметной основе.

В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувствен­ная оценка и образное представление о человеке и о событии». Добавим и художественное проявление, раскрытие и ощу­щение всех этих важнейших компонентов, составляющих еди­ное целое документально-художественного произведения.

Слово «документ» переводится с латинского как «поучительный пример», «способ доказательства», «свuдеmель-

Теория и практика массовой информации_____________________________65

ство». Такое толкование значения слова показывает, сколь широки «владения» документа и какова его роль в жизни чело­века, особенно для нашего времени. Несомненно, что всеми этими качествами обладает и «звуковой документ».

В радиожурналистике важна предварительная обработка инструментального материала, огромную роль в которой играет монтаж.Монтаж, как уже подчеркивалось, многогранное понятие.

Сочетание технической стороны фонодокумента, его ос­мысления, творческой обработки и включение в контекст пуб­листического произведения усиливают его содержательное эмоциональное воздействие. Звуковой документ с помощью монтажа приобретает новое качество.

Документально-художественные жанры призваны показы­вать изображать факты, ситуации, события, явления, харак­теры людей в деталях, художественно описывая их в действи­и. В оценках, что позволяет представить поведение человека, социальные проблемы в живых картинах с исследованием и от­ражением более глубоких связей между фактами и событиями, подавая их более развернуто и масштабно.

Функционально-предметная «база» этих жанров определя­ет их основу органичное соединение, сочетание докумен­тности и художественности. Это значит, что факты в них, как правило, документальны (адреса, имена героев, поле их деятельности и т.д.), раскрываются через поступки, действия людей и изображаются художественными средствами.

Подединством документальности и художественности понимается органичность их соединения в структуре публицис­тического текста, при этом нормы их количественного объема в произведении определяются конкретными задачами, характе­ром собранного материала, опытом журналиста, его талантом, в конце концов. Сама форма этих жанров как бы позволяет сдвигатьв одном случае количественный акцент на документаль­ность, в другом - на художественность.

В документально-художественных жанрах автор «присут­ствует» в произведении в самых разных формах: в отборе информации, ее оценке, собственных размышлениях и способах организации текста. Диапазон его проявления очень широко приобретает новое качество: в радиоочерке и радиорассказе

 

66_________________________________________________А.Г.Киселев

 

журналист может присутствовать и как лирический герой. Раз­нообразные методы исследования темы, проблемы, характера героя, определяемые задачей его публицистического выступ­ления в эфире, поворачивают его творческую деятельность раз­ными сторонами: он выступает как наблюдатель, истолкователь, собеседник, исследователь и т.д.

Докуентально-художественные жанры вбирают в себя методы, которые используют другие жанры, все языковые, стилистические, акустические средства. Это жанры сложные, синтетические в первую очередь по своей структуре. Они не­редко активно используют элементы других жанров для решения своих публицистических задач.

Делая акцент на слове «документальность» при характе­ристике этих жанров важно не забывать об огромном значении «художественности» при описании их поэтики. Художественные элементы присутствуют в разной степени в организации и про­явлении документального материала. В информационных и ана­литичecкиx жанрах - частично, в жанрах третьей группы - в полной мере. Это относится к сюжету и к композиции радио­очерка, радиофельетона, радиокомпозиции, к использованию всех изобразительно-выразительных средств, главным образом языковых. Поэтому работа над этими жанрами требует литера­турного мастерства, умения владеть всем арсеналом звучащей публицистики.

Время и пространство не только субстанциональные фи­лософские понятия, но и творческий материал для соединения различных фрагментов в органичное целое. Как правило, в ра­диоочерке, радиорассказе, радиофельетоне, радиокомпозиции отражается нелинейное течение текущего времени. Это время «законсервированное» - уплотненное. Время и пространство ­сюжетообразующие факторы, выражающие точку зрения ав­тора на прошлое и на происходящие события. В дальнейшем, рассматривая

творческий процесс создания произведений доку­ментально-художественных жанров, эти вопросы будут изло­жены детальнее.

В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифо­нические, создающие определенный звуковой образ - и конк­ретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушате-

 

лю, тональность звучания также неодномерны. Специфика природыэтих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста. Информационные и аналитические жанры, особенно радиообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры экологические, более жестко «привязанные» к предмету отра­жения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетия они трансформировались не так активно, это обусловлено значительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой сводообразной формой, запечатлели процесс освоения всех воз­можностей радиопублицистики. Поэтому история функциониро­вания их в эфире раскрывает спектр творческих поисков жур­налистов на разных этапах развития отечественной радиожур­налистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире.

Теория и практика массовой информации_____________________________67

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их при­рода, жанровые признаки?

2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художествен­ных жанры от аналитических?

3. Что значит «звуковой документ»?

4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство?

5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку»

(характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звуча­щий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски».

 

67_________________________________________________А.Г.Киселев

 

6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот ус­лышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рын­ке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конк­ретном случае.

Радиокомпозиция Композиция - понятие, широко используемое при ана­лизе произведений различных видов искусства (литературы, музыки, кино, театра, живописи, фотографии). И в каждом из них композиция подчиняется теме, характеру материала, с помощью которых фиксируется и отображается действительность. «Комnозuцuя» в переводе с латинского имеет два основных зuаченuя: сочuненuе u составление. Первое - подчеркивает ее основополагающую роль в искусстве. Само «сочинение» ­уже есть композиция. «В литературе и искусстве - конкрет­ное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих художественное целое». Радиокомпозиция активно использует звучащее слово и музыку. Поэтому обратимся еще раз к трактовке этого понятия литературоведами и музыковедами - для лучшего выясне­ния возможностей и особенностей жанра. Литературоведы трактуют «комnозuцuю» как «членение u взаимосвязь разнородных элементов или иначе компонентов, лuтературuого nроuзведеuuя», выделяют и чисто внешнюю оргаuuзацuю nроuзведеuuя (деление на гла­вы, части, явлeнuя, абзацы, строфы u т.д.) u рассматривают ее как «структуру художественного содержания,как его внутреннюю основу». «Комnозuцuя в музыкеэто структура музыкального произведения, его музыкальная

7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и со­брание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и склады­вайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств».

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________69

форма». Из этого следует, что в теории музыки компози­ция - важнейший компонент формы. Не случайно автора му­зыкальных произведений называют композитором.

Истоком радиокомпозиции стала эстрада, выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х гг., исполнял свои собственные компози­ции на сцене. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую сти­листику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами пре­красно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров.

Постепенно к монтажу публицистических и поэтических текстов прибавился документальный материал: сценки реальной жизни, музыка, частушки на злободневные темы. С конца 20-x - начала 30-х гг. литературно-музыкальные радиокомпо­зиции занимают постоянное место в эфире. Политические, ис­торико-биографические темы поворачивают радиокомпозицию в русло публицистики тех лет: героика, прославление строитель­ства социализма. Жанр обретал свою самостоятельность, само­бытность, осваивая новую сферу и новые выразительные возможности звучащей публицистики.

Функции радиокомпозиции (познавательная, воспитатель­ная) соотносились с политическими и эстетическими задачами и решали их в комплексе, Предметом радиокомпозиции стали как литературные, музыкальные материалы из уже созданных про­изведений (классических и современных авторов), так и написанных специально для радио, объединенных одной темой и единой эстетической установкой. Основной метод работы над радиоиокомпозицией - монтаж: отбор и художественная органи­чения структуры звучащего произведения.

Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав доку-ментального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую.

Современная радиокомпозиция отходит от прямой публи­цстичности, а тем более патетики; которыми были перегруже-

 

70______________________________________________________А.Г.Киселев

 

ны тексты 50-:-80-х п. Она все больше наполняется познава­тельным материалом.

Радиокомпозиция часто приурочивается к крупным памят­ным датам. Это хороший повод для выхода в эфир. Обычно в такие дни внимание общественности, широкого круга слушатeлeй привлечено к юбилейной теме.

Разновидностью радиокомпозиции является радиофильм.

О его жанровой форме существуют разные мнения. Одни счи­тают его самостоятельным жанром, другие причисляют к раз­новидностям очерка, третьи относят его к видам радиокомпози­ции.

Радиофильм отмечен одной очень яркой характеристи­кой - в нем преобладающее значение имеет монтаж, особое композиционное построение, позволяющее соединять в едином тексте документальные и художественные структуры: на осно­ве. сочетания разных звуковых «кадров». Поэтому радиофильм ближе всего стоит к радиокомпозиции, что и позволяет счи­тать его ее разновидностью.

Предметом радиофильма является изображение ярких при­меров, взятых из жизни, исторических картин, осмысленных художественно и соответственно смонтированных. Методы ра­боты журналистов и режиссеров: отбор и обработка разнообраз­ного материала определенной тематики.

Время, отображаемое в конкретном материале, соединяло две основные линии: показ текущих событий и ассоциативное расширение временных и пространственных рамок для созда­ния звукового образа эпохи. Документальность усиливала дос­товерность, музыка, шумы, игровые сценки - эмоциональное воздействие на слушателя. И действительно, радиофильмы до­военных лет представляют из себя интереснейший историчес­кий материал для понимания духа времени.

Чем крупнее и значительнее событие, которому посвящен радиофильм, тем интереснее документальные материалы, тем больше возможностей ввести в текст игровые сцены, характе­ризующие действия героев и само событие. Журналист, рабо­тающий над радиофильмом, должен постоянно думать о сцене разных планов.

Лучшие радиокомпозиции, радиофильмы, радиоочерки хранятся в фонотеках, радиокомитетов. Их тексты публикова-

 

 

лись в сборниках, журналах, бюллетенях. Они составляют зо­лотой фонд вещания, являются звуковыми страницами летопи­си страны. В них запечатлено историческое время и время их создания. Эти образцы звучащей публицистики представляют собой настоящую школу для тех, кто хочет овладеть мастер­ством радиожурналиста. Радиокомпозиции и радиофильмы, использующие истори­ческие материалы из прошлого страны, о жизни и достижени­и великих ученых, писателей, артистов, высокохудожествен­ныe литературные и музыкальные тексты, помогают эстети­ческому, патриотическому воспитанию слушателей, развитию вкуса, поднятию культурного уровня. Это особенно важно в наше время, когда эфир переполнен произведениями массо­вой культуры, трансляциями эстрадных выступлений поп-пев­цов, хит-парадов, уровень которых ориентирован на самые не­взыскательные интересы аудитории. В современном эфире радиофильмы звучат редко, но они упрощаются с учетом прежнего опыта.

Теория и практика массовой информации_____________________________71

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите жанровые признаки радиокомпозиции.

2. Каковы принципы сочетания различных фрагментов радиокомпозиции?

3. Выделите функции журналиста и режиссера в процессе работы над радиокомпозицией.

4. Проанализируйте радиокомпозицию, подготовленную опытным журналистом. Обратите внимание на работу звукоре­жиссера.

5. Изучите те фонды фонотеки, которые могут пригодиться вам для подготовки тематических, историко-биографических композиций.

6. Посоветуйтесь с радиорежиссером, как работать с фондовыми­, фонодокументами и записями художественных передач. Составьте себе список тех записей, которые могут приготовиться.

7. Выпишите из фонда образцы радиокомпозиций. Внимательно

прослушайте их. Разберите стыковки фрагментов в раз-

 

72_________________________________________________А.Г.Киселев

 

личных композициях. Постарайтесь увидеть и понять мотивы «переходов» от одного элемента к другому, приемы монтажа, вытекающие из характера текста. Определите, на чем основы­ваются структурные взаимосвязи документальных и художе­ственных фрагментов.

8. Что такое радиофильм? В чем состоят особенности это­го вида радиокомпозиции?

9. Посетите радиостудию во время записи радиокомпози­ции, радиофильма, предварительно прочитав их сценарии. Об­ратите внимание, на работу ведущего, звукорежиссера, акте­ров, если они принимают участие в подготовке передачи.


ГЛАВА3







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия