Сuиmеmuческuе жанры
(в них используются все звуковые средства вещания): · радиоотчет; · радиоочерк; · радиокорреспонденция; · радиозарисовка; · радиорепортаж; · радиорассказ; · радиорецензия; · радиофельетон; · радиообозрение; · радиокомпозиция. Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение. Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение - переходят в группу синтетических жанров. Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры. И тем не менее каждый жанр в системе суверенен. Вступление в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция - предмет - метод - содержание - форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии. Предмет, который предопределяет функция, представляет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма - готовый продукт творческой деятельности. Метод центральная категория, воплощая в себе процесс творчества и превращение «сырого» мате-
78______________________________________________________А.Г.Киселев
риала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. Функция и предмет носят объективный характер. Использованиеже и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно. Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче - сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанpa. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор; элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования" обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтажe вопросов, внутреннем развитии мысли. Ужев этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты и элементы описания (места действия, времени ситуаций), портретные характеристики. В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров. Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция - показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных Теория и практика массовой информации_____________________________79
элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествовавшие, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории. Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят этой задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп. Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым - использовании различных методов для их решения. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его значению. Поэтому органичное сцепление элементов - невременное условие для создания полноценного текста. Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных - в радиоинтервью и радиорепортажах. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Особенно разнообразна структурная палитра документальнo-xудожественныx жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в этом случае, когда в них возникает творческая необходимость. Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овладеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшиe возможности звучащего слова и всю палитру акустических красок для эффективного воздействия на слушателей. Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфически отдельных жанров и их разновидностей. Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть болee узкими или более широкими в зависимости от задач и от особенностей конкретного жанpa. Они и предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанpy,
80________________________________________________А.Г.Киселев
дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров. Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качеств лирического персонажа в радио очерке или радиорассказе. Жанры функционируют в контексте вещательном, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие. В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу. Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их, нацеленность на, непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр, как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события. Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляют собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития, Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и, в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.
|