В чем же отличие газетной статьи от беседы на радио?
Статья - жанр, требующий особой текстовой формы аргументации, логики, стилистических средств. Цифры, теоретические выкладки, цитирование документов, научные постулаты, обобщение опыта сочетаются в разных вида статей с приемами литературной публицистики. Статью надо читать глазами, она обращена в большей степени к рассудку, paзyмy читателя, она рассчитана на его определенную подготовку. Радиобеседа - жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восnриятия текста па слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии - с микрофоном (с воображаемым слушателем), слушателя - с радиоприемником (условия прослушивания передач). Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями. Традиционная беседа - выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего системными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. О такой беседе и велась речь выше. Здесь подразумевается беседа со слушателями. Она готовится заранее, текст
62_____________________________________________________А.Г.Киселев
читается в эфир. Такая форма была распространена в программах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в студии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки. Беседа, записанная на пленку по тексту, была более выстроенной, емкой по информации, стройной по своей внутренней логике, так как использовала приемы литературного текста. Выступление в студии без текста (по плану, тезисам, наброскам) обладало другими преимуществами, большей непосредственностью, эмоциональностью, особенностями живого разговорного языка, которые свойственны импровизации. Такая беседа требовала значительной предварительной подготовки, осмысления материала, умения подчинить его логике разговора с воображаемым слушателем. Другая форма беседы - разговор приглашенного специалиста с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он «хозяин» материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль. Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним. Беседа может быть монологической и диалогической. Радиокомментарий и радиообозрение более жестко привязаны к обсуждаемой теме - они в основе своей событийны. Радиобеседа же позволяет раздвинуть эти рамки в пределах одной темы и оперировать несколькими темами, связанными между собой более широкими проблемами или родом деятельности человека, приглашенного к микрофону. Образцом таких бесед является программа «Радио России», «Персона нон грата» («Желанная персона»). Она представляет из себя комбинированную форму беседы.
Теория и практика массовой информации_____________________________63
Журналист, ведущий беседу, должен постоянно помнить, что приглашенный в студию человек владеет обширной, разносторонней информацией по вопросу, вынесенному на обсуждение. Он, как правило, умеет и любит говорить. И ведущий должен учесть его герои могут сесть на своего любимого «конька» и суть разговора потонет в деталях, подробностях, частностях. Беседа не терпит такой расплывчатости, она постоянно должен «держаться» на едином стержне. Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возможность прямого воздействия на аудиторию беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей. В ином случае ее структура претерпевает некоторые изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире, когда многое из того, что предполагают авторы, проявляется непосредственно в вопросах слушателей, и нужно быть готовым к варьированию основой темы, более острому повороту в развитии сюжета. Речевое поведение журналиста в студии во время контакта со слушателями требует большой мобильности, мгновенной санкции, такта, чутья. Кроме того, сама проблема беседы; содержание вопросов слушателей предполагают корректировку ответов, изменение тональности.разговора в ходе поступления новой информации. Роль журналиста в беседе многообразна. Он может выполнить роль стимулятора разговора, его дирижера, но всегда слушателя, подбадривающего человека, приглашенного в студии. Журналист должен помнить об аудитории не вообще, а настраиваться на ту ее группу, к которой адресована передача. Фактор проявления личности в эфире, его различные формы, зависящиеот тематики, от понимания своей роли - немаловажные детали и в подготовке беседы, и в ее проведении.
Контрольные вопросы и задания 1.Каковы функции журналиста в беседе? 2.В какой форме проявляется позиция журналиста во время ведения диалога?
64_________________________________________________А.Г.Киселев
3. В чем состоит подготовка журналиста к беседе? 4. Каких профессиональных качеств от журналиста требует диалог в эфире? 5. В записанной с эфира беседе проанализируйте вопросы журналиста. Определите, какие из них были подготовлены заранее, какие возникли в ходе разговора. 6. Запишите беседу. Расшифруйте текст. Внимательно изучите вопросы и мнение журналиста и ответы· собеседника. Какие вопросы хотелось бы вам задать дополнительно (недостаточно освещенные, вытекающие из хода разговора, но упущенные журналистом)?
|