Звучащее Слово
В чем же заключаются психологические особенности звукового восприятия? Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nредсmaвляет собой исходный материал и продукт целенаnравленного речевого эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой проявления мысли и чувств. Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных текстов (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования состав-
Теория и практика массовой информации____________________________25
ляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи. Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуковые выразительные средства речи. Характеризуя выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную, роль. Многие лингвисты определяют интонацию как главное средствосоздающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку. Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта. В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти. невозможно перенести на бумагу. и это действительно так голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах. В обычной жизни можно «видеть» речь; т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика; ситуация общения, настрой на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации. На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. Однако голос, отделении от человека, живет, самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться
26_____________________________________________________А.Г. Киселев
в глубину звучания, и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятие и оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук - душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизирует механизм слухового восприятия. Микрофон предлагает пред нами как беспощадный сыщик, проникающий во внутренний мир человека без его ведома и контроля, так как от своего голоса в речи нельзя спрятаться. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности. Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса. Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон - не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление. В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на са-
Теория и практика массовой информации____________________________27
мые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта aтмocфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора. Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует новую. аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.
Музыка
Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Каковы ее роль и функции в радиовещании в отличие от звучащего слова? Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоятельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана». Музыка как сопровождение широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров.
28_________________________________________________А.Г. Киселев
Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде: · разбивок между информационными блоками в одной передаче; · музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире; · звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку; · звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах); · передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их; · определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения; · художественного средства для создания целостного звукового образа. Жанры радиожурналистики,включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки, получают огромные дополнительные возможности,в первую очередь - художественные. Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения. Отрывом песни создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный, текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста. Еще больших выразительных возможностей может достигать музыка, взаимодействующая с шумами.
Теория и практика массовой информации ____________________29 Шумы Под шумами в радиожурналистике обычно nонимаеmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами. Шумы выполняют также важные функции: • служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попадающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Документальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию: • составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия; • приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики. В таком случае они решают самостоятельную эстетическую задачу, являются художественной деталью, его звуковой «краской». Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов. Радиожурналист использует шум в разных жанрах:репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения. Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении.
30____________________________________________________А.Г. Киселев
Однако шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе. Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.
Монтаж
Слово «мoнmаж» в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка сооружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, законченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сценарию последовательности». Для нас важно второе значение слова, так как монтаж не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер. всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте. Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов. Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение; речевое поведение. Так что монтаж
Теория и практика массовой информации____________________________31
можно понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня мотивируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставление о материальном объекте, явлении, характере человека. Выделим формы назначения и использования монтажа: · сокращение текста; · композиционное перемещение фрагментов документальных · записей в их сочетаниях с авторским текстом; · уплотнение времени; · использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; · создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи; · использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен; · планов; · использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета; · создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз. При монтаже используются в разных вариантах сила и звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства). Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и прав-
32___________________________________________________А.Г.Киселев дивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей. В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими. Таким образом, все выразительные формообразующие средства радиовещания в комплексе помогают отразить звуковую картину действительности под определенного углом зрения, конкретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения.
Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоит специфика радиокоммуникации? 2.Какова природа выразительных средств радиовещания? 3. В чем заключаются психологические особенности слухового восприятия? 4. Какова роль музыки в радиовещании? Опишите ее функции в журналистских текстах. 5. Как взаимодействуют слово и музыка? 6. Назовите функции документальных шумов в звучащей радиопублицистике. 7.Какова роль монтажа (техническая, композиционная, художественная) в структуре радиотекста? 8. Что такое звуковой образ в радиопублицистике и как он создается? 9. Запишите сложную в структурном отношении радиопередачу. Рассмотрите монтажные «стыки». Чем они оправданы, как выполнены, с какой целью использованы различные компоненты?
Теория и практика массовой информации____________________________33
|