Студопедия — И его неотъемлемые компоненты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И его неотъемлемые компоненты






 

 

Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Вопрос о конкретной дате начала массового вещания в России имеет неоднозначные мнения. Выделим наиболее до­стоверные из них. Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массо­вой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили ин­женеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструиро­ван усилитель, благодаря которому разговор по телефону мож­но было передавать через рупор наподобие грамофонной тру­бы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград. С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефон­ная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи Центральной радиотелефонной стан-

 

1.1. Из истории становления отечественного радиовещания

 

Теория и практика массовой информации_____________________________13

 

ции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их со­держание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады.

Однако следует отметить, что регулярные передачи мос­ковской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова нача­лись 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось еже­дневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.

Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобре­тателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их ве­ликое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым?

25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его при­менении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г. он продемонстрировал свое открытие на практи­ке, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова).

Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил па­тент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает осно­вание поддержать мысль об автономности исследований уче­ных.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение дли­тельного времени использовалось главным образам в военных це­лях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 г. за свои достижения он был удостоен нобелевской премии.

В истории радиовещания заслуживают внимания и опыты телефонии - системы передачи человеческой речи по прово-

 

 

14_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

дам. Так, с помощью изобретения американского профессора Александра Белла телефонный аппарат использовался для экс­периментальных попыток передачи с его помощью спектаклей прямо со сцены театра.

Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.

Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Совет­ского правительства.

Экспериментальное массовое вещание в России начина­лось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземп­ляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и с другой стороны - развал эконо­мики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего - поголовная неграмотность двух правящих классов - рабочих и крестьян, которые, тем не ме­нее, должны были управлять государством. Поэтому рост поли­тического самосознания невозможен был без хорошо отлажен­ной информированности самих масс.

В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную фун­кцию замещения ее обязанностей в системе информации. «Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве», - объявил вождь пролетариата В.И. Ленин. Таким образом, радио стало основным видом информации благодаря задачам социально-по­литических и экономических условий страны.

 

Теория и практика массовой информации_____________________________15

 

Между тем взрыв любительства давал свои плоды. В раз­ных уголках страны были установлены радиоприемники, изго­товленные кустарным способом. В этой ситуации Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для разви­тия отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. ­Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприем­ники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собствен­ному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране.

Быстрыми темпами велось строительство станций переда­ющей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.

Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропаганди­стской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реор­ганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциа­ции аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радио­передач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Ра­диопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурнаярадиогазета» и ряд других.

Однако с бурным ростом радиогазет начали появляться жалобы слушателей. На отсутствие обратной связи, культуры информационных возможностей, формы изложения, манеры веде­ния передач, их доступности, музыкальности и т.д. Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение дик­тором личного отношения к содержанию радио сообщения по­средством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики.

Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся вне-

 

\ '

.,

 

16_____________________________________________________А.Г.Киселёв

 

студийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на:

· Общественно - политические;

· Просветительские;

· Развлекательные.

По форме радиосообщения этого исторического периода

представляется возможным разделить на:

· радиособрания;

· радиопереклички;

· радиолекции;

· радиоконцерты.

Важнейшая особенность событийных трансляций - это ярко выраженная агитационно-партийная направленность в духе того времени.

Итак, радио перестало быть новинкой. Заместитель Нар­кома почты и телеграфов А.М. Любович 12 февраля 1926 г. пред­ложил усложнить требования, т.е. «перенести микрофон из сту­дии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съез­дов и т.д. Участники таких вечеров, зная, что имеют своей аудиторией радиослушателей всего Союза, будут гораздо вни­мательнее относиться к их устройству, чувствовать большую ответственность». Безусловно, также большое воздействие на процесс совершенствования радиовещания советского периода оказали письма радиослушателей. Так появились радиопереда­чи «Радиопередача», в которой шел анализ почты радиослуша­телей, «Радиомузыка», где транслировались концерты, а так­же стали транслироваться радиопередачи со спектаклями, фель­етонами, юморесками и т.д.

12 декабря 1924 г. впервые из Колонного зала Дома союзов прозвучал концерт симфонического оркестра, подтвердивший утверждения о том, что «на публике» при хорошей, акустике оркестр звучит лучше.

Теперь появилась новая техническая задача. При трансля­ции объемной передачи звука из концертного зала нежелатель­но было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разрабо­тана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность авто-

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________17

 

номно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого мик­рофона. Так родилось микширование - техническое и художе­ственное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в про­цессе не фиксируемой на пленку передачи.

С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Так сфор­мировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радио­театр». Из Художественного театра передавались весьма значи­тельные и привлекательные для того времени спектакли Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» в исполнении В. Качалова и Н. Баталова, вахтанговская постановка «Разлома» Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Державина и др. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 г.

Таким образом, с этого момента начался новый период в развитии радиовещания - очень быстрое освоение выразитель­ных эстетических и технических возможностей радио. Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство. Этому спо­собствовали многие мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена пока оставался не­мым.

За годы советской власти радиовещание получило огром­ное развитие. Если не сосредоточиваться на чисто идеологи­ческих радиопередачах, то сегодня можно с уверенностью за­явить, что литературно-художественные, музыкальные, спортивные, детские, развлекательные передачи были подлинным образцом отечественной культуры. Даже их постоянные позыв­ныe вселяли бодрость духа и хорошее настроение на весь рабо­чий день. За рассматриваемый период отечественное, радиове­щание усовершенствовалось до небывалых высот. Хотя с про­грессом трудно спорить. Сегодняшнее наше радио приоритет­ное по техническим возможностям. Однако, к сожалению, о его культуре, эстетике, художественных ценностях, наконец, об искусстве говорить не приходится. В ходу практически одни развлекательные программы. Сегодняшнее радиовещание «идет в ногу» со своим временем.

Материалы об отечественном радиовещании в условиях рын­ка представлены в учебнике в разделе «Радиолекции для до­полнительного изучения».

 

18_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Основные виды становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы приведены в разделе «Приложения».

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность существующих противоречивых мне­ний о конкретной дате начала массового вещания в советский период. 2. Приведите основные даты становления регулярного ве­щания в России и отечественной радиопрессы. 3. Назовите первых изобретателей радио и дайте характе­ристику их изобретениям. 4. Раскройте опыты телефонии А. Белла и их значение для развития радиовещания. 5. Назовите причины особою интереса к радио в.и. Ленина и и.в. Сталина. 6.К чему привел в 20-е гг. «взрыв» радиолюбительства? 7. Дайте характеристику структуре трансляций. 8. Что послужило причинами дальнейшего совершенство­вания радиопередач?






Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия