Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения
Радио представляет собой область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). И поскольку ее технические средства базируются на широком использовании электронных компонентов, то радио теперь называют радиоэлектроникой. На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передающих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина волны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизированных
Теория и практика массовой информации_____________________________19 слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 м) и более коротких волн. Ныне радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ограничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г.Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагаются совместно использовать частотные полосы. Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационарных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная пленка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное сту-
20_____________________________________________________А.Г.Киселёв
дийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п. Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кассетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижается, во втором - пленка дорогая, но позволяет уловить высокие частоты звукового спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать. Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир). Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пультом, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и компакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и наоборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производстве радиовещания. Итак, современная типовая радиостудия (речевая) состоит из магнитофонов перечисленных типов, центрального Пульта. Студия отгорожена стеклом для визуального контакта режиссера с ведущим передачи. В отгороженной и уплотненной звуко-
Теория и практика массовой информации_____________________________21
непроницаемой решеткой второй комнате (собственно речевой студии) находятся преимущественно микрофоны, кнопки для переговоров с режиссером, светильники, специально оборудованный дикторский стол и стулья. В отличие от речевой концертная студия более объемна по размеру, в ней присутствуют также подвесные, передвижные микрофоны для записи концерта хора или оркестра и т.п.
Контрольные вопросы и задания
1.Определите тождественность или противоречивость «радио» и «радиоэлектроники». 2.Охарактеризуйте начальный этап радиосвязи и современного радиоспектра. 3.Как оборудованы радиостанции поселкового и городского типа? 4. Назовите техническое оснащение радиостудии.
1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства
Мы хорошо помним мифологию. Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Буквально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. И вот с наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога. Скорость — главный фактор в покорении пространства. С использованием электрических волн она превратила радио (а вскоре и телевидение) в планетарные массовые коммуникации. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей — «продукта» неисчислимого множества рабо-
22____________________________________________________А.Г. Киселев тающих радио-и телестанций. Эти сигналы, посланные в Эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечества) - электронная революция, изменившая не только информационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека. Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос. Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в. отражении и организации социальной информации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реально- сти, языкового существования в эфире. Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас раскрытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях. Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой - способствует созданию
Теория и практика массовой информации____________________________23 определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пастернак «Слух - это глаза души». Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурналистика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности. На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта. И так, физическая природа радиокоммуникации, ее возможности в передаче информации предопределяют способы ее переработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудитории. Специфика канала обусловливает и особенности жанра, методику его работы журналиста, формы общения со слушающими. Речевой жанр представляет собой типовую модель построения речевого целого. Построение (процесс создания), струк-
24____________________________________________________А.Г. Киселев тура (архитектоника) жанра определяются многими фактора- ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке. Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
|