Студопедия — С нормами цивилизованной журналистики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С нормами цивилизованной журналистики






Обнародование информации не должно ставиться в зави­симость от политических, коммерческих и иных интересов тре­тьих лиц.

Недопустима деятельность журналистов, направленная на лоббирование интересов политических или коммерческих орга­низаций, общественных объединений, иных организаций и граж­дан, ведущая к искажению (подмене) объективной информации.

Недопустима любая реклама под видом объективной ин­формации.

Сотрудники телерадиокомпаний не вправе получать от за­интересованных лиц или организаций какие-либо подарки, пре­имущества, льготы или иные подношения в связи с исполнени­ем своих профессиональных обязанностей.

Журналист не вправе использовать в личных корыстных интересах, а также в интересах третьих лиц информацию, став­шую ему известной в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций.

 

Теория и практика массовой информации____________________________405

 

Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.

Недопустимо распространение информации в форме, мо­гущей вызвать панику, массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании жизненно важных систем общества.

Устанавливая вышеприведенные правила и ограничения, подписавшие Хартию обязуются следовать им неуклонно и в полном объеме.

Для контроля за реализацией положений настоящей Хар­тии учреждается Общественный вещательный Совет.

Положение об Общественном вещательном Совете, его рег­ламент и персональный состав утверждаются специальным до­говором.

Сторонники настоящей Хартии обязуются добровольно, в полном объеме и в указанные сроки выполнять решения и ре­комендации Общественного вещательного Совета и незамедли­тельно информировать своих зрителей и слушателей о состояв­шемся решении и его исполнении.

Настоящая Хартия открыта для присоединения к ней всех вещательных организаций Российской Федерации, согласных с ее положениями и признающих юрисдикцию Общественного вещательного Совета.

 

* * *

Хартия телерадиовещателей была подписана весной 1999 г. представителями ведущих телекомпаний России, как столич­ных, так и региональных. Но из документа оказался исключен важный пункт — о недопустимости получать подарки и прочие подношения. Это требование, видимо, показалось чрезмерным.

Осенью 1999 г. и весной 2000 г. в ходе предвыборных кампа­ний начались «информационные войны» между телеканалами, принадлежавшими разным владельцам; грубо нарушался прин­цип, заявленный в Хартии, о недопустимости кампаний по дис­кредитации граждан Из предвыборной «гонки» были выбиты весь­ма заметные фигуры. Телекритики в отчаянии писали, что круп­но оплачиваемые телеведущие — «информационные киллеры» — убивают саму профессию журналиста, уважение к ней. Это сказано слишком сильно, однако урон общему престижу ТВ нанесен существенный.

 

Приложение 2

Меморандум руководства «Радио Свобода» от 19 января 1971 г.

 

«Несмотря на то, что наша аудитория состоит из слушате­лей с образованием выше среднего, предпочитающих информа­цию и идеи больше, чем развлечение, мы не можем ожидать, что они станут настраивать свой аппарат на прием «Радио Сво­бода», если наши программы будут скучны, многословны, трудны для понимания. Нижеследующие «надо» и «нельзя» являются выводом из ряда предложений улучшения техники изложения, выдвинутых сотрудниками PC.

1.Текст «Радио Свобода» должен выявлять способность ав­тора ясно думать. Аргументы, которые он хочет привести в подтверждение своей точки зрения, должны быть простыми и ясными и убедительно приводить к заключительному выводу. Логично построенное предложение позволяет сделать вывод самому слушателю.

2.Избегайте сложного синтаксиса, цветистого стиля, зло­употребления эпитетами, придаточными предложениями. Пиши­те, как вы говорите, — говорите, а не ораторствуйте. Очень важно придерживаться разговорного стиля.

3.Повторяйте ключевые слова, употребляйте простые вы­ражения, помогая этим слушателю понять вас. Забудьте о сло­ве «текст» и замените его словом «разговор», поскольку вы пишете для слуха, а не для глаза.

4.Пользуйтесь фразами различной длины, но в ритме аб­заца. Ритм важен. Для сохранения правильного на слух ритма изложения целесообразно прочесть вслух написанное.

5.Никогда не считайте, что слушатель имел возможность прослушать другие передачи вашей серии. Каждый текст дол­жен быть самостоятелен. Писатель Г. Беллок сказал: сперва я говорю им, что я хочу им сказать; затем я говорю им это; и потом я говорю им, что я сказал. Хотя это и кажется повторе­нием, но это разумный принцип для радиопередач.

6.В передаче должно быть минимальное количество тем, идеально только одна — иначе легко привести слушателя в замешательство.

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________407

 

7.В тоне и манере передач не должно быть никакой злобы. Дружелюбие — это ключ к взаимопониманию, и оно должно проводиться по отношению к слушателю во всех передачах. Авторы должны представлять себя собеседниками в гостях у каждого отдельного слушателя.

8.Авторам и дикторам следует считать, что слушатели так же интеллигентны, как и они сами, и единственная разница между пишущим и слушающим состоит в том, что первый име­ет доступ к большей информации, чем второй.

9.Обращайтесь к одному слушателю, самое большее к двум или трем, а не к толпе. Не читайте лекций и не произносите речей.

10.Следует всегда принимать во внимание, что среди на­ших слушателей есть люди различных взглядов и убеждений: противники режима, члены партии, лица с неопределившимися политическими взглядами, верующие, атеисты и т. д. В тексте не должно предполагаться, что слушатель непременно разде­ляет наши убеждения. Он может и не быть согласен с тем, что «коммунизм плох», что кремлевские правители бездарны и глу­пы, что советская система не годится и т.п. Авторы должны давать возможность слушателям составить свое мнение посред­ством той информации, которую мы им сообщаем.

11.Дружелюбность к слушателю требует живости. Боль­шинство тем PC серьезны и требуют серьезного подхода, и тем не менее следует помнить, что, если это уместно, юмор мо­жет оживить разговор и помочь установить лучший контакт. Юмор никогда не должен переходить в насмешку над советс­кой политикой и бытом советских граждан.

12.Тексты должны переходить от частного к общему».

 

Приложение 3

 

Основные даты развития радиотехники

Предыстория (1600—1894)

1600 — первые исследования электрических и магнитных явлений (У. Гильберт, Англия)

1650 — изобретена электростатическая машина (О. Герике, Германия)

1678 — разработана волновая теория света (X. Гюйгенс, Голландия)

1729 — открыто явление электропроводности (С. Грэй, Великобритания) 1745— создан электрический конденсатор (Э. Клейст, Германия, и независимо П. Мушенбрук, Голландия)

1791 — открыт физиологический индикатор электричес­ких воздействий (животные ткани) (Л. Галъвани, Италия)

1799 — изобретен электрохимический источник постоян­ного тока («вольтов столб») (А. Вольта, Италия)

1802 — получена электрическая дуга (В.В. Петров, Россия)

1820 — установлено магнитное действие электрического тока (X. Эрстед, Дания);

— открыто взаимодействие электрических токов (А. Ам­пер, Франция)

1827 — сформулирован основной закон электрической цепи, названный законом Ома (Г. Ом, Германия)

1834 — открыто электромагнитное поле (М. Фарадей, Ве­ликобритания)

1836— изобретена индукционная катушка (Н. Каллан, Ве­ликобритания); известна под названием катушки Румкорфа, созданной в 1851 г. Г. Румкорфом, Франция, независимо от Каллана

1837— изобретен электромагнитный телеграфный аппарат с записью сигналов на бумажной ленте (С. Морзе, США; позже он предложил телеграфный код в виде коротких и длинных посылок, известный под названием азбуки Морзе)

1842 — открыт колебательный характер искрового разря­да (Д. Генри, США)

1847 — сформулированы закономерности протекания элек­трического тока в разветвленных цепях (правила Кирхгофа) (Г. Кирхгоф, Германия)

1859 — открыты электронные (катодные) лучи (Ю. Плюккер, Германия)

1865 — создана теория электромагнитного поля (Д. Макс­велл, Великобритания);

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________409

 

— основан Международный телеграфный союз (с 1932 г. — Международный союз электросвязи)

1874 — открыта односторонняя электропроводимость по­лупроводниковых материалов (К. Браун, Германия)

1876— изобретен электромагнитный телефон (А. Белл и независимо И. Грэй, США)

1877— создан фонограф — прибор для механической за­писи и воспроизведения звука (Т. Эдисон, США)

1878 — изобретен угольный микрофон (Д. Юз, США)

1881— проведены опыты звуковой стереофонической про­водной трансляции (К. Адер, Франция)

1882— создана система беспроводной низкочастотной элек­трической связи (А. Далбер, США)

1887 — открыт способ излучения электромагнитных волн
передатчиком с искровым генератором, и вибраторной антенной
(Г. Герц, Германия); передатчик Герца был использован в аппаратуре радиосвязи первого поколения;

— изобретен индикатор электромагнитных колебаний с ис­кровым детектором и рамочной антенной (Г. Герц, Германия);

— создан граммофон — прибор для механической записи и воспроизведения звука с дисковым звуконосителем (Э. Берлинер, США)

1888— создан фотоэлемент с внешним фотоэффектом (А. Риги, Италия, и независимо А.Г. Столетов, Россия)

1889— созданы электромашинные генераторы переменно­го тока высокой частоты (Э.Томсони независимо И. Тесла, США)

1890— создан детектор электрических колебаний на ос­нове металлического порошка, впоследствии названный коге­рером (Э. Бранли, Франция)

Первые шаги (1895—1920)

1895 — созданы аппараты для приема электромагнитных сигналов на основе когерерных индикаторов (А. С. Попов, Рос­сия, и независимо Г. Маркони, Италия)

1898 — изобретен прибор для магнитной записи электри­ческих сигналов на стальную проволоку (В. Паульсен, Дания)

1901 — осуществлена трансатлантическая передача теле­графных радиосигналов из Великобритании в Канаду на рассто­яние 3500 км {Г. Маркони, Италия)

1904 — изобретена двухэлектродная электронная лампа— диод (Д. Флеминг, Великобритания)

1906 — изобретена трехэлектродная электронная лампа — триод (Л. де Форест, США)

 

 

410________________________________________А.Г.Киселев

 

1907 — изобретена схема лампового радиоприемника пря­мого усиления {Л. де Форест, США);

— предложен проект телевизионной системы с электрон­ной разверткой изображения (Б.Л. Розинг, Россия);

— изобретена антенна с кардиоидой диаграммой направ­ленности (Д. Пикард, США);

— предложен проект двухцветной телевизионной механи­ческой системы с одновременной передачей цветовых сигналов (А.А. Адамян, Россия);

1913 — изобретен ламповый генератор незатухающих ко­лебаний и построен ламповый радиотелефонный передатчик (А. Мейсснер, Германия);

— изобретена регенеративная схема радиоприемника (3. Штраус, Австрия; А. Мейсснер, Германия; К. Франклин, X. Раунд, Великобритания; Э. Армстронг, И. Ленгмюр; Л. де Фо­рест, США);

— изобретена рефлексная приемная схема (У. Томпсон, Великобритания);

1918 — изобретена супергетеродинная схема радиоприем­ника (Л. Леей, Франция; В. Шоттки, Германия; Э. Армст­ронг, США);

— создана Нижегородская радиолаборатория (НРЛ) — круп­ная научно-исследовательская организация в области радиотех­ники (Россия)

1920— в Питсбурге (США) под руководством Ф. Конрада
начала работать первая радиовещательная станция фирмы «Вестингауз»

 

Завоевание пространства (1921—1995)

1921— открыто сверхдальнее распространение коротких
радиоволн радиолюбителями США и Великобритании;

— в Москве начато проводное вещание для озвучивания шести площадей города

1922— изобретены усилительная и регенеративная схемы
на кристаллическом диоде (О.В. Лосев, РСФСР);

— вступила в строй первая в РСФСР Центральная радиоте­лефонная (радиовещательная) станция им. Коминтерна (Москва);

— построена Шуховская радиобашня высотой 148 м

1923— продемонстрирована работа телевизионной систе­мы с оптикомеханической разверткой изображения (Д. Бэрд, Великобритания)

1924— вышло постановление СНК СССР «О частных при­емных радиостанциях»;

 

Теория и практика массовой информации____________________________411

 

— основан журнал «Радиолюбитель» (с 1931 по 1941 г. на­зывался «Радиофронт», с 1946 г. — «Радио»);

— начато регулярное радиовещание в России;

— создано акционерное общество «Радиопередача» для организации широковещания по радио в СССР;

— в США для трансляции президентских выборов создана первая в мире сеть из 20 радиостанций, положившая начало сети WBC

1925 — в Москве создан первый трансляционный узел про­водного звукового вещания в Доме союзов

1931— началось телевизионное вещание по системе с оп­тико-механической разверткой изображения (США, Великобритания, Германия, СССР)

1928— разработана система цветного телевидения с опти­ко-механической разверткой изображения (Д. Бэрд, Великобри­тания) и с использованием изобретения А.Л. Птумордвинова (Россия)

1929— изобретен кинескоп — приемная телевизионная трубка (В.К. Зворыкин, США; М. фон Арденне, Германия)

— демонстрация электронной телевизионной системы с дис­сектором (Ф. Фарту орт, США) и бегущим лучом (М. фон Ар­денне, Германия)

1930 — изобретен иконоскоп — передающая телевизионная трубка

1931 (независимо СИ. Катаев, СССР; В.К. Зворыкин, США)
1933 — изобретена передающая телевизионная трубка —

супериконоскоп (Д.В. Шмаков, П.В. Тимофеев, СССР);

— демонстрация телевизионной системы с электронной раз­верткой изображения на иконоскопе (В.К. Зворыкин, США);

— введена в эксплуатацию под Москвой радиовещательная станция им. Коминтерна мощностью 500 кВт

1935 — разработана широкополосная система радиопередачи с частотной модуляцией (Э. Армстронг, США);

— сооружена первая линия радиорелейной связи между Нью-Йорком и Филадельфией (США)

1936 — проложена первая кабельная коаксиальная линия
связи между Нью-Йорком и Филадельфией (США);

— начало телевизионного вещания по системе с элект­ронной разверткой изображения (США, Англия, Франция);

— телевизионная трансляция с Олимпийских игр в Берлине

1938 — начались регулярные передачи Ленинградского и

Московского телецентров по системе с электронной разверт­кой изображения

 

 

412_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

1939— в Москве введен в эксплуатацию трансляционный
узел кабельного телевидения

— изобретена проекционная телевизионная установка «Эйдофор» (Ф. Фишер, Швейцария)

1940 — создана система цветного телевидения с электрон-
ной разверткой и механическим цветоделением (П. Голдмарк, США)

1943 — под Куйбышевом (ныне Самара) построена в то вре­мя самая мощная 1200-киловаттная радиовещательная станция

— изобретена высокочувствительная передающая телевизи­онная трубка— суперортикон (А. Роуз, П. Веймер и Г. Лоу, США)

1947 — изобретен полупроводниковый триод — транзистор (Д. Бардин, У. Браттейн, В. Шокли, США)

1948— изобретена голография (Д. Габор, Великобритания)

—опубликована книга «Кибернетика» (Н. Винер, США)

— Московский телевизионный центр переоборудован для вещания с разложением изображения на 625 строк. Впослед­ствии этот стандарт был принят в большинстве стран мира

1949— заложены основы теории информации (К. Шеннон, США)

1950— разработана первая советская электронная цифро­вая вычислительная машина;

— изобретена передающая трубка — видикон (П. Веймер, С. Форе, Р. Гудрт, США)

1951 — открыт способ квантового усиления электромагнитных волн (В.А. Фабрикант, ММ. Вудынский, Ф.А. Бутаева, СССР);

— изобретен цветной масочный кинескоп (Лоу, США)

1953 — разработана система цветного телевидения NTSC

(Национальный комитет по телевизионным системам США)

1959 — 7 октября фототелевизионная система, установленная на борту межпланетного космического аппарата «Луна-3»,
сфотографировала, а затем передала на Землю изображения
невидимой стороны Луны (СССР);

— разработана французская система цветного телевидения, развившаяся затем в систему СЕКАМ (А. де Франс, Франция)

1960 — изобретен твердотельный лазер — квантовый генератор оптического диапазона (Т. Мейман, США);

— разработана система звукового стереофонического ра­диовещания с полярной модуляцией (ЛМ. Кононович, СССР

1962 — создан полупроводниковый лазер (Р. Холл, М. Нейгек и независимо И. Холопъяк, США);

— разработана система цветного телевидения ПАЛ (В. Брух, ФРГ)

 

Теория и практика массовой информации____________________________413

 

1964— выведен на геостационарную орбиту связной ИСЗ «Синком-3» с активными ретрансляторами на борту (США)

1965— выведен на высокоэллиптическую орбиту первый советский связной ИСЗ «Молния-1», предназначенный для рет­рансляции телевидения;

— вступила в эксплуатацию первая международная систе­ма спутниковой связи «Интелсат»

1966— из космоса на Землю переданы телевизионные изображения панорамы лунной поверхности с борта межпланетного
космического аппарата «Луна-9», совершившего мягкую посадку на Луну (СССР);

— впервые предложено использовать стекловолоконные световоды в качестве линий связи (К. Као, Г. Хокхам, США, и независимо М. Борнер, ФРГ)

1967— начала действовать первая национальная система
спутникового телевизионного вещания «Орбита» (СССР);

— завершено сооружение в Москве Общесоюзного теле­центра и уникальной радиотелевизионной башни высотой 533 м

1969 — 20 июля переданы с поверхности Луны на Землю радио- и телевизионные репортажи астронавтами Я. Армст­ронгом и Э. Олдржом (США)

1976 — введена в действие первая спутниковая система непосредственного телевизионного вещания «Экран» (СССР)

1988 — введена в эксплуатацию первая трансокеанская
волоконно-оптическая линия связи, соединившая США, Великобританию и Францию;

— введена в действие волоконно-оптическая линия связи Ленинград-Сосновый Бор протяженностью 120 км (СССР)

1989 — начала работать спутниковая система «Москва—
Глобальная» (СССР), обеспечивающая прием советских телевизионных программ на всей населенной территории Земли

1993— вступила в эксплуатацию цифровая подводная во­локонно-оптическая линия связи Дания — Россия (г. Кинги­сепп), положившая начало участию России в создании глобаль­ного кольца цифровой связи

1994— запущен и вступил в эксплуатацию ИСЗ «Галс» для системы непосредственного телевизионного вещания (Россия)

— разработана система цифрового звукового радиовеща­ния (Международный проект «Эврика-147»)

1995 — начала работу первая в России система цифрового непосредственного вещания со спутника «НТВ Плюс»

 

 

414_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Приложение 4

 

Становление технической базы радиожурналистики в СССР

 

1925 — 10 радиовещательных станций

— 24750 радиоприемников

— 1928 — 65 радиовещательных станций

— 70 тыс. радиоприемников

— 11742 трансляционные точки с громкоговорителями

— 9931 трансляционная точка с наушниками

1940 — 90 радиовещательных станций

— 1,1 млн. радиоприемников

— 5,9 млн. радиотрансляционных точек

— 1945 — около 100 радиовещательных станций

— 1 млн. радиоприемников

— 5,6 млн. радиотрансляционных точек

1990 — около 2200 радиовещательных станций, 85 млн. ра­диоприемников и 120 млн. радиоточек

 

Приложение 5

 

Становление регулярного вещания в России

 

27 февраля 1919 г. — впервые в стране вместо сигналов азбуки Морзе в эфире прозвучал человеческий голос: «Алло! Алло! Говорит Нижегородская радиолаборатория»

17 июня 1921 г. — начало регулярных информационных передач (телеграммы РОСТА) через рупоры громкоговорящих радиоустановок на шести площадях Москвы

21 августа 1921 г. — первые речевые передачи Централь­ной радиотелефонной станции в Москве

17 сентября 1922 г. — первый радиоконцерт в эфире, пере­данный Центральной радиотелефонной станцией в Москве

8 сентября 1924 г. — трансляция первого «Радиопонедель­ника» — регулярной музыкальной передачи из Большого театра в Москве

2 октября 1924 г. — начало ежедневных регулярных пере­дач Сокольнической радиостанции им. А.С. Попова в Москве

23 ноября 1924 г. — начало ежедневных регулярных пере­дач станции им. Коминтерна

 

Теория и практика массовой информации____________________________415

 

Приложение 6

 

Отечественная радиопресса

 

1925—1928 — «Новости радио», газета акционерного об­щества «Радиопередача

1924—1930 — «Радиолюбитель», журнал Общества дру­зей радио

1925—1930 — «Радио всем», журнал Общества друзей радио

1934—1941 — «Радиофронт» (образован на базе журналов «Радиолюбитель» и «Радио всем»), журнал Общества друзей радио, позднее орган Осоавиахима (ДОСААФ) и Наркомата связи СССР

1928—1930 — «Радиослушатель», журнал Радиоуправле­ния Наркомпочтеля СССР; с 1945 выходит под названием «Ра­дио»

1930—1931 — «Говорит Москва», журнал ВРК при СНК СССР

1934—1935 — «Радиогазета», газета ВКР при Наркомпочтеле СССР

1935—1941 _ «Радиопрограммы», газета ВРК при СНК СССР

1931—1936 — «Говорит СССР», журнал ВРК при СНК СССР

1937—1939 — «Работник радио», бюллетень ВРК при СНК СССР

1952—1956 — «В помощь местному радиовещанию», жур­нал ВРК при СМ СССР

1957—1970 — «Советское радио и телевидение», ежеме­сячный литературно-критический и теоретический журнал; из­дание Госкомитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению

1970—1992 — выходил под названием «Телевидение и ра­диовещание» 1999 — «Радио FM», ежемесячный журнал о ра­дио; информационно-рекламное литературно-критическое ил­люстрированное коммерческое издание

 

 

416____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Приложение 7

 

История отечественного телевидения

 

1895 — преподаватель офицерских минных классов А. По­пов на заседании Русского физико-химического общества де­монстрирует изобретенный им прибор под названием «грозоот­метчик». Это событие принято считать днем рождения радио.

1907 — профессор Петербургского технологического ин­ститута Б. Розинг патентует «электрический способ передачи изображения» — катодную электронно-лучевую трубку — про­образ телевизионного кинескопа. Впоследствии весь мир назо­вет Б.Л. Розинга «отцом современного телевидения».

1931 — 29 апреля в Москве состоялась экспериментальная передача «механического телевидения» с разверткой изображе­ния в 30 строк и размером экрана 3x4 см

1 октября — начало регулярных телепередач из сту­дии Московского радиотехнического узла на Никольской улице. Вещание велось по радиовещательным каналам на средних и длинных волнах и могло приниматься на всей территории СССР.

1938— первые опытные передачи электронного телевиде­ния из Московского телецентра на Шаболовке с разверткой изображения на 343 строки.

1939— начало регулярного телевизионного вещания 5 раз в неделю. Телепрограммы принимают 100 телевизионных прием­ников с размером экрана 23 см.

1945 — в декабре советское телевидение первым в Европе возобновляет вещание.

1949 — закончена реконструкция Московского телевизи­онного центра на Шаболовке. Начинается вещание по совре­менному стандарту с разверткой изображения на 625 строк Ос­ваивается серийный выпуск первого отечественного телевизора КВН-49, перед небольшим экраном которого устанавливалась стеклянная линза, заполненная водой для увеличения изобра­жения. Появляется первая передвижная телевизионная станция (ПТС). Первые внестудийные передачи — репортаж с перво­майской демонстрации трудящихся в Ленинграде и репортаж о футбольном матче с московского стадиона «Динамо».

1951 — принято постановление о создании на базе Мос­ковского телецентра на Шаболовке, 53 Центральной студии те­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________417

 

левидения (ЦСТ). В Москве уже более 100 тыс. зрителей. В Ленинграде открывается второй в стране телецентр.

1952 — открытие телецентра в Киеве.

1955— центральная студия телевидения (ЦСТ) переходит на ежедневное регулярное вещание. В стране около полумил­лиона телевизоров. Вступают в строй телецентры в Риге, Свер­дловске, Харькове, Омске, Томске, Таллине, Минске, Влади­востоке, Баку.

1956— начинает работать II программа Центрального те­левидения. В стране действуют 18 программных телецентров.

Впервые транслируется первомайский парад и демонстра­ция трудящихся с Красной площади.

1957 — с 28 июля по 11 августа в столице проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Двухнедельная трансляция фестиваля по двум телевизионным программам.

В Московском государственном университете открыта пер­вая в стране кафедра радиовещания и телевидения.

1960— первые пробные передачи цветных телевизионных программ. Начало внедрения техники видеомагнитной записи (ВМЗ). Вступает в строй релейная линия между Москвой и Ки­евом. В стране работают 84 телецентра и действуют около пяти миллионов телевизоров.

1961— 14 апреля Центральное телевидение передает пря­мой репортаж о встрече первого в мире космонавта Юрия Га­гарина на Внуковском аэродроме. Первые трансляции советско­го телевидения на Европу — торжественная встреча с космо­навтом Ю. Гагариным и первомайский парад с Красной площади. В декабре дебютирует еженедельная передача — «Эстафета новостей» Ю. Фокина.

1962— первые передачи «Голубого огонька», «Музыкаль­ного киоска», «Кинопанорамы».

1963— в ноябре телевидение показывает первую прямую трансляцию из Вашингтона — похороны президента Дж. Кенне­ди. Первый выход в эфир детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

1965 — центральное телевидение начинает вещание по III (учебной) программе. Количество телевизоров в стране — око­ло 16 млн. Запуск первого спутника связи «Молния», позволя­ющего вести прямые трансляции между Москвой и Владивос­током.

 

 

418_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

1967— апрель. Начало премьерного показа 50-серийного
документального фильма, посвященного полувековому юбилею
Советской власти, — «Летопись полувека».

Ноябрь. Открытие нового Останкинского телецент­ра с самой высокой в мире телебашней (537 м).

1968— 1 января выходит в эфир ежедневная информационная программа «Время»,

1975— количество телевизоров в стране достигает 66 мил­лионов. В стране работает 131 телецентр.

1976— премьера 60-серийного документального телефиль­ма «Наша биография».

1977— центральное телевидение переходит на 100%-ное вещание в цвете.

1980 — вступает в строй новый Олимпийский телерадио­комплекс, его открытие приурочено к началу XXII Олимпийс­ких игр в Москве..

1986— начало перестройки на телевидении — трансляция американо-советского телемоста «Ленинград — Сиэттл» (веду­щие — В. Познер и Ф. Донахью). Особую популярность завое­вывает программа молодежной редакции ЦТ «12 этаж» Москва».

1987 — дебютирует в собственной программе «До и после полуночи» В. Молчанов. Выходит в эфир программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым и Д. Захаровым. В де­кабре всесоюзный зритель знакомится с передачами ленин­градского журналиста А. Невзорова «600 секунд».

1989— прямые трансляции Первого съезда народных де­путатов СССР. Появление ночных выпусков ТСН («Телевизион­ной службы новостей»). На III канале появляется телевизионная реклама, знаменующая начало коммерческого вещания (теле­канал «2x2»).

1990— в эфир выходят программы продюсерских фирм — телеобъединения «ВиК» («Взгляд и другие»), АТВ («Авторское телевидение») и др.

1991— 13 мая в эфир выходит Российское телевидение (РТР) с новой ежедневной информационной программой «Вес­ти». На Первом канале появляется телевизионная игра «Поле чудес» (ведущий В. Листьев).

И. и Д. Лесневские учреждают первую частную независи­мую телепроизводящую компанию REN-TV.

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________419

 

1992 — в эфир выходит еженедельная информационно-аналитическая программа «Итоги» (ведущий Е. Киселев).

Начало вещания первого независимого коммерческого те­леканала «ТВ-6 Москва» во главе с Э. Сагалаевым. На РГТК «Петербург — 5-й канал» начинает вещание еще одна независи­мая коммерческая компания НТВ, которую возглавляют И. Малашенко и Б. Добродеев.

1994— НТВ получает лицензию на эфирное время с 18.00
на IV канале. Указом Президента Российской Федерации компания «Останкино» преобразуется в акционерное общество ОРТ
(«Общественное российское телевидение»).

1995— первое вручение национальной премии «ТЭФИ».

1996— телекомпания REN-TV становится вещательной
организацией на дециметровом канале. Внедрение сетевого принципа распространения телевизионного сигнала.

НТВ получает в свою собственность IV канал целиком. В эфир выходят новые дециметровые каналы «СТС» и «Муз-ТВ».

1997— преобразование московского (III) телеканала в вещательную организацию ТВЦ, претендующую на федеральный статус.

В декабре по Указу Президента Российской Федерации V канал становится каналом «Культура».

1998— открываются новые дециметровые каналы ТНТ и «MTV-Россия» В стране действует более 500 телецентров (в1991 г. их было 75).

2000 — распад телекомпании НТВ, после смены ее вла­дельца часть сотрудников переходит на канал ТВ-6.

2002— закрытие «ТВ-6 Москва». Начало вещания того же редакционного коллектива на ТВС.

ОРТ переименован в «Первый канал», РТР — в «Россию».

2003— заканчивает свое существование телекомпания ТВС.
На 6-й кнопке появляется телеканал «Спорт» как дочернее предприятие ВГТРК.

 

 

420_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Приложение 8

Примерный сценарий типового короткометражного музыкального радиорассказа

СЦЕНАРИЙ

музыкального радиорассказа «Гори, огонь творчества!»

Хронометраж — 20 мин

Эфир_________________

 

ДИКТОР: Предлагаем вашему вниманию музыкальный радиорассказ «Гори, огонь творчества!» У микрофона член Союза журналистов России Александр Киселев.

(Звучит песня «Песенка моя», затем микшируется.)

ВЕДУЩИЙ: Вы слушаете выступление детского хора Дворца куль­туры профсоюзов г. Саранска Мордовии. Поют здесь учащиеся 1—4-х клас­сов. Существует детский хор уже пять лет, а создал его художественный руководитель Василий Иванович Четыркин. Передаем ему микрофон.

ЧЕТЫРКИН (МГФ): Когда я еще учился в консерватории у меня была мечта работать с детьми младшего возраста. И, как результат этого — со­зданный мною хор детской песни октябрьского возраста. За пять лет суще­ствования, нужно сказать, мы многого достигли. Репертуар наш большой и разнообразный. Ребята часто выступают с концертами в школах на утренни­ках и тематических вечерах, перед участниками совещания в Доме союзов. Ежегодно весной у нас проходят отчетные концерты. Ребята бывают часты­ми гостями и в сельской местности. И, конечно, очень приятно, что всегда нас встречают тепло. Участники детского хора не раз награждались грамо­тами и подарками. Мне хотелось бы особо отметить самых активных участ­ников художественной самодеятельности. Это прежде всего Лариса Троше­ва, Алеша Стешин, Саша Соколов, Аня Комарова и многие другие

В исполнении Миши Бершак послушайте песню композитора Томина на стихи Долматовского «Родина». Аккомпанирует Татьяна Викторовна Фрадкина.

(Исполнение.)

Конечно легче увлечь ребят каким-то делом на короткий срок. Труд­нее заставить заниматься им много лет подряд. Коллектив хора год от года меняется, совершенствуется, решает более трудные задачи, одним сло­вом — живет. И от этого не угасает интерес ребят, их настроение, не убавляется энтузиазм коллективного творчества. Ребята верят, что их твор­чество необходимо людям. Именно поэтому с такой увлеченностью они поют в хоре.

ВЕДУЩИЙ: Василий Иванович, что же привлекает, на ваш взгляд, ребят в ваш коллектив?

ЧЕТЫРКИН (МГФ): Здесь прежде всего хорошо оборудованный хо­ровой класс Дворца культуры профсоюзов. Просторный зал с большими светлыми окнами. У нас хороший концертмейстер Татьяна Викторовна Фрад­кина. Конечно, немаловажную роль играет и репертуарный план, и пра­вильно организованный досуг ребят, ведь помимо своих выступлений, мы

Теория и практика массовой информации____________________________421

 

все вместе посещаем и хоровые коллективы, и кино, и выставку произве­дений скульптора Эрьзи. Нередко выезжаем на природу. Словом, с помо­щью музыки ребята учатся понимать прекрасное, входят в мир добра и справедливости, что очень важно. А, самое главное, на мой взгляд, что привлекает ребят в наш хор — это их личное стремление, страстное же­лание, большая увлеченность заниматься художественной самодеятельностью

Песенку композитора Шаинского на стихи Пляцковского «Чему учат в школе» ребята поют давно и, причем, с особой охотой. Это, пожалуй, одна из любимых их песен.

(Исполнение.)

ВЕДУЩИЙ: Слушая нашу передачу, некоторые из радиослушате­лей, и в частности родители, могут спросить, не утомляют ли детей и учеба в школе, и занятия музыкой?

Все знают, что учиться в школе необходимо и закономерно. Настолько -же важно заниматься музыкой, совмещая это с учебой, ведь каждое вы­ступление детей на сцене — это своеобразное открытие мира, это встре­ча с искусством. Они наполняют детей не только знаниями, но и положи­тельными эмоциями. И это дает им новые силы.

А теперь послушаем, как сами ребята смотрят на свое увлечение музыкой. Говорит Валя Иванова.

ИВАНОВА (МГФ): Мне очень нравится.петь в хоре. Здесь я научи­лась ценить время. Теперь составляю свой режим дня так, чтобы все успе­вать. Ни минуты не трачу впустую. Занятия в хоре нисколько не мешают нам хорошо учиться, у нас здесь все ребята учатся хорошо.

(Исполнение.)

ВЕДУЩИЙ: Чтобы ответить, какова же роль музыки в жизни детей, хочется привести слова известного детского композитора Дмитрия Бори­совича Кабалевского «...Главной задачей массового музыкального воспи­тания в общеобразовательной школе является не столько обучение музы­ке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». Думается, что луч­шим подтверждением этой мысли является работа таких самодеятельных коллективов Республики Мордовия, как детский хор Дворца культуры профсоюзов города Саранска.

(Музыка микшируется.)

Так пусть же не угасает в них огонь самодеятельного творчества, пусть эта радость творчества станет ключом коллективного созидания, которое открывает в детях лучшие человеческие качества. Конечно, не все из них станут профессионалами, но любовь к музыке останется у них навсегда.

(Звучит песня «Пополам».)

ДИКТОР: Вы слушали музыкальный радиорассказ «Гори, огонь твор­чества!» Вел передачу Александр Киселёв.

Автор сценария А. Киселёв

Редактор Н. Щипалкин

Звукооператор В. Гостева

Звукорежиссер И. Посадская

Режиссер Н. Горбунов.

 

420_____________________________________________________А.Г.Киселев

Приложение 9

Примерный сценарий типового сатирического киносюжета «Подписано — с плеч долой!»

Редакция писем «Мы все в ответе»
Эфир_________________________

 

КИНОСЮЖЕТ

(расширенный)

«Подписано — с плеч долой!»

 

(Корр. (МГФ): со строителями):

СТРОИТЕЛЬ: С завода должны сюда привозить на поддонах. А отсюда на машины грузить краном С машины тоже краном снимать, чтобы не валить кир­пич. Кран с завода, кирпич положен, так и доставлять н







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия